ГоловнаЕкономікаДержава

Бюджет краху

Ранним утром 29 декабря, под давлением премьера Яценюка, президента Порошенко и острой потребности наименее сознательной части депутатского корпуса в новогоднем отдыхе (один из депутатов назвал это "поехать на округа"), Верховная Рада приняла государственный бюджет на 2015 год. Принятию документа предшествовали почти суточные баталии, в процессе которых парламент лихорадочно пытался хоть как-то улучшить различные аспекты фискальных планов правительства.

Фото: Макс Требухов

В улучшениях бюджетный документ, мягко говоря, остро нуждается. Причем, как в отдельных деталях, так и в целом на концептуальном уровне. Рассмотрим основные из них.

Повышение доли государства в экономике

Одной из основных проблем современной Украины являются гигантские масштабы перераспределения ресурсов через государственный сектор экономики - с учетом квази-бюджетных расходов (в первую очередь, финансирования дефицита НАК "Нефтегаз Украины") доля расходов государства в ВВП достигает примерно 60%. При этом, государственный сектор в Украине является безумно коррумпированным и неэффективным. Значительная часть его расходов банально разворовывается, остальное же расходуется, зачастую, крайне нерациональным и затратным образом. Изъятие огромных ресурсов из гораздо более эффективного частного сектора в неэффективный госсектор существенно тормозит развитие экономики Украины и мешает стране вернуться к устойчивому и быстрому экономическому росту.

Как же решает эту проблему предложенный правительством бюджет на 2015 год? Он ее усугубляет.

Долю расходов госбюджета в ВВП правительство предложило повысить на 3,2% от ВВП - с 26,8% (1-3 кварталы 2014 года) до 30%. Сообразно повышаются и доходы (главным образом, за счет увеличения налогообложения) - на 3,7% от ВВП, с 23,4% (1-3 кварталы 2014 года) до 27,1%.

Вместо того, чтобы смягчить необходимое для выживания страны повышение военных расходов до 5% от ВВП с помощью снижения госрасходов в других сферах, правительство предпочло топорно повышать нагрузку на экономику.

Отсутствие реформ

Старший экономист американского Института мировой экономики Петерсона и один из наиболее авторитетных западных специалистов по постсоветским экономикам Андерс Аслунд обозначил следующие первоочерёдные реформы, необходимых для выведения Украины из кризиса и возобновления экономического роста:- сокращение субсидий на потребление газа населением;

  • упразднение дотаций угольной промышленности;
  • упразднение спецпенсий чиновников;
  • сокращение размера госаппарата.

Из этих четырех реформ бюджет на 2015 год предусматривает вторую - дотации угольной промышленности, значительная часть которой уничтожена войной, наконец-то упраздняются.

Однако, ни упразднения спецпенсий, ни какого-либо внятного сокращения госаппарата, ни даже предусмотренного всеми договоренностями с МВФ сокращения субсидий на потребление газа в бюджете на 2015 год нет.

В ответ на заданный в зале вопрос депутата от "Самопомощи" Виктории Войцицкой, премьер Яценюк пообещал, что бюджет будет дополнен расчетами по сокращению субсидий на газ и введению адресных дотаций для малоимущих.

Вопросы же спецпенсий и сокращения госаппарата, фактически, повисли в воздухе. А ведь они являются ключевыми маркерами положительных изменений - в том числе, и для западных партнеров Украины.

Фото: Макс Требухов

Дефицит бюджета и угроза дефолта

С учетом единого социального взноса, государство в Украине изымает в виде налогов порядка 35%-40% от ВВП, добирает еще порядка 5-7% от ВВП в виде разнообразных неналоговых поступлений. Расходы же на остальную сумму (не менее 13% от ВВП), составляющие реальный дефицит государственного сектора, финансирует за счет привлечения долговых средств и денежной эмиссии в огромных масштабах.Фактор печатного станка привел к вымыванию резервов Национального банка (сократившихся от своего пика в мае 2014 года почти в два раза) и сыграл важную роль в девальвации гривны. Проценты же по государственному долгу уже сейчас являются второй по размеру статьей государственного бюджета, после расходов на пенсии, и приблизительно равны дефициту госбюджета.

Что же предлагает в этом смысле бюджет 2015 года?

Во-первых, его доходная часть составлена излишне оптимистично. Например, по налогам на доходы, прибыль и прирост рыночной стоимости планируется собрать ту же долю в ВВП, что и в 2013 году, тогда как во время кризиса она, как правило, проседает (например, в 1-3 кварталы 2014 просела на 0.7% от ВВП). Таким образом, заявленный дефицит государственного бюджета в 63 670 млн гривен (3.6% от ожидаемого МВФ в 2014 году номинального ВВП) занижен - в реальности он будет больше.

Во-вторых, предусмотрен целый ряд статей расходов, финансируемых с помощью облигаций внутреннего госзайма, что в нынешних условиях означает эмиссионное финансирование со стороны НБУ:

  • 31 500 млн гривен для покрытия убытков "Нефтегаза Украины";
  • 20 000 млн гривен для финансирования фонда гарантирования вкладов физлиц;
  • 36 500 млн гривен для рекапитализации банков.

Кроме того, 65 400 млн гривен своей прибыли в бюджет должен перечислить НБУ, что, фактически, также является эмиссионным финансированием. Фактически, реальный дефицит бюджета государственного сектора составит около 13% от ВВП, из которых 9% от ВВП предлагается профинансировать с помощью печатного станка.

Это грозит дальнейшим падением гривны, высокой инфляцией и вымыванием резервов НБУ. В перспективе же - причем, ближайшей - гиперинфляцией, схожей с той, которая была в 1990-х.

Бюджет краха

Принятый бюджет, таким образом, лишь усугубляет экономические проблемы страны и препятствует макроэкономической стабилизации и выходу экономики из кризиса. Единственный вариант, при котором его выполнение не приведет к дальнейшему обвалу гривны и скорой гиперинфляции - если его согласятся профинансировать в полном объеме международные кредиторы. Однако, это крайне маловероятно, так как они заинтересованы в реформах, а не в поддержании статус кво и набивании тугих кошельков кормящихся за счет украинской казны коррупционеров.Страна может прожить по этому бюджету в качестве временного документа до февраля - по словам премьера Яценюка, к этому времени станет понятна позиция международных кредиторов и бюджет будет пересмотрен в соответствии с ней.

Однако в феврале бюджет, в любом случае, придется кардинально менять. Другого пути, кроме сокращения номенклатурных привилегий - таких как спецпенсии, - раздутого госаппарата и коррупционных и неэффективных расходов у Украины нет. Без такого сокращения страна рискует просто не пережить 2015-2016 годы.

Павел Кухта Павел Кухта , Заступник голови Стратегічної групи радників при Кабінеті міністрів України
Читайте новости LB.ua в социальной сети Facebook