ГоловнаКультура

Характер нордичний

В городе на западе Швеции Гетеборге завершился кинофестиваль - самый крупный в Скандинавском регионе. Несмотря на холодную погоду, усиливающуюся повышенной влажностью, шведы организовывают смотр своего кино именно в январе - чтобы успеть к началу кинофестивального года. LB.ua съездил в Гетеборг, посмотрел новинки нордического кино и убедился: украинские кинофестивали от мировых тенденций не отстают.

Открытие кинофестиваля в Гетеборге, кинотеатр "Дракен"
Фото: Marit Lissdaniels / Göteborg Film Festival
Открытие кинофестиваля в Гетеборге, кинотеатр "Дракен"

Как и на каждом кинофестивале, в Гетеборге проходит несколько конкурсных программ.

Самая главная из них - “Лучший скандинавский фильм”, в которой соревнуются 8 игровых фильмов из стран региона. Победитель конкурса получает 1 млн шведских крон и статуэтку дракона, символа фестиваля. Денежный приз в Гетеборге - самый большой в мире и может позволить режиссеру спокойно начать создание своего следующего фильма. В этом году главный приз получил датский фильм режиссера Саману Ашеша Сальстрема “В твоих руках” - его полнометражный дебют.

Второй по важности конкурс - “Лучший скандинавский документальный фильм”. Документальное кино в Скандинавии любят, снимают и смотрят. В этом году тенденцией стали фильмы шведских режиссеров, снятые в других странах - Бразилии, Сомали и так далее. Прогнозируемым лауреатом в этой категории стал фильм Джошуа Оппенхаймера “Взгляд тишины” - вторая часть знаменитого “Акта убийства”, номинированного на “Оскар” в 2014 году.

Кроме того, в Гетеборге проводят отдельный конкурс дебютов, в котором участвуют первые или вторые фильмы режиссеров со всего мира, не только из Скандинавского региона. Премию за лучший дебют учредил Ингмар Бергман, она названа его именем, и отборщики фестиваля стараются брать в конкурс фильмы, снятые в духе знаменитого режиссера. На Гетеборге-2015 лучшим дебютом стал болгарский фильм “Урок”, участвовавший, кстати, в основном конкурсе киевской “Молодости” в прошлом году.

Фильм “Моя тощая сестра” шведского режиссера Санны Ленкен получил приз зрительских симпатий. Это первый полнометражный фильм Ленкен, на счету которой - короткометражки, телефильмы и сериал “Двойная жизнь”, который шел на шведском ТВ с 2010 по 2012 год.

Кадр из фильма "Моя тощая сестра"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Моя тощая сестра"

“Моя тощая сестра” (Min lilla syster) - драма об отношениях двух сестер. Двенадцатилетняя Стелла хочет быть похожей на свою старшую сестру Катю, которая занимается фигурным катанием. Поиск собственного “я” девочкой, находящейся под давлением разных микрокосмов (своей старшей сестры, одноклассницы и родителей, которые явно не уделяют детям нужного количества времени) очень детально прописан Ленкен и хорошо проигран Ребеккой Йозефсон, которая явно переигрывает исполнительницу роли старшей сестры. К детским трудностям самоопределения добавляется еще одна драма: Катя, одержимая собственным весом, страдает булимией, но при этом не прекращает тренироваться. Назревший кризис в семье становится своеобразным триггером для самоопределения Стеллы.

Старшую сестру, к слову, сыграла шведская поп-звезда Эми Даймонд - не самая лучшая в мире актриса, но ее присутствие привлечет к фильму внимание массового зрителя, что для фестивального кино в Скандинавии очень важно.

Участник конкурса из Финляндии - фильм “Они сбежали” (They have escaped) - был отмечен премией имени Свена Нюквиста за лучшую операторскую работу (и, к слову, был показан на “Молодости” осенью).

Кадр из фильма "Они сбежали"
Фото: www.tiff.net
Кадр из фильма "Они сбежали"

Картина режиссера Джей-Пи Валькеапяя - это, по его же словам, сказка о Гензель и Гретель, положенная на реалии современного финского общества. Главные герои сбегают из интерната для проблемных подростков - Йони только что устроился туда на работу (чтобы отбыть наказание за побег из армии), а Райса является самой бунтующей обитательницей интерната. Они отправляются в путешествие, чтобы найти давно спрятанный Райсой клад и начать новую жизнь.

“Они сбежали” - сюрреалистическое роуд-муви с серьезным социальным подтекстом. Ближе к середине фильма выясняется, что Райсу в интернат сдали ее собственные родители, после чего благополучно забыли о ее существовании. Валькеапяя составляет картину таким образом, что становится ясно: детям, выброшенным на обочину общества, ничего больше не остается, кроме как бесконечно бежать.

Тоскующая по дому” (Homesick) - еще один участник основного конкурса Гетеборга-2015. Это третий полнометражный фильм шведского режиссера Энн Севитски, чей дебют “Безумно счастлива” вы могли видеть в конкурсе “Молодости” в 2011 году.

Кадр из фильма "Тоскующая по дому"
Фото: www.sundance.org
Кадр из фильма "Тоскующая по дому"

В новом фильме Севитски рассказывает историю Шарлотты, живущей в довольно растерянном состоянии, - ей отчаянно не хватает родственной души. У нее есть парень, есть любимая работа - она преподает в школе танцев (и этим, как и своим психологическим состоянием похожа на Фрэнсис из позапрошлогоднего фильма Ноа Баумбаха), ее лучшая подруга пригласил ее стать подружкой на своей свадьбе. Как и в фильме “Безумно счастлива” внешние атрибуты душевного благополучия лишь скрывают глубину кризиса главной героини.

Чтобы заполнить эту пустоту, Шарлотта разыскивает своего сводного брата Хенрика. Они находят общий язык, причем до такой степени, что у них завязывается бурный роман. Севитски намеренно провоцирует зрителя сценами инцеста (некоторые даже уходили с просмотра, что в Гетеборге можно наблюдать крайне редко - все, как правило, досматривают фильмы до конца), но, кажется, сама не до конца понимает, зачем они ей нужны. Очевидно, что этот роман обречен на неудачу и главную героиню ждет погружение в еще больший кризис, но при этом режиссер не предлагает никаких решений этого конфликта - он будто рассасывается сам собой. Вместе со зрительским интересом к Шарлотте и ее переживаниям.

Исландская трагикомедия “Северный Париж” Гафстейнна Гюннара Сигурдссона тоже была в программе “Скандинавская панорама” на “Молодости”.

Кадр из фильма "Северный Париж"
Фото: www.viff.org
Кадр из фильма "Северный Париж"

Главный герой Хуги переехал из Рейкьявика в маленький город, чтобы найти душевный покой после разрыва с девушкой. Он лечится от алкоголизма, посещая собрание анонимных алкоголиков (на которые ходит еще два человека, и, конечно же, никакие они не анонимные). В один прекрасный день на пороге появляется отец Хуги, точно также сбежавший, только из Малайзии. Отец со своим алкоголизмом не борется, а, хорохорясь и молодясь, разрушает и без того шаткий маленький мир своего сына.

Камерное кино, демонстрирующее, пожалуй, одну из отличительных черт скандинавских режиссеров, - чувство юмора и самоиронию. Ничего на кинофестивале в Гетеборге не получил, хотя если бы там была номинация за лучшую музыку к фильму, то ее следовало бы отдать “Северному Парижу”.

Женщины в мужских рубашках” (Women in Oversized Men's Shirts) норвежского режиссера Ингвильд Све Фликке продолжает девичью тему на фестивале. Более того, фильм Фликке и фильм “Моя тощая сестра” были показаны в один день, что явно свидетельствует о том, что отборщики Гетеборга также склонны к рифмам в своей программе.

Кадр из фильма "Женщины в мужских рубашках"
Фото: www.giff.se
Кадр из фильма "Женщины в мужских рубашках"

Фильм назван так же, как и стихотворение главной героини Сигрид, молодой феминистки, высмеивающей клише и стереотипы современной культуры, воспевающей отношения между мужчинами и женщинами. Она знакомится с популярным писателем Каре Тривле, влюбляется в него и, естественно, воспроизводит все высмеянные ею ранее клише. Вторая сюжетная линия повествует о дружеских отношениях между несостоявшейся писательницей Астрид, которая работает на заводе, и художницей-перформансисткой Триной, забеременевшей от нью-йоркского куратора и пытающейся превратить собственные роды в очередной перформанс.

Это режиссерский дебют Фликке, поставленный по феминистскому роману Гунхильды Эйхёуг “Wait, Blink”. Три женщины в ее фильме борются не столько со стереотипной реальностью, но и с самими собой - и удачнее всего это получается у саркастичной писательницы, не растерявшей за годы творческого застоя остроты мысли.

Одним из бесспорных хитов программы стал документальный фильм Джошуа Оппенхаймера “Взгляд тишины” (The Look of Silence), в котором режиссер продолжил исследовать тему массовых убийств в Индонезии в 1965 году.

Кадр из фильма "Взгляд тишины"
Фото: www.indiewire.com
Кадр из фильма "Взгляд тишины"

Первый фильм на эту тему - “Акт убийства” - стал настоящим прорывом в документалистике и даже был включен в список лучших документальных фильмов всех времен и народов. В нем Оппенхаймер показал события не с позиции жертв геноцида, что было бы весьма ожидаемо, а с позиции людей, совершавших эти убийства. Они не без гордости рассказывают о содеянном и даже реконструируют отдельные сцены своей биографии. Поскольку многие из них остались при власти в Индонезии до сих пор, их точка зрения не стала предметом для общественного обсуждения, а молча принимается всеми, как основная. Во “Взгляде молчания”, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, Оппенхаймер обращается к позиции жертв геноцида. Главный герой этого фильма - Ади Рукун, чей брат был жестоко убит во время чисток в 1965 году, пытается докопаться до правды. Он внимательно смотрит видео, снятое Оппенхаймером с исполнителями убийства брата, а затем общается с теми, кто был причастен к этой казни.

После такого сложного гуманистического эксперимента Оппенхаймера, как “Акт убийства”, фильм с позиции жертв может быть воспринят как спекуляция на теме геноцида в Индонезии. Но, несмотря на очевидное решение предоставить право голоса пострадавшим от трагедии в Индонезии, фильм Оппенхаймера поднимает неочевидные, но очень важные вопросы о переписывании истории и этическом релятивизме.

Организаторы украинского фестиваля документального кино о правах человека DocudaysUA обещают показать “Взгляд тишины” в Киеве в марте.

Кадр из фильма "У каждого лица есть имя"
Фото: Facebook / EveryFaceHasAName
Кадр из фильма "У каждого лица есть имя"

Фильм Оппенхаймера был таким очевидным фаворитом в документальной конкурсной программе Гетеборга, что возникает вопрос об уместности его отбора в конкурс. На фестивале вручают только один приз для документальных фильмов, поэтому разделить успех “Взгляда тишины” оказалось некому. Хотя выбор был. Очень хорошие отзывы критиков получили фильмы “Pixadores” - о группе бразильских художников, которые рисуют свои работы с риском для жизни, забираясь на самые высокие здания в Рио-де-Жанейро, и “У каждого лица есть имя”, в котором потомки выживших узников нацистских концлагерей смотрят архивные видео 28 апреля 1945 года, когда сотни освобожденных узников прибыли в порт Мальмо.

Вместе с этим, ожидаемая внеконкурсная премьера - “Мисс Джули” Лив Ульманн - не оправдала возложенных на нее надежд. Это экранизация одноименной пьесы Аугуста Стриндберга, которую в Швеции очень любят и регулярно ставят. Возможно, внушительная традиция инсценизаций “Мисс Джули” добавляет фильму Ульманн каких-то смыслов, но в качестве самостоятельной работы фильм вызывает много вопросов.

Разыгранная тремя актерами - Джессикой Честейн, Колином Фареллом и Самантой Мортон - драма о власти, классовых отношениях и любви, которая оказывается неразрывно с ними связана - хорошо бы смотрелась в театре, даже с тем же актерским составом. Но Ульманн и оператор фильма Михаил Кричман (снявший почти все фильмы Андрею Звягинцеву, в том числе “Левиафан”) злоупотребляют крупными планами и этим оказывают медвежью услугу Колину Фарреллу, который гораздо лучше смотрится в фильмах братьев МакДонахов, а в “Мисс Джули” оставляет неоднозначное впечатление.

Кадр из фильма "Мисс Джулия"
Фото: collider.com
Кадр из фильма "Мисс Джулия"

Фарелл и Мортон играют пару слуг - Яна и Кристину, работающих в доме капризной мисс Джули (Честейн). Они собираются пожениться, но в день летнего солнцестояния напряжение между Яном и Джули достигает своего апогея и плавное течение дней меняет свое направление. Действие все время балансирует между превосходством Джули, как представительницы высшего сословия, и победами Яна, как мужчины, который может претендовать на более высокий социальный статус в силу своего гендера.

Конечно же, несоответствие Колина Фарелла своей роли не портит текст Стриндберга, но, скажем так, местами обесценивает его. Многие из режиссерских решений Ульманн кажутся неуместными и не срабатывают в пользу материала, который она экранизирует.

Впрочем, это, конечно же, не помешало ей получить почетную награду за вклад в киноискусство в начале кинофестиваля - все-таки Лив Ульманн остается, в первую очередь, гениальной актрисой из бергмановских фильмов.

***

Кинофестиваль в Гетеборге стал одним из первых в начале длинного фестивального года. Параллельно с ним проходили Роттердам и Санденс, где смотрят независимое европейское и американское кино, а следом за ним, уже в этот четверг, стартует 65-й Берлинский кинофестиваль.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, Редакторка відділу "Культура"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter