«План Маршалла» для Украины

Как обеспечить макроэкономическую стабильность и как подавить инфляцию? Это знают почти все экономисты и это сделать интеллектуально просто, но болезненно. А вот как в теперешних условиях строить эффективную экономику в Украине – это большая проблема. Конечно, и она решаема. Тем более, что многие страны подобное уже решали, правда, индивидуально и, исходя из своего исторического опыта, сложившихся обстоятельств и особенностей текущего времени.

Фото: www.kmu.gov.ua/

Например, в 1989 г. в Польше был принят План Бальцеровича, получивший также название «шоковая терапия». Это был план широкомасштабных реформ, которые должны были позволить быстрое преобразование экономики Польши от устаревшей и неэффективной системы централизованного планирования к капитализму. Сейм в том же году принял пакет из 11 законодательных актов. План был одобрен и поддержан МВФ. И, как мы знаем, реформы были успешно проведены.

А вот в России Программа Шаталина-Явлинского «500 дней» оказалась непринятой программой перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 г. и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку, прежде всего, за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям». В целом программа содержала следующие предложения: приватизация государственной собственности; децентрализация управления экономикой; предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства. И всё же эта программа не была реализована в России.

Да, надо признать, все страны к своим политическим и экономическим кризисам шли почти одинаково, приблизительно теми же путями. А вот те государства, которые успешно решали свои политические проблемы и достигали экономического оздоровления – счастливы были каждая по-своему. Например, у нас в Украине, думается, основная сегодняшняя проблема связана с качеством политических и экономических решений. И особенно в ближайшее время еще более обострятся проблемы и противоречия, связанные с разрывом между бедными и богатыми, а также между сбережениями и накоплениями, т. е. между тем, что в нашей экономике сберегается и что инвестируется. И вот только тогда, когда эти цифры сблизятся (лучше за счет роста инвестиций, а не снижения сбережений) – тогда последует экономический рост и будет политическая стабильность.

Именно поэтому инвестор-миллиардер Джордж Сорос призвал Европейский Союз создать современный «План Маршалла», чтобы помочь Украине выйти из кризиса и интегрироваться в Европу. По его словам, Евросоюз мог бы не только обеспечить приток прямых иностранных инвестиций, но и обучение специалистов, в первую очередь в сфере управления. Сорос также отметил, что таким образом поступили страны Западной Европы по отношению к государствам Организации Варшавского Договора вначале 1990-х и этим обеспечили их успешный переход к рыночной экономике. В то же время, Сорос предупредил, что в 1940-50-е годы «План Маршалла», распространявшийся только на страны Западной Европы, привел к отчуждению восточноевропейских государств и СССР и призвал не повторить таких ошибок в текущей ситуации.

В этой связи хочу напомнить, что в те годы прошлого столетия «План Маршалла» фактически способствовал разделению Европы на сферы влияния. США быстро наполнили финансовые рынки Западной Европы деньгами и запустили механизмы для экономического развития. В тоже время СССР успешно стал насаждать в странах народной демократии свою советскую модель. Плюс у себя Советский Союз пошел по давно испытанному пути. Вначале была проведена конфискационная денежная реформа 1947 года. Затем голод, энтузиазм комсомольцев и труд заключенных. Это потребовало колоссальных жертв и усилий, но за 5 лет СССР смог восстановить страну.

А 4 апреля 1948 года был основан Североатлантический альянс (НАТО). В него вошли США, Канада и 10 западноевропейских государств. Объединенный штаб командующих представил тогда план оборонительных действий на случай наступления советской армии на Запад и на Ближний Восток. В ночь на 24 июня 1948 года по всему Берлину отключили свет. Советские войска перекрыли все сухопутные, железнодорожные и водные пути, которые вели в западную часть Берлина. Так началась блокада расквартированных там войск США, Великобритании и Франции. В США была усилена охрана атомного оружия и введена обязательная воинская служба. ЦРУ сообщило Президенту, что война маловероятна только в ближайшие 60 дней. Далее ЦРУ США гарантий мира не давало. Мир тогда оказался на грани Третьей мировой войны.

Эти уроки истории украинским властям надо помнить. Поэтому «уже на осенней конференции финансовых доноров правительство планирует предложить «План Маршалла» по развитию и реформированию Украины, который будет касаться всего региона», - заявил министр Кабинета министров Остап Семерак. «Премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение правительству в ближайшее время подготовить проект нового «Плана Маршалла» для Украины. Мы хотим презентовать этот «План Маршалла» для Украины на этой донорской конференции», — отметил Семерак. По его словам, нынешняя ситуация является критической и без международной помощи Украина не справится. «Это не сугубо украинская, а международная проблема и украинское правительство ожидает серьезной помощи от наших партнеров», — сказал он. Конференция доноров собирается для того, чтобы обсудить план реформ и донорскую помощь для их реализации.

Эти предложения и планы действий нашего правительства продолжил бы следующим важным вопросом: «А кто сможет у нас «нащупать» тенденции или «точки» будущего развития?» Ведь, думаю, не ошибусь, если предположу, что во всех странах с развитыми экономиками более всего борются за человека и его таланты. Когда же в Украине на первый план выйдет фактор человеческого капитала? Не зерновые и не футбол, не экономика традиционного типа и не сегодняшняя политика, а именно человек с его способностями быстро адаптироваться к изменяющимся политическим и экономическим явлениям.

И если уж совсем откровенно говорить, то по большому счету, сегодняшние вызовы в нашей стране хороши хотя бы потому, что на них надо обязательно отвечать. А вот когда нет кризисов, всё классно – то и делать, собственно, ничего не надо. В последнем как раз и состоит, например, фундаментальная проблема ресурсного проклятия – если у вас много денег, то зачем работать?! Поэтому на вопросы нашего украинского кризиса нам придется отвечать самим. А ждать, что кто-то придет из-за рубежа и укажет правильный путь – это, думаю, самое неприятное и опасное. Но от помощи отказываться нельзя. Как говорят: на Бога надейся, а сам не плошай.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter