ГоловнаСвіт

Криза навколо Північної Кореї: інтереси провідних гравців і кінцеві бенефіціари конфлікту

Ситуация вокруг испытания водородной бомбы КНДР пока не прояснилась: японские и южнокорейские учёные подтверждают факт испытаний и мощного толчка, но ряд экспертов сомневаются в фактическом наличии у северокорейского режима такого оружия массового поражения.

При этом важно также определить круг инициаторов создания новой «зоны нестабильности» на Корейском полуострове и конечных бенефициаров конфликта.

Президент РФ Владимир Путин и лидер Китая Си Цзиньпин на саммите БРИКС, Китай, 05 сентября 2017.
Фото: EPA/UPG
Президент РФ Владимир Путин и лидер Китая Си Цзиньпин на саммите БРИКС, Китай, 05 сентября 2017.

Как о главном модераторе конфликта многие говорят о Китае (особенно в свете последних тенденций американо-китайских отношений). В то же время не стоит упускать из виду и Российскую Федерацию, которая в последнее время пытается множить конфликты «чужими руками» в разных частях света для достижения своих целей, и в которые не единожды пыталась втянуть США и их союзников. Видимо, не исключение и в данной ситуации.

Американская стратегия

Итак, 3 сентября стало известно, что власти Северной Кореи провели успешные испытания водородной бомбы, которая, согласно информации, полученной от представителей Южной Кореи, в 4-5 раз превышает сброшенную американцами на Нагасаки в 1945 году термоядерную бомбу. Судить о достоверности этого сообщения предельно тяжело: действительно, ныне многие эксперты говорят о том, что это может быть очередным блефом со стороны официального Пхеньяна. В то же время южнокорейские сейсмологи и японские военные установили подлинность этого сообщения.

Важно также отметить, что опробованная водородная бомба может быть установлена на межконтинентальную баллистическую ракету. Сейчас же власти КНДР заявляют о проведении в скором времени очередного ядерного испытания.

Фото: EPA/UPG

США со своей стороны созвали внеочередное заседание Совета безопасности ООН. Американский постоянный представитель Никии Хейли призвала все страны-участницы Организации не просто осудить действия официального Пхеньяна, но и ужесточить санкции против Северной Кореи.

«Пришло время использовать все дипломатические методы, чтобы покончить с этим кризисом. И это означает быстро ввести наиболее жесткие санкции, которые позволят вернуться к дипломатии. Только самые жесткие санкции позволят нам разрешить эту проблему дипломатическим путём», — сказала постпред США.

Никии Хейли также заявила, что официальный Вашингтон будет считать любую страну, ведущую бизнес с КНДР, пособником ядерной программы северокорейцев.

Иными словами, постпред США в ООН недвусмысленно озвучила, что Белый дом требует внедрить специальный санкционный механизм на базе Совбеза ООН, который бы не просто вводил штрафные меры против Северной Кореи, но и против государств, поддерживающих власти этой страны.

В одночасье китайцы и русские выступили с единым предложением – заморозить ядерную программу КНДР в обмен на прекращение со стороны США и их союзников в регионе (Японии и Южной Кореи) совместных военных учений.

В ответ Хейли озвучила назвала «предложенную некоторыми идею «замораживание в ответ на замораживание» оскорбительной. Ни одна страна на это не пошла бы».

Никки Хейли выступает на совбезе ООН по ситуации в Северной Корее в штаб-квартире ООН, Нью-Йорк, 04 сентября
2017.
Фото: EPA/UPG
Никки Хейли выступает на совбезе ООН по ситуации в Северной Корее в штаб-квартире ООН, Нью-Йорк, 04 сентября 2017.

Таким образом, США отвергли предложенную русскими и китайцами дорожную карту. В то же время официальный Вашингтон представил участникам текст резолюции, где, вероятно, и идёт речь о новом санкционном механизме. И пусть документ будет проголосован в конце этой недели, можно говорить заранее, что всё это – артель «Напрасный труд».

Сила оружия или сила санкций?

Почему? Дело в том, что Северная Корея не зависит – ни экономически, ни милитарно – от стран Запада. КНДР ориентируема в большинстве своём на Китай, чуть в меньшей степени — на Россию. Другими словами, вводить санкции нужно против тех структур, которые обеспечивают и делают поставки товаров двойного назначения, военной продукции и сопутствующих материалов для потребностей Пхеньяна. А именно наказывать необходимо Москву и Пекин.

Но и Китай, и Россия являются постоянными членами Совбеза ООН. Поэтому они, по понятным причинам, не пойдут на такой шаг и на любые новые санкции будет наложено «вето».

Вот и получится ситуация, при которой очередная резолюция ООН будет заблокирована, а значит все дипломатические инструменты себя на этом этапе исчерпали. Ведь договориться с северокорейцами без участия Китая и России не удастся. При этом стоит чётко понимать: КНДР – это несамостоятельный игрок, а «кукла», которую дергают за ниточки. Всего лишь разменная фигура на большой шахматной доске.

Кроме американских дипломатов свою обеспокоенность происходящим в северной части Корейского полуострова выразили и военные, входящие в структуру новой администрации Белого дома. Да и сам президент США, Дональд Трамп, не остался в стороне от этой ситуации. В своём Твиттере он передал всем вовлечённым сторонам чёткое послание: «… они (КНДР) понимают лишь одно!». Хозяин Овального кабинета, конечно же, имеет в виду военную силу.

Трамп во время встречи с военными на базе в Арлингтоне, штат Вирджиния, 21 августа 2017.
Фото: EPA/UPG
Трамп во время встречи с военными на базе в Арлингтоне, штат Вирджиния, 21 августа 2017.

Представители силового блока США – генералы армии и представители спецслужб – представили на рассмотрение президента несколько сценариев с привлечением военных. Это подтвердил министр обороны США, глава Пентагона Джеймс Мэттис: «Любая угроза США и их территориям, включая Гуам, или территориям наших союзников встретит военный ответ — одновременно массивный и превосходящий. Мы не стремимся к полному уничтожению какой-либо страны, в частности Северной Кореи. Но у нас есть много вариантов, как это сделать».

Несомненно, американские стратеги осознают все риски. Однако и без излишнего морализаторства можно сказать, что каждый день американцы и их союзники лишаются явного преимущества. Проблема заключается в том, что при конфликте с применением ядерного оружия эту войну бескровно выиграть не удастся, она унесёт десятки, если не сотни тысяч человеческих жизней.

Эти мысли подтверждают и слова, сказанные в эфире телеканала «ABC» сенатором от штата Техас Тедом Крузом: «Ни один трезвомыслящий человек не хочет видеть военного конфликта между США и Северной Кореей. При наличии у КНДР ядерного оружия нет ни одного сценария, где бы мы не зафиксировали десятки, если не сотни тысяч человеческих жертв. Вот почему они (власти Пхеньяна) захотели ядерное оружие – чтобы любой конфликт являлся чрезмерно дорогостоящим».

Сенатор Сша от штата Техас, Тед Круз
Фото: politicsandpolicy.org
Сенатор Сша от штата Техас, Тед Круз

У гроза масштабного военного конфликта, при котором американские военные начинают открытую кампанию на территории северной части корейского полуострова, на самом деле остаётся.

Нервозность Пекина

Как уже было ранее сказано, Пекин и Москва разработали так называемую «дорожную карту» по урегулированию конфликта, с которой американская сторона не согласилась. Действительно, не имеет никакого смысла заключать договор, который будет нарушен. США, конечно, могут выполнить свою часть соглашения и прекратить любые военные учения со своими союзниками, КНДР же не перестанет заниматься разработкой ядерного вооружения. Понятно, что Вашингтон на это не пойдёт.

В свою очередь, китайским властям не выгодна дальнейшая эскалация до уровня открытого конфликта. Во-первых, они не хотят, чтобы американцы отправили дополнительные силы на свои базы в регионе. Плюс, это действительно осложнит экспансию Китаем Южно-Китайского моря и Индийского океана.

Во-вторых, американцы начинают передавать своим союзникам по региону высокоточное оружие. Первым получателем вооружения является Южная Корея.

«Лидеры государств пообещали укрепить совместные военные возможности. Трамп принципиально одобрил инициативу Южной Кореи по снятию ограничений на боевую нагрузку их ракет. Также Трамп высказал одобрение приобретению Южной Кореей оружия и снаряжения США на многие миллиарды долларов», — говорится в заявлении Белого дома.

Чуть поясним: США позволили официальному Сеулу снять лимит на вес боевой части южнокорейских ракет. Ранее вес боевой части южнокорейских ракет был ограничен до 500 килограмм, хотя Сеул неоднократно выступал за увеличение до 1 тонны.

Кроме того, как уже упоминалось, Вашингтон одобрил многомиллиардные поставки оружия. Пока что речь не идёт об американских комплексах ПВО « THAAD », которые хотят заполучить и Япония, и Южная Корея. Однако в случае крайней необходимости США смогут поставить и эти системы.

Фото: EPA/UPG

Это будет означать потенциальную угрозу для национальной безопасности Китая. Иными словами, если подобное решение будет принято, китайские ракеты не смогут угрожать ни Японии, ни Южной Корее. Значит, позиции, в том числе и экономические, двух этих государств в регионе усилятся.

В-третьих, в случае военного противостояния на территории Корейского полуострова – обеих его частей – возникнет новый социальный класс – беженец. Мирные жители полуострова будут бежать от войны. Куда? В сторону ближайшего государства – Китая. Пекину же это не нужно: ведь подобное явление приведёт к дополнительному социальному напряжению в самом Китае.

Мало того, США уже без предупреждения и без лишних угроз могут тогда отказаться от признания формулы «Единого Китая». То есть, Штаты снова заговорят о независимости Тайваня, который де-юре входит в состав КНР . И американцы смогут поставлять на остров не только лишь оружие, как они это делают сейчас, но и свои войска. Вот этого уж точно не нужно китайским властям. Тем не менее, это является крайним и маловероятным (на сегодняшний момент) сценарием.

Да и в военном противостоянии с США Китай не выиграет – противники понесут равнозначные потери. Именно поэтому китайским властям открытый конфликт не выгоден. Это лишь повлечёт за собой лишние растраты и военные издержки, а также человеческие жертвы. Китай к такому удару не готов.

Однако здесь возникает вопрос: а зачем тогда Китай сговаривается с Россией, если можно напрямую поговорить с американскими властями? Всё дело в том, что теперь не только лишь Китай управляет северной частью Корейского полуострова. С недавних пор там активизировался старый -новый игрок – Российская Федерация.

Видимо, это дает китайскому лидеру Си Цзиньпину основания говорить своему американскому коллеге, что Китай не контролирует КНДР. Вероятно, именно по этой причине глава Китая вынужден был сменить свою позицию и говорить уже не столько о «политике денуклеаризации Корейского полуострова», сколько о новой формуле, которую продвигает Москва: мораторий на ядерные испытания в обмен на замораживание военных учений вблизи Корейского полуострова.

Дональд Трамп и Си Цзиньпин на открытии саммита G20 в Гамбурге, 07 июля 2017.
Фото: EPA/UPG
Дональд Трамп и Си Цзиньпин на открытии саммита G20 в Гамбурге, 07 июля 2017.

Подставить плечо

Китай и Россия действительно в нынешней ситуации выступают ситуативными союзниками. В то же время у двух игроков абсолютно разные задачи. Так, Пекину важно удержать американцев от дальнейших антикитайских шагов в том числе экономического характера. Москва же, наоборот, желает, чтобы отношения между двумя странами-гигантами обострились. И делает все для этого.

Так, на протяжении многих лет КНДР запускала свои ракеты – самые настоящие развалины – в воздух. Из-за некачественных устаревших деталей они разлетались на кусочки за несколько тысяч километров до своей конечной цели.

Однако год назад ситуация изменилась. Северокорейцы начали проводить испытания межконтинентальных ракет, которые, удивительно, перестали взрываться или ломаться. Эксперименты стали успешными. Далее начали проходить ядерные испытания.

Никто не понимал, откуда у этого государства необходимые технологии, материалы, комплектующие запчасти для создания ракет-носителей и ядерных веществ. Были предположения – старые советские разработки, Китай, иранские учёные и т.д. Никто на Россию и подумать не мог.

Фото: EPA/UPG

Дальше больше. В начале августа немецкий инженер-ракетостроитель Роберт Шмукер в интервью изданию «Deutsche Welle» делает сенсационное заявление: ракеты, использованные Северной Кореей в последних тестовых запусках, были сделаны в России и ввезены затем на территорию КНДР.

«Предыдущие ракеты, которые северокорейцы запускали — ракеты типа «SCUD», «Нодон» и «Точка» – все это советские разработки. По фотографиям с военных парадов, из запусков видно, что подавляющее большинство из них – старые советские ракеты. Но новые ракеты, пуски которых состоялись в последние 12-14 месяцев, основаны на другой технологии, которая уже не имеет отношения к «SCUD» и другим. Они должны были создать эту технологию буквально из ничего. Но и здесь мы видим, что использованные в этих ракетах двигатели абсолютно точно поступили из России», – заявил инженер.

После чего провоцируется информационной скандал о мнимых поставках двигателей РД-250 из Украины в Северную Корею для строительства межконтинентальных баллистических ракет. Украина доказывают свою непричастность к этим поставкам. Официальный Киев просит о всестороннем расследовании на уровне ООН, но Москва тормозит этот процесс, понимая, что сама может угодить в расставленный ею капкан и заполучить в подарок от американцев новые санкции.

Однако останавливаться официальный Киев, явно, не собирается. Во время недавнего заседания Совбеза ООН украинская сторона призвала провести расследование о причинах развития ракетного потенциала КНДР.

Так что скандал с якобы украинскими двигателями и российские интересы в КНДР – фрагмент одной мозаики.

А каким образом северокорейцам удалось создать водородную бомбу, кто им передал технологии? Китаю - невыгодно. Иран сам получал долгое время материалы от КНДР. А может это были российские учёные? Ведь если РФ смогла передать двигатели, танки и системы ПВО, то неужели она не сможет отправить учёных для «помощи братьям северокорейцам»?

Плюс следует добавить к этому и открытую брешь - границу между РФ и КНДР. Сейчас там сосредоточены десятки тысяч российских войск, а также системы ПВО. Через этот отрезок границы вполне могут проходить любые необходимые Пхеньяну грузы и конвои из Российской Федерации. К слову, точно так же, как заходят эшелоны с российской техникой и вооружением на украинский Донбасс.

Эти ваши интересы

У России поддерживать КНДР есть свой резон, он отличается от тех задач, что ставит перед собой Китай.

Во-первых, Москва не прочь стравить двух своих конкурентов – США и КНР, между собой. Москве важно повторить сценарий идентичный тому, что был во времена Корейской войны 1950-1953 годов.

Ибо таким образом Кремль снова пытается сесть за один стол с великими державами США и Китаем, в качестве равноправной стороны переговоров. Или даже миротворцев — российские власти уже начали примерять на себя эту маску миротворца. Так, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко предложила провести в Санкт-Петербурге встречу делегаций КНДР и Южной Кореи.

Фото: EPA/UPG

Во-вторых, конфликт вокруг Северной Кореи — очередная попытка Москвы (после неудачи в Сирии) выторговать лучшие условия по украинскому вопросу, желательно без участия Киева. Корейская площадка очень для этого подходит, так как тут речь идёт о безопасности США и его ключевых региональных союзников.

Москва пытается создать как можно больше конфликтов и проблемных зон, распылить силы, ресурсы и внимание США и стран запада по разным регионам мира. ИГИЛ не прошёл — США отказались создавать международную коалицию именно с Россией. Европейцы тоже отказались от совместной с Россией борьбы с терроризмом, несмотря на активизировавшиеся в Европе теракты. Теперь вот активизировалась Северная Корея.

А не получится разыграть корейский сценарий — в запасе есть еще пара вариантов. Например, Афганистан, где в последнее время сильно активизировался «Талибан», который накачивается российским оружием. Это, к слову, уже заставило американцев принять решение об увеличение контингента в этой стране.

Вместе с этим Кремль пытается создать множество площадок, где можно обсуждать вопросы урегулирования отдельного регионального конфликта, находящегося в зоне интересов США. Конечно же — в обмен на «нежное» решение вопроса по Украине и, соответственно, снятие международных санкций с России.

Олександр ДемченкоОлександр Демченко, редактор відділу "Світ"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram