ГоловнаЕкономікаДержава

Україна проти аграрного лобі. Час вибирати

Когда мы говорим, что в экономике нужно играть по правилам, мы подразумеваем не только наличие этих самых правил, но и их универсальность. То есть играть по единым правилам должны все участники рынка – независимо от масштабов или отрасли. Создание равных условий – одна из ключевых задач украинских реформ. Только тогда здоровая конкуренция позволит экономике развиваться динамично, без перекосов в пользу отдельных ФПГ. Эту линию диктует здравый смысл, мировой опыт и финансовые доноры Украины.

Фото: Макс Требухов

Эксперты МВФ прекрасно понимают важность конкуренции на рынке и по соглашениям с Украиной настояли на ликвидации ряда льгот в отраслях. В рамках этой стратегии Верховная рада Украины намерена принять законопроект №2527 "О создании справедливых условий для реализации сельхозпродукции и поддержки непосредственных сельхозтоваропроизводителей". Главная задача документа, на котором настаивает МВФ и Кабмин, он должен поставить всех фермеров в равные условия. Законопроект предполагает внесение в Налоговый кодекс изменений, которые с 1 января 2016 года переведут всех представителей аграрного сектора на общую систему налогообложения или, проще говоря, отменят льготы по уплате НДС для избранных агротрейдеров. Как правило, это самые крупные и вовсе не самые бедные компании.

Суммы, о которых идет речь, действительно впечатляют. По итогам прошлого года, согласно публичной отчетности крупных агрохолдингов, государство простило им около $300 млн. При этом наибольшие объемы налоговых льгот достались мясным гигантам "Укрлендфармингу" и "Мироновскому хлебопродукту". В условиях тотального «затягивания поясов» в условиях вызванного внешней агрессией кризиса экономики, такая щедрость для украинского бюджета проходит по категории «непозволительная». И главными выгодополучателями при существующей системе являются как раз крупные агрохолдинги.

Сложность администрирования льготной формы НДС и особые условия работы сельхозпроизводителей, требующие привлечения к торговым операциям посредников, делают особый режим налогообложения практически недоступным для небольших аграрных предприятий.

Интересами крупных агрохолдингов объясняет борьбу за сохранение особого режима налогообложения в АПК представитель отрасли, директор фермерского хозяйства "Лайф Инвест" Юрий Гнатюк. По его мнению, именно льготы в аграрном секторе привели к вымиранию села и превращению Украины в страну латифундистов. "Назовите хотя бы одну страну, кроме колониальной латифундистской Африки, Украины, России и Молдовы, где есть крупные корпорации в сельском хозяйстве. Таких нет. Такие компании возникают именно потому, что у нас почти не платят налоги. Когда в Польше средняя урожайность 70 центнер с га, в Украине — 43 центнера с одного гектара. Но поляк платит налоги из расчета примерно три тонны с гектара, а украинцы фактически ничего не платят... Крупные корпорации — это геноцид украинского села", - подчеркивает аграрий.

Фото: Макс Требухов

Отмена особого режима налогообложения в АПК позволит привлечь дополнительные средства в бюджет. По словам министра финансов Украины Наталия Яресько, аграрный сектор на сегодня является самой сильной отраслью экономики, при этом его роль в наполнении государственной казны незначительна. "АПК сейчас является наиболее весомой и наиболее сильной отраслью украинской экономики… Мы верим, что законопроект №2527 ни в коем случае не остановит аграрный сектор. Но отрасль действительно должна играть большую роль в налоговой базе ", - отмечает глава финансового ведомства.

По оценке представителя Международного валютного фонда в Украине Жерома Ваше, различные налоговые льготы для агропромышленного сектора ежегодно обходятся бюджету Украины в 30 млрд грн. Интерес Фонда к этому вопросу не случаен – он является одним из ключевых пунктов Меморандума между Украиной и МВФ, и обязательным условием для получения второго транша от Фонда. "У нас есть текущий проект меморандума, который является основой для второго транша. Это те обязательства, которые взяло на себя правительство. Одно из этих обязательств касается системы НДС в сельском хозяйстве", – отмечает Ваше.

При этом он согласен с украинскими экспертами, что преимущества от специального режима по уплате НДС в аграрном секторе получают только представители крупного бизнеса. По оценкам МВФ, Доля АПК в ВВП страны составляет около 10%, при этом сектор генерирует только 1% налоговых поступлений в бюджет.

Законопроект №2527 уже принят за основу. Однако мощное сопротивление, которое документ встретил со стороны лоббистов аграрных корпораций, широко представленных в Верховной Раде, затрудняет его продвижение. Судьба документа должна была решиться еще на прошлой неделе, но он так и не был поставлен на голосование. При этом, сохранение налоговых льгот в АПК в угоду аграрным олигархам может серьезно навредить взаимоотношениям Украины с МВФ, что грозит нашей стране печальной судьбой Греции.

По большому счету, дело даже не в наполнении бюджета, хотя сегодня этот вопрос стоит очень остро. И не в сотрудничестве с МВФ, хотя без его поддержки украинская экономика может рухнуть. В первую очередь вопрос стоит о выборе пути развития украинской экономики. Равные условия и честная конкуренция с одной стороны или льготы для избранных, политическое лобби и консервация старых правил игры с другой. Тот выбор, который мы откладывали слишком долго. Непростительно долго. Время вышло.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram