Принудить политиков изменить экономическую модель

Не считаю, что можно говорить о том, что кризис отбрасывает назад на столько-то лет экономику страны. Хотя в принципе в такие кризисные периоды нам бросают не только вызовы и испытания, а и новые возможности и шансы. Однако, немало и таких чиновников, кому выгодно все просчеты и неудачи по выходу из кризиса списать на войну. Более того, всё чаще слышу мнения экспертов, что и спрос активно подогревается под то, что у нас так громыхает. И всё же тревога никуда не уходит, ключевые проблемы так и не решаются. Неизвестно, что еще вылезет на поверхность? Более того, чиновники-коррупционеры как были в состоянии первобытной жадности, так и остаются. Никуда не исчезает и растущий государственный долг. Самое страшное, что ни коррупция, ни госдолг никуда не исчезнут. И никто не знает в Украине, как эти проблемы решать.

Фото: EPA/UPG

Правда, последняя фраза в современных украинских реалиях звучит даже как-то оптимистически. Она предполагает, что, может быть, верное решение есть, но его пока не придумали, т.е. мы пока не может, но физическая возможность имеется. Однако, думаю, и физической возможности нет избавиться от коррупции и долгов. О чем в прошлую пятницу собственно и говорили депутаты в Верховной Раде. Более того, и это всем специалистам известно, что финансовый рынок и, в частности, банковский сектор, очень нервно реагируют на долговые проблемы страны. В этой связи, если же посмотреть сейчас на платежный баланс страны, то там огромная «дыра», о внушительных размерах которой говорил и.о. премьер-министра А.Яценюк. И, конечно, нет притока денег по счету операций с капиталом. Ослабла и внешняя платежеспособность страны, т.к. она напрямую зависит от того, насколько успешно Украина сможет аккумулировать доходы от экспорта и как много она покупает импортных товаров.

Хорошо, что новому правительству удалось договориться с МВФ. Однако, из-за событий на востоке страны, очень мало иностранных инвесторов, готовых вкладываться в Украину. А борьба на глобальных рынках за инвестиции – очень высока, и Украина ее пока проигрывает. Поэтому в текущей ситуации НБУ, вероятнее всего, будет продолжать поддерживать доллар США и не давать гривне укрепляться, чтобы избежать хотя бы лишней волатильности. Словом, гривну будут понемногу ослаблять. Ведь чем сильнее кризис, тем сильнее в рамках данной валютной системы доллар США. Или чем сильнее доллар, тем сильнее кризис.

И у меня такое ощущение, что за последние годы тех наших граждан, у которых есть доходы, банкиры просто закредитовали. То есть, с одной стороны, экономика Украины не закредитована. С другой, – те граждане, кто получает реальные доходы, закредитованы. Что делать? Не вмешиваться государству, и банковский сектор сам выровняет ситуацию? Проще говоря, развиваться по-старому опасно и нельзя. Но тогда какая новая экономическая модель нужна для эффективного функционирования украинского рынка? Для этого кто-то должен прийти и что-то предложить. А для начала, как минимум, чиновникам нужно объяснить, почему мы, налогоплательщики, вынуждены расплачиваться за просчеты финансовых властей.

И честно сказать, что хотя наша банковская система и диверсифицированная, т.е. в ней нет явных лидеров, все же она не непрозрачная. Последнее, прежде всего, объясняется принадлежностью части банков к различным финансово-промышленным группам украинских олигархов. Из-за этого у нас и не прозрачная банковская система. Например, очень трудно по этой причине рейтинговым агентствам определить, какой даже примерно уровень проблемных активов скопился на балансах коммерческих банков. И всё же эксперты Института развития экономики Украины постарались подготовить такие расчеты. В частности, они отмечают: «узкий» показатель размера так называемых «плохих» долгов колеблется от 15% до 20% активов, но если к ним добавить реструктуризированные проблемные кредиты, плюс еще определенную часть отнести к субхорошему классу, тогда первоначальный показатель вырастает до 45%. Для специалистов такая ситуация в банковской системе очень тревожная.

Однако, если наши элиты не знают, что сегодня следует делать с экономикой, то давайте, хотя бы посмотрим на опыт наших европейских соседей. Итак, мы знаем, что Европейский Союз объединяет две экономические модели – так называемые «южную» и «северную». Первая в условиях обострения кризиса предполагала проводить девальвацию национальной валюты. В Греции, Италии, Испании – это всегда было естественной реакцией, т. к. южные страны экспортируют продовольствие и у них основным механизмом социальной поддержки населения был и есть иностранный туризм. Поэтому, девальвируя свои валюты, они привлекали к себе туристов и инвестиционные деньги. Как только они перешли на евро, стало понятно, что у них будут серьезные и трудноразрешимые проблемы в условиях кризиса.

Но предполагалось, что сам Европейский Союз настолько большой и сильный, что он эти проблемы самостоятельно решит. Конечно, за счет экспорта товаров и услуг «северных» стран ЕС в Соединенные Штаты Америки. Да, мировая экономика представляет собой разные кластеры, но все они внутри дефицитные. В свою очередь этот дефицит покрывается продажами их товаров и услуг в США, где 40% мирового конечного спроса. Словом, всё, что продается в мире, продается либо непосредственно в США, либо тем людям, у которых есть деньги от того, что они сами что-то продают в Америке. И другого такого рынка нет, как нет ему и замены.

Теперь сами бенефициары этой американской системы широко открывают перед нами двери и приглашают на свой рынок. И какова реакция наших властей? Каких-то действий и решений мы не видим. Министры просто молчат. Даже в своем выступлении в Верховной Раде в конце прошлой недели Министр МЭРТ Украины П.Шеремета ни слова не проронил об этом уникальном шансе для развития наших торговых отношений с США.

Мне представляется, что у нас в деталях никто не знает и не хочет знать, кто, кому и сколько должен. Какой выход здесь для наших финансовых властей? Думаю, опираясь на опыт той же Польши, выход один с различными вариантами – это списание госдолга. Особенно в условиях войны и такой мощной поддержки Украины со стороны США и ЕС. Это еще один уникальный шанс для нас. Причем, уже давно всем известно, что ни одна страна с демократической формой правления не выдерживала падения жизненного уровня населения более, чем в два раза.

Лучше нас это знают и в Америке, и в Европе. Однако, наши финансовые власти как-будто в рот набрали воды и не могут сказать вслух, чтобы нам списали госдолг. Решить эти проблемы в рамках только экономики уже нельзя и не возможно, они перешли в разряд политических. Теперь их можно решить только политическими методами. В противном случае, как учит военная история, способом принудить политиков к этому может война. Пусть не большая война, пусть череда военных конфликтов и вооруженных противостояний.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram