ГоловнаСуспільствоЖиття

Розчавлять

Удивительная трансформация. Граждане Украины, оплатившие написание и защиту своих диссертаций деньгами либо какими-то иными коррупционными способами, спустя несколько лет вполне уверенно чувствуют себя носителями научных званий. Привыкают. Тем более, что знают реальное происхождение подобных заслуг у многих своих коллег.

Фото: eliotcougar.blogspot.com

А привыкнув и поверив в своё «научное происхождение», достаточно скоро высказывают намерение занять более высокую научную ступеньку – члена-корреспондента или действительного члена отраслевой или всеобщей Академии Наук. Всем псевдоучёным там, разумеется, места нет. Тем более, что в этих рядах всегда необходимо содержать и серьёзных, настоящих учёных, иначе всё это бюджетопоглощающее образование попросту рассыпется. А поскольку всем места нет, алчущие научной славы «неудачники» немедленно идут легко и просто вступать в ряды иных академий, фактически являющихся банальными общественными организациями. А кого не берут и туда – организовывают новые, зачастую, экзотические академии. Ох, и полна же ими киевская Русь… Впрочем, как и большая Русь.

Никто не подсчитывал (во всяком случае, в открытой печати страны этого нет), сколько реально стоит налогоплательщику вся эта наукообразная якобы обслуживающая его деятельность. В сфере так называемой медицинской науки, в частности. При почти отсутствующем результате – близком к нулю цитировании украинских авторов и их публикаций в серьёзных профессиональных научных источниках за рубежом. Но есть и иные последствия у всей этой дорогостоящей околонаучной суеты: моральное и интеллектуальное разложение молодёжи, искренне пришедшей в науку. Молодёжи, регулярно читающей в англоязычном секторе интернета о реалиях и результатах мировой научной деятельности и сравнивающей эту информацию с научными буднями своих отцов-учителей и их так называемых научных школ…

Были в той стране и другие специалисты, претендовавшие на мастерство Создателя, демиурга. Ольга Лепешинская из неживого создавала живое, Трофим Лысенко из озимой пшеницы умел создать рожь…Здесь, в Украине изменилось. Мы захотели стать европейцами. Но – советские, мощные корни удерживают нас в прошлом..

— Семен Глузман

Фото: yesboleh.blogspot.com

Грустная картина. В стране, где с каждым годом лечиться становится всё опаснее и опаснее, неуклонно растёт количество врачей со всевозможными научными регалиями. В стране, где зачастую клинический интеллект неувенчанных званиями врачей явно выше такового у профессоров и иных преподавателей системы последипломного образования, эффективной научной деятельности быть не может. Одновременно, вырвавшиеся на зарубежные хлеба украинские врачи демонстрируют высокий уровень профессиональной пригодности, работают и в самых передовых научных проектах. Почему? Совсем не риторический вопрос. Но всегда безответный. В стране, где и президенты, и премьер-министры, и министры, и губернаторы, и народные депутаты зачастую рукоположены ВАКом (ГАКом, ныне) в учёные степени, никто из власть предержащих не хочет дискутировать на эту скользкую для себя тему.

А талантливая молодёжь в стране есть. Несмотря ни на что – есть. Но эта молодёжь в академиях и прочих «научных» клубах не состоит. Она – работает, думает, пишет. Она – востребована мировым научным сообществом, деятельность которого направлена на решение серьёзных медицинских проблем, на повышение комфортабельности нашего земного существования. Только один пример из близкой мне сферы. Двое молодых врачей достаточно успешно исследуют возможность прогнозирования эпилептических приступов современными методами. Их успехи интересны мировому научному сообществу. Их приглашают с докладами на самые престижные конференции. Им пишут заинтересованные в сотрудничестве с ними коллеги из Западной Европы, Северной Америки, Австралии. А здесь, в Украине – я не хочу называть их имена. Потому что знаю: раздавят. Или, в лучшем случае, возглавят своими номенклатурными фамилиями «список авторов». У них, искренних исследователей, нет и не будет специального финансирования. Ни Министерству здравоохранения, ни Академии медицинских наук они не интересны.

В стране сотни тысяч граждан страдают эпилепсией. Для них успешное прогнозирование приступов – спасение. Ну и что ж, плевать. Мы по-прежнему будем плодить имитаторов и шарлатанов. Будь это в моей компетенции, я бы портрет псевдодоктора Андрея Слюсарчука поместил на денежные купюры. Он, Андрей Слюсарчук – наш символ, а не Шевченко с Грушевским. Он нам социально близок. А Тараса Григорьевича с Михаилом Сергеевичем размещать на дензнаках мы ещё не заслужили.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram