ГоловнаБлогиБлог Василя Вакарова

Министр Данилюк: коррупционер или жертва?

В начале января 2012 года в Украине произошло событие, на которое тогда мало кто обратил внимание, поскольку общество, в основном жило ожиданием футбольного праздника и последующим, запланированной властью “увеличением инвестиций и экономическим подъемом”.

Именно тогда вступила в силу норма закона об обязательном декларировании всех расходов и доходов. Эта норма касалась более одного миллиона украинских чиновников. Мало того, форма “антикоррупционной” Декларации впервые была утверждена Законом для того, чтобы в неё было меньше возможностей вносить какие-либо изменения. 

Это событие напрямую касается Александра Данилюка, недавно назначенного Верховным Советом министром финансов в правительстве В. Гройсмана.

Александр Данилюк
Фото: zn.ua
Александр Данилюк

Сразу отмечу, что все, изложенное в этой статье является моей личной точкой зрения как специалиста в области антикоррупционной политики в нашей стране.

Что должен был сделать Александр Данилюк, прежде чем 17 июля 2014 года его назначили на должность Представителя Президента в Правительстве Украины в Администрации Президента Украины?

Кроме предоставления различных документов, идентифицирующих личность, Данилюк должен был заполнить и сдать в кадровую службу эту самую Декларацию за предыдущий 2013-й год.

В Разделе V Декларации есть позиция 49, которая называется “Размер взносов в уставный капитал общества, предприятия, организации”, в которую кандидат Данилюк обязан был внести данные о том, в каких предприятиях есть его вложения в уставный фонд с четким обозначением этих сумм. Кроме этого декларант должен был расписать какую из вложенных сумм он осуществил в украинские предприятия, а какую в зарубежные, а также отметить какие суммы денег были вложены им за текущий период.

Исходя из опубликованных в СМИ данных, Александр Данилюк должен был указать в этом разделе свои доли в трёх (!!!) зарубежных компаниях: двух на Кипре и одной на Каймановых островах (оффшорные зоны). На счетах одной из этих фирм в 2014 году была размещена сумма 457,6 тысяч фунтов стерлингов (16 млн. 700 тысяч гривен).

Но он этого не сделал!

Аналогичные данные А. Данилюк должен был внести в Декларации за 2014 и 2015 годы.

Но он снова не внес эти данные в Декларацию!

Помимо заполнения Декларации, статья 14-ая этого же Закона предписывала Александру Данилюку в течении 10 дней (до 27 июля 2014 года) передать в управление третьему лицу свои корпоративные права во всех трех компаниях.

Не осуществив требуемые Законом действия, начиная с 27 июля 2014 года, А. Данилюк оказался в зоне потенциального или реального конфликта интересов.

Перед тем как перейти к следующему разделу анализа необходимо отметить, что чиновники в нашей стране делятся на государственных служащих и других лиц, которые обязаны заполнять и подавать декларации.

Положение А. Данилюка характеризуется тем, что он был государственным служащим и, соответственно, на него в 2014-2016 годах распространялся Закон “О государственной службе”, согласно которому за определенные проступки госслужащий может привлекаться к дисциплинарной, административной или иной ответственности за нарушения Присяги госслужащего.

Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что этот чиновник с лета 2014 года был, по сути, главным антикоррупционером страны. Ведь он является руководителем от Украины в группе стран против коррупции GRECO. Одновременно, он являлся руководителем рабочей группы, созданной Администрацией Президента, которая занималась разработкой проектов законов:

“Об антикоррупционной стратегии на 2014-2017 годы”;

“О Национальном антикоррупционном бюро Украины”;

“О предотвращении коррупции".

Кроме того, Александр Данилюк начиная с весны 2015 года и до сих пор заседает в комиссии по избранию руководителей антикоррупционного агентства (органа, который будет заниматься расследованиями его правонарушений..).

За последний период времени Александр влиял и влияет на назначение многих руководителей антикоррупционных органов страны, что также дает повод усомниться в объективном расследовании его коррупционных правонарушений.

Даже простое перечисление этих фактов свидетельствует о том, что Данилюк знал, но умышленно скрывал собственное участие и руководство незадекларированными компаниями.

Он проявил преступную беспечность. Так бывает, когда высокопоставленный чиновник уверен в своей безнаказанности. То, что сейчас Данилюк надел "овечью шкур" не меняет его "волчьей сути".

Какой выход есть у бывшего госслужащего, а сейчас у политика Данилюка?

С правовой точки зрения такими вариантами могут быть: отставка; инициирование собственного расследования с временным отстранением от должности.

Надо сказать, что реакция Данилюка на обвинения в коррупции не новая и ни чем не отличается от реакции чиновников-коррупционеров, которые попались на коррупции в других странах.

Например, Жером Каюзак (министр бюджета Франции) в 2012-2013 годах полгода врал, обманывал, сопротивлялся обвинениям в коррупции и давлению на него со стороны общества, но, в конце концов, был уволен со всех постов и привлечен к ответственности за коррупцию.

Ждёт ли такая же участь Данилюка?

Не знаю. Украина не Франция.

Но не это главное. Данилюк находится на "крючке". Мы не знаем, что еще скрывает этот человек (как правило, в таких случаях журналисты выкладывают только часть компромата).

Единственный вывод, к которому я пришел в заключении – не может чиновник с такой репутацией представлять мою страну перед внешними кредиторами, донорами и инвесторами.

Ведь все они требуют от Украины искоренять коррупцию и коррупционеров.

Василь Вакаров Василь Вакаров , Публицист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter