ГоловнаБлогиБлог Юрия Мазура

Британский театр в кино: с танцем и песней

Самым доступным, и в то же время, как известно, важным искусством является кино. Доступность его в нашей стране обычно определяется широтой канала Интернета, а для переборчивых в плане качества - скоростью появления HD-рипов. Театр же пока что остаётся уделом богемы и фанатов. От редких любителей этого зеркала культуры всё чаще слышишь: "Да и на что у нас ходить?" Теперь даже этим снобам есть что ответить.

Фрагмент постера к спектаклю "Джон"
Фото: www.nationaltheatre.org.uk
Фрагмент постера к спектаклю "Джон"

Объединивший жанры проект Британский театр в кино добрался до Украины пробными "Франкенштейнами" Дэнни Бойла, и с тех пор привёз несколько добрых дюжин постановок Королевской Шекспировской компании, театров "Глобус", "Young Vic", конечно, Королевского Национального театра и многих других трупп, как именитых, так и заявивших о себе фамилиями задействованных "звёзд".

И вот настал момент, когда зритель получил возможность познакомиться не только с шекспировскими хрониками или даже пусть современными, но всё же драматическими экспериментами артистов. До нас добрались другие жанры: в зимний репертуар закрались как хореографическая, так и музыкальная постановки. Первая - скандальный "Джон", вторая - культовый мюзикл "Отныне и вовек".

Физический или телесный театр, как они себя именуют, DV8, никогда не гнушались эпатажем. Их постановки "Мёртвые сны монохромных мужчин" и "Цена жизни" впечатляют резкими жестами и практически акробатическим исполнением. При этом каждое па символично и исполнено смысла, а зачастую - несколькими. Откровенное решение избранных тем и неоднозначные движения полуголых тел притягивают взор и надолго остаются в памяти. Поставленный в прошлом году Джон, кроме всего вышеупомянутого, ещё и зазвучал.

Текст в "Джоне" подаётся беспрерывно, монологи перебивают друг друга, иногда иллюстрируя происходящее, иногда добавляя к нему ещё несколько смысловых оттенков. Вербатим, послуживший основой жёсткой и, казалось бы, социальной постановки, - не что иное, как биографическая справка неудобного человека. Своё неудобство он сглаживает алкоголем, наркотиками и неупорядоченными связями, невзирая на пол партнёров в любом из этих занятий. Внезапно из глубоко личной истории повествование переходит к будням гей-сауны, со всеми её вольностями и неразборчивостью, с блеском и нищетой.

Утверждать, что в этой вызывающей картинке теряется текст, не приходится. Полётность голосов скрашена разработанными акцентами, голосовые связки синхронизированы с остальными. Безупречная гибкость заставляет усомниться в наличии всех сухожилий у актёров, практически выворачивающих себя наизнанку не только фигурально. Ханнес Лангольф делает Джона на грани патологии, режиссёр Ллойд Ньюсон размышляет и натягивает тетиву нерва, так и не отпуская её. Украинский зритель оказывается неготовым к такой откровенности и, покидая зал, обижается, что ему не дали посплетничать о чужой постели, а сами предоставили всю подноготную.

Кадр из спектакля "Отныне и вовек"
Кадр из спектакля "Отныне и вовек"

"Отныне и вовек" - противоположный полюс предпочтений, от этого нисколько не становящийся хуже. Роман Джеймса Джонса стал широко популярным благодаря классической постановке 1953-го года с Бёртом Ланкастером и Монтгомери Клифтом и даже получил две телеверсии в многочасовом сериале с Ким Бэсингер. Тим Райс, не единожды сотрудничавший с самим Эндрю Ллойдом Веббером, усмотрел в культовом материале недюжинный потенциал для мюзикла - и история последних дней перед событиями Пёрл Харбор обрела жизнь на подмостках. Райс настоял на полной версии романа, появившейся в печати лишь в 2011 году, таким образом мир обнаружил, что Джеймс Джонс, сам служивший на Гавайях, описал быт солдат не только в традиционных борделях, но и в гей-барах.

В отличие от вышеупомянутого "Джона", тема постановки если и нетрадиционна, то не в вопросе сексуальной ориентации. Две образцовые любовные истории обрамлены отменной хореографией и мелодичными песнями, как романтическими, так и марширующими. Атмосфера надвигающейся войны донельзя актуальна сейчас и для нас, вот только подход к патриотичности несколько иной. Одной из самых запоминающихся партий в исполнении хора солдат и ожидающих их дома девушек является песня More Than America (Больше, чем Америка) - о, грубо говоря, приоритетах в их системе ценностей. Что бы ни диктовали воинский устав и присяга, обычные люди всё же считают, что Америка, на защиту которой они встали, всё же не "понад усе".

Конечно, настоящий фанат театра предпочтёт наблюдать за происходящим в живую, здесь и сейчас, без монтажа, чем и ценен этот вид искусства. Но в последнее время позволить себе путешествовать по Британии может далеко не каждый, а, чтобы увидеть такое количество постановок, на Туманный Альбион нужно бы просто-напросто переезжать, ещё и там неплохо зарабатывать. К тому же, киноверсии постановок сняты таким количеством камер и кранов, что театральный зритель даже с первого ряда вряд ли получит возможность настолько подробно рассмотреть крупные планы и мимику героев. А в случае с театром Британии рассматривать и наслаждаться есть чем.

В ближайших планах показов - "Цезарь и Клеопатра" и "Буря" (обе с Кристофером Пламмером), "Большие надежды" Диккенса и повтор бродвейского хита "О мышах и людях" с Джеймсом Франко и Крисом О'Даудом.

Юрий Мазур Юрий Мазур , Переводчик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter