Магическое заныривание: погружаться или не погружаться?

Об окунании на Крещение, смыслах и традициях - мнения священнослужителей и мирян.

Фото: Макс Левин

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма во имя свв. апостолов Петра и Павла на Нивках в г. Киеве:

— Грядет праздник Крещения Господня, а с ним — Великий Водосвят.

Именно этот Водосвятный молебен более всего вызывает беспокойство у всех церковников: столько всего надо подготовить, продумать, создать торжественность службы, еще и удобство для того, чтобы освященную воду брали, всем бы ее хватило…

А еще — переживания по поводу ставших традиционными на Крещенские праздники погружения в реки, озера и иные водоемы.

В последнее время я встречаю все больше публикаций духовных особ, убеждающих, что погружаться на Крещение в воду не только не стоит, но и на грани кощунства. Написаны такие статьи убедительно.

Но лично я не могу быть против: сам-то я неоднократно погружаюсь в священные воды Иордана! Как я после этого могу запретить людям по искреннему желанию погрузиться в такие же, только у нас значительно севернее, крещенские воды?!

Весь Водосвятный молебен построен именно на прошениях — чтобы совершил Господь ту воду, что видим перед собой, водой Иорданской! А значит, как и в Израильских землях, христиане с благоговением призываются испить, почерпать и погрузиться в священные воды. И ключевое здесь слово: с благоговением!!!

Архидиакон Паисий (Кулиберов), насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве:

— В праздник Крещения Христова есть традиция — троекратно погружаться в воду со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», с уверенностью, что этим действом смываются и прощаются все грехи. Такое понимание праздника — неверное и ничего общего с его истинным смыслом и содержанием не имеет.

Праздник Крещения Христова не говорит о надобности окунаний — хоть в ледяную, хоть в подогретую воду, хоть с целью получить прощение грехов посредством окунаний, но раскрывает непостижимое действо Божественной любви к роду человеческому. Христос крестился в 30 лет, за три года до смерти на кресте и воскресения из мёртвых Он создал Свою Церковь, ради всечеловеческого спасения Её посредством.

С самых первых дней Христианства и до нашего времени возникало и возникает множество лгунов и шарлатанов, искажавших и искажающих смысл Христовой веры, чьи бредни и несоответствия путали и путают людей, лишая возможности правильно понимать веру Христову. Из той же тьмы — и традиция окунаний в праздник Крещения Христова, ловко подсунутая врагами Христовыми.

Неосведомлённые люди, верящие в басни, что благодаря окунаниям — с целью получения прощения грехов — можно обойти Церковь Христову и, ничего не делая для души в соответствии с тем, о чём говорит и учит Церковь Христова, влезть в Царствие Божие через прорубь — губительно ошибаются и напрасно себя мучают ледяной водой. Все такие окунания не что иное, как магия, и с Православием ничего общего не имеют.

Наша цель — исцелиться от греховной зависимости посредством Таинств Святой Церкви, а не магических заныриваний куда бы то ни было. Троекратно — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — погружается человек в купель святого Крещения, совершаемого в Православной Церкви законным священнослужителем (!!!), один раз в жизни, чем и прообразуется погружение человека в жизнь ради Бога и по Евангелию Христа.

Церковные чинопоследования водосвятий в праздник Крещения Христова проводятся ради того, чтобы люди разнесли святую воду по домам, дабы окропить ею свои жилища и пить бы её в подкрепление своих духовных и телесных сил, о чём и говорят сами чинопоследования водосвятий. А все эти купания — спорт для «моржей» и, повторюсь, напрасные самомучения для суеверных, коих, к сожалению, множество и среди людей церковных...

Итак. Слушать надо Христа говорящего и спасающего через Им созданную Церковь, а не всякую «блевотину», отравляющую души человеческие, изрыгиваемую врагами Церкви Христовой.

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря в г. Юрьев-Польский:

— Я лично отрицательно отношусь к распространившемуся в последние 20 лет «православному моржеванию». Да и вообще — к культу «святых источников», так широко популярному сегодня.

В молитве «Последования великаго освящения воды святых Богоявлений» испрашивается благословение всем «приемлющим, пиющим и мажущимся (вариант - кропящимся)» Агиасмой. Как видим, никакого упоминания о купании в этой Великой Святыне нет. А если Церковь в Типиконе не установила чего-либо, то дополнять Устав народными суевериями не нужно и просто погрешительно. «Вне Типикона - когти диавола»(с) — архимандрит Серафим (Батюков).

Протоиерей Евгений Клименко, ответственный редактор газеты «Бердянск Православный»:

— Традиция купания на Крещение в Православии - поздняя. Если мы откроем «Настольную книгу священнослужителя», то на стр. 24 найдем такие строки: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках… Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Бердянск находится на берегу Азовского моря, и каждый год на Богоявление епископ с духовенством и прихожанами крестным ходом идут на специально подготовленное место для Великого освящения воды. Люди, присутствующие на молитве, соборно просят, чтобы на воды морские сошла благодать. После освящения желающие могут окунуться, ощутив силу и благодать освященной воды.

Духовное значение крещенской воды такое: ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и искупаться, но нелепо думать, что, искупавшись, получишь больше благодати, чем тот, кто сделал несколько глотков. Если человек невоцерковленный окунется в воду, обращаясь к Богу искренне, от всего сердца, как он сам умеет, то Господь пошлет благодать, и у него будет своя встреча с Господом, которая обязательно приведет к храму и Святой Чаше. Если крещенское купание помогает человеку обрести Бога, то такому купанию можно только искренне радоваться.

Как показывает практика, множество людей относятся к крещенскому купанию просто как к экстремальной забаве, другие считают, что, искупавшись, омыли грехи, доказали себе и окружающим, что сильны телом и духом, а вера их крепка, и нет необходимости посещать богослужения, каяться в грехах. Очень часто такие купальние забавы сопровождаются неумеренной выпивкой и отборным матом. Но даже и те, кто не позволяют себе такого поведения, но не приходят на службу, искупавшись в проруби с чувством выполненного долга, просто сами себя обманывают.

Проанализировав все выше сказанное, могу отметить, что в крещенском купании нет ничего плохого, если человек, не расценивает купание как языческое или околохристианское верование, почерпнутое в какой-нибудь газетенке или на сомнительном интернет-портале.

Кому позволяет здоровье, может окунуться. Только не надо искать в этом какой-то духовный смысл, омовение грехов, сакральную духовную силу.

Нужно понимать, что Церковь к купанию в ледяной воде не принуждает.

Тарас Борозенец, профессор Киевской духовной академии, богослов:

— Считаю этот вопрос неважным с богословской точки зрения. Можно купаться, можно не купаться. Главное — с верой!

Сергей Герук, православный журналист, г. Киев:

— Мне кажется, что большинство участников Крещенских купаний видят в этом ритуал — «чтоб оздоровиться», и о содержании праздника Богоявления имеют весьма смутное представление.

В «Настольной книге церковно-священнослужителей» С.В. Булгакова говорится: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви Великою Агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах».

И потом, на мой взгляд, пляжные зимние сцены, которые демонстрируют все телеканалы, слишком резонируют с торжеством Крещенских православных богослужений.

Наталья Горошкова Наталья Горошкова , Главный редактор журнала «Направо» и портала Украинской Православной Церкви pravlife.org.
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram