Эмпатия во время войны

Оккупированные территории Донбасса и Крыма, два миллиона граждан, бежавших от войны, разрушенные дома и более пятидесяти тысяч убитых. И война продолжается.

Фото: EPA/UPG

Кроме военной агрессии со стороны террористической Российской Федерации, причина конфликта внутри страны – состояние сознания наших граждан. Можно назвать массу причин этого – киллерская кремлевская пропаганда, отсутствие культурной политики в течение последних двадцати пяти лет Независимости, бедность, как результат коррупции, и отсутствие элиты в стране. В корне всего этого лежит состояние сознания. Сознание обычного украинца. И это то, с чем нужно работать и то, что необходимо изменять. Это единственный способ победы в гибридной войне.

Государство по-своему решило эту проблему – создало Министерство информационной политики. Самое не эффективное из всех возможных решений в этой сфере, потому что симметричные ответы всегда проигрышны.

Что делать? Как менять эту ситуацию? Как работать с сознанием людей?

Из личного двухлетнего опыта восстановления разрушенных школ на прифронтовых территориях, скажу, что ключевой задачей является измененное состояние сознания учителей школ. Да-да, именно учителей средних школ. Ведь дети довольно быстро идут на контакт и доверяют, их психика мобильна. И пока мы общаемся, видим понимание, отклик в ответ на нашу поддержку. Несмотря на психологические травмы, дети открыты и добры. Но, мы уезжаем и учителя снова становятся вершителями их судеб.

Ответ на вопрос, что делать с учителями, часто старшего возраста и не проукраинских взглядов, лежит в плоскости социальной этики. Хотя есть сомнения в том, что помощь и поддержка могут их изменить. Ведь мы сотканы из тоталитаризма - тип мышления и способ действия в повседневной жизни, культурные стереотипы, система коммуникации построены на иерархии, не учитывает коммуникационные потребности людей, не уважает личность и не обеспечивает равные права и свободу слова.

И вот я стала участником первой Интегральной школы «Эмпатия-2016» и наблюдала процесс изменений 30 учителей с прифронтовых Луганской и Донецкой областей.

В этой десятидневной школе мы изучали Метод ненасильственного общения с Эвой Рамбалой (Венгрия), развивали свой эмоциональный интеллект с Сергеем Чумаченко (Украина), осваивали практику внимательности и самосознания с Александром Росс-Джонсоном (Россия). Искусство фасилитации от Ирэны Пранскевичуте (Литва), арт-терапия Марина Вострова (Украина), Интегральная теория и Спиральная динамика Анастасия Некрасова (Швеция), Стратегическое планирование и проектный менеджмент Ростислав Борщ (Украина) – все это организовала невероятная Катя Ясько с командой общественной организации «Відкрита хата” в рамках литовско-шведского проекта.

Мы смеялись, плакали, занимались йогой и учились доверять друг другу. Стало понятно, что общение, эмпатия и поддержка друг друга меняют сознание людей прямо здесь и сейчас. И могут снять огромное напряжение в обществе. Потому что люди вместо того, чтобы идти за поддержкой друг к другу, идут к государству. А природа государства – бессердечна. Чтобы поддержать друг друга не нужно огромных финансовых вложений. Необходимо открытое сердце и рука дружбы.

Украина – страна, где душевное общение, личный контакт, поддержка и горизонтальные связи – важнее всех законов вместе взятых, важнее справедливости и власти.

Обучение эмоциональному интеллекту, ненасильственному общению и новому типу коммуникации – должна стать вопросом личной и национальной безопасности Украины.

«Майдан показал, что такое простая человеческая солидарность. Каждый гражданин Украины должен держать за руку другого, подставлять плечо.»

26 апреля 2016 года сказал погибший Павел Шеремет.

Лариса Артюгіна Лариса Артюгіна , Керівник громадської організації "Новий Донбас", кінорежисер
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter