ГоловнаСвіт

Військова допомога США Україні: паніка у ворогів тільки починається

Накануне официального заявления Киева о возможном расширении номенклатуры военной помощи США Украине ростом украинского милитаризма резко озаботились международные гуманитарные (!) организации. Если так пойдет дальше, за тем как Украина соблюдает нормы торговли оружием, могут начать следить FIFA, шахматные федерации или общества филателистов.

Фото: EPA/UPG

Украина сможет стать первым государством бывшего СССР, которое получит возможность закупать у США современные боевые беспилотные авиационные комплексы, ПБЛАК. Об этой перспективе 25 сентября заявил глава МИД Украины Павел Климкин.

Эта и другая помощь пойдет в рамках билля, который одобрили американские законодатели этим летом, о предоставлении Украине $500 млн военной помощи. Такая помощь станет очень заметным подспорьем на фоне будущих украинских оборонных расходов в $3,3 млрд - приблизительно такую сумму ассигнований украинского министерства обороны предполагает проект украинского госбюджета на 2018 год.

Буквально до середины сентября, тематика наполнения американской военно-технической помощи сводилась в основном к условиям поставки летального оружия оборонительного характера, такого как противотанковые ракеты и средства контрбатарейной борьбы. Ввиду этого обстоятельства, обозначенная ныне перспектива присоединения Украины к клубу стран-владельцев ударных ПБЛАК породила чрезвычайное возбуждение в РФ. Одним из признаков этого возбуждения стала резкая перемена в тактике появившихся обвинений Украины как “ненадежного поставщика” и “рискованного покупателя вооружений на мировом рынке”.

Перемены в российской стратегии

До нынешнего времени российская тактика дискредитации Украины чаще всего использовал а для старта медиа-кампаний против Украины точечные публикации в европейской или американской прессе.

Обычно, в начале следовала первая публикация на Западе, которая несла информацию из якобы независимого источника об обязательно тщедушной, ненадежной, и вообще, ни на что не способной Украине. На втором этапе, такое очень оригинальное мнение дружно подхватывала российская пресса. Она моментально расширяла и дополняла очередной российский выдох о военно-техническом сотрудничестве Украины со своими странами партнерами.

Такие дополнения-уточнения очень часто выглядели подготовленными “заготовками”. И в этом свойстве был яркий недостаток подобного рода стратегии. Потому что сразу после того, как “данные из независимых источников в западной прессе” удивительно широко и глубоко подхватывала российская пресса, подвох становился явным. И очень часто, затеянная против Украины информационная кампания, не приносила результат.

Фото: пресс-служба президента

После того, как минувшим летом решение США о предоставлении Киеву полумиллиардной военной помощи стало фактом, точечные информационные атаки на Украину пошли на убыль. Вместо них, направленная против Киева стратегия начала принимать институциональный характер.

Так, в качестве носителя информационного корма для российской прессы все реже используются точечные публикации в США или ЕС. Вместо них в ход пошли обличающие Украину отчеты независимых западных научных и экспертных центров, гражданских инициатив или международных ассоциаций журналистских расследований.

Если в Москве решились бросать будто в последний бой свои кадровые позиции в этих структурах, которые выращивались годами и которые вкладывались большие деньги, то это означает одно — в российской столице включился рефлекс “после нас хоть потоп”.

Говоря другим языком, вопрос положительного имиджа Украины на рынке вооружений многим в российской власти по настоящему встал поперек горла. Настолько, что в Москве готовы подставлять свои же кадры в западных общественных и профессиональных организациях.

Смена тактики - на институциональную

Последним примером такого рода можно считать подготовленный в середине 2017 года достаточно парадоксальный доклад журналистского проекта OССRP и международной правозащитной Amnesti International (AI), который был обнародован 25 сентября - аккурат в один день с заявлением главы украинского МИД о предстоящем расширении товарной номенклатуры военной помощи США Украине.

Парадоксов в этом военно-техническом докладе международной гуманитарной организации много. Но основных два.

Первый из парадоксов очень простой - даже если бы государственные поставки с Украины в Южный Судан и были, то эта страна все равно не числится в списке санкций и ограничения торговли, который одобряется СБ ООН.

Фото: ukrspecexport.com

Второй парадокс сложнее. Он состоит в том, что гуманитарная AI не имеет никакого отношения к главному специализированному международному органу по контролю над законностью поставок оружия. Это Управление ООН по разоружению, UNODA United Office of Diasrmament.

Именно эта межгосударственная структура ООН, а не собрания граждан или журналистские синдикаты, уполномочены международным сообществом следить за выполнением Конвенции о торговле оружием. Она была заключена в 2015 году в рамках многостороннего соглашения о торговле оружием, Arms Trade Treaty (ATT). По состоянию на текущий год, число подписавших его стран вместе с Украиной достигло 130 государств, ратифицировали 72 страны. РФ подписывать этот договор принципиально отказывается.

Кроме этих парадоксов, доклад содержал и другие несуразности. Например, путал государственные и частные компании, которые фигурировали в документах. Вкратце, смысл доклада сводился к тому, что целых три года тому назад государственные структуры не входящей в ЕС Украины нарушили, якобы, ограничения ЕС на поставку военной техники в Республику Южный Судан.

Фигурирующая в докладе OССRP и AI украинская государственная компания “Укринмаш” опровергла абсолютно все данные, содержавшиеся в этом документе. Представитель этой компании заявил прессе, что определенные документы действительно были подписаны, но до стадии их реализации дело не дошло. Ничего не поставлялось и не оплачивалось.

Подтвердила данные “Укринмаша” и Государственная Служба Экспортного контроля Украины (ГСЭК): “Что касается внешнеторговой деятельности отмеченного в докладе частного предприятия “Техимпекс”, то она укладывается в рамки законного бизнеса”, заявило это ведомство.

ГСЭК утверждает, что произведенная этой частной компанией продукция с использованием импортированных комплектующих, в 2014-2016 годы поставлялась в Эфиопию, ОАЭ, Чад и Уганду. В экспортной инстанции отметили, что в отношении этих стран нет ограничений со стороны ООН и Евросоюза. И согласно международной отчетности другие страны, в том числе и члены ЕС, также осуществляют на регулярной основе поставки вооружений в эти страны.

Тактическое отступление - это не бегство

В целом, доклад OССRP и AI кроме упомянутых парадоксов рождает еще и вопросы. Первый из них - почему официальный документ уважаемой организации повторяет тезисы давней, еще майской публикации европейской газеты “EU Observer” о международных поставках оружия Республике Южный Судан?

Но если этот вопрос модно относить к разряду авторских прав на расследование, то второй вопрос звучит серьезнее - почему доклад OССRP и AI о событиях трехлетней давности произошел именно в 2017 году? И спустя буквально несколько дней после того, как та же российская OССRP совместно с Балканским объединения журналистов-расследователей (BIRN) выдвинул и Украине подозрение в снабжении курдских сепаратистов?

Архив
Фото: EPA/UPG
Архив

Если верить докладу OССRP/ BIRN, который выглядит стартовым по отношению к докладу OССRP/AI, Ук раина в 2016-17 годы совершила очень дерзкий проступок - она вместе с несколькими государствами Восточной Европы продала Минобороны США оружие для Сирийских демократических сил, которые борются с ИГИЛ, опираясь на официальную поддержку коалиции стран НАТО и Лиги Арабских Государств. А не режиму Башара Асада и РФ, против которых действуют широкие международные санкции.

Отсюда возникает еще один, главный вопрос: так на что же все таки нацелены военно-технические доклады гуманитарных (!) организаций? На снижение накала боевых действий в целом ряде регионов мира? И ли все таки, на дискредитацию торговли между Украиной и ее партнерами?

Чему должны помешать информатаки на Киев

Со времен Коминтерна и такого же разгромленного историей Варшавского военного Пакта, Россия давно не использовала зарубежные гражданские институциональные рычаги для дискредитации своих стран-соседей и срыва их военно-технической кооперации.

Последний знакомый украинцам пример— накачивание российскими сотрудниками ОБСЕ в целом и ее Специальной мониторинговой миссии (СММ), которая работает на Донбассе, в частности.

Теперь же, как видим, вернулись и времена срыва военных планов эпохи “тотальной борьбы коммунизма за мир в Европе”. И можно предполагать, что российский страх перед военной кооперацией США и Украины имеет веские основания - из-за новых перспектив товарного наполнения американской военной помощи. Которые расширяются, что явно не входит в планы Москвы.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram