ГоловнаБлогиБлог Андрея Довбенко

Как развивать креативное мышление в бизнесе

Когда речь заходит о креативности, мы часто представляем себе такого себе импозантного, плохо организованного человека, который фонтанирует в целом бесполезными, но очень оригинальными идеями. В бизнесе, где все процессы четко отлажены и необходимо достигать определенных показателей, креативное мышление должно развиваться контролировано и приносить вполне осязаемые результаты.

Фото: discovermoney.ru

Зачем бизнесу творческий подход?

Казалось бы, ответ на этот вопрос в XXI веке очевиден для каждого предпринимателя и руководителя. Но нет — в мире и в Украине все еще остается много компаний, которые осознанно или бессознательно подавляют в себе творческую энергию.

На первый взгляд, креативное мышление необходимо только в творческих профессиях и в компаниях, непосредственно занятых в разработке инноваций. Остальным же достаточно пользоваться плодами их работы. За 12 лет в юридической практике я убедился в другом. Инновационный подход и свежий взгляд на привычные процессы помогает оставаться на плаву в самые кризисные времена, видя в проблемах возможности, а не тупик.

Особенно это актуально сейчас, когда со всех сторон бизнес поджимают технологии. Для простейших консультаций есть чат-боты, многие процедуры доступны онлайн. Только по-настоящему креативный подход к решению комплексной проблемы выделяет живого юриста в мире развивающегося искусственного интеллекта. И это касается всех профессий без исключения. Любопытство, эмпатия и страсть к интеллектуальному поиску новых знаний — пока что именно эти человеческие качества стоят за решением самых нестандартных задач, в том числе в бизнесе.

Каждому руководителю знакомо медленное, но верное погружение в трясину операционного управления. За решением тысячи мелких проблем несложно забыть, что и зачем ты на самом деле делаешь. Важно менять оптику и смотреть на бизнес с другой точки зрения, для чего и нужны навыки креативного мышления.

Как развивать креативное мышление

В бизнес-кругах бытует мнение, что креативное мышление — это нечто прирожденное и не поддающееся контролю. Однако это не совсем так. Креативность можно регулировать и направлять. Креативность и бизнес не то что сочетаемы — в современном мире только инновативный бизнес и может выжить.

Важно понимать, что помимо свежести идей для креативного мышления критически важны компетентность и внутренняя мотивация человека. Нестандартное мышление начинает работать, когда человек обладает серьезной базой знаний и профессиональными навыками, и при этом видит для себя смысл в работе, кроме денежного вознаграждения.

Важно не только развивать креативность собственнику и топ-менеджменту, но и поддерживать этот огонь в сотрудниках, ставя перед ними сложные, но выполнимые цели. Главное — давать свободу выбирать способы их достижения.

Самое сложное для руководителя — осознать ценность отрицательного результата. Решения в бизнесе должны работать, то есть приносить деньги или другие дивиденды. Однако иногда бывает полезно протестировать инновационное решение, чтобы понять, что оно не работает и получить интересные выводы. Тут важно поддерживать в сотрудниках желание экспериментировать, но при этом умело отсеивать заведомо провальные рецепты. Эквилибристика профессионального управленца, не иначе.

В Evris мы регулярно тестируем новые идеи и форматы, например в области Fintech, которую курирует Сергей Паперник. Финансовые технологии появляются и исчезают. Что-то стабильно работает, как бесконтактная оплата, а что-то собирает хайп, но абсолютно непредсказуемо движется, например, блокчейн, смарт-контракты и криптовалюты. Чтобы вовремя реагировать на вызовы и предлагать клиентам эффективные решения их задач мы практикуем мозговой штурм. Его важно проводить по правилам: говорить по одному, высказывать и выслушивать самые смелые идеи, помнить про конечную цель.

Где же черпать вдохновение и искать примеры для нестандартного решения задач? Никто не отменял обучение. Это могут быть онлайн-курсы мировых университетов, TED Talks или другие материалы. Я поступил на программу Presidents’ MBA в Киево-Могилянской бизнес-школе, чтобы структурировать внутреннюю мотивацию и развивать креативное бизнес-мышление.

Стоит перенимать некоторые взгляды и практики у креативных индустрий, которые в некоторых странах (например, в Великобритании) составляют до 5% ВВП. Очевидно, что некоторые их наработки по организации работы команд стоит брать на вооружение и более традиционному бизнесу. Я бываю на мероприятиях, где собирается топ-менеджмент разных компаний, и всегда с интересом слушаю и узнаю, как снимается современно кино, как продаются дизайнерские коллекции, что нового в игровой индустрии. Это помогает держать руку на пульсе и поддерживать свежесть взгляда.

Многочисленные исследования еще в конце 90-х показали, что по-настоящему креативные команды приносят больше прибыли, чем консервативные и зарегулированные. Так что лелейте и направляйте креативность в себе и своих командах и будет вам счастье (и деньги).

Андрей Довбенко Андрей Довбенко , Юрист, венчурный инвестор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram