ГоловнаСвіт

Войны не будет или Прагматизм против дерзости

Десятичасовые стамбульские переговоры в Стамбуле в понедельник, 16 апреля т.н. «шестерки» (по другой версии – «5+1») по ядерной программе Ирана завершились несколько неожиданно для тех экспертов, которые упорно не замечали изменение позиции Вашингтона по иранскому вопросу в течение последнего месяца. Сам факт назначения второго тура переговоров на 23 мая в Багдаде свидетельствует о результативности первого тура

Фото: EPA/UPG

ЦИТАТЫ

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили: «Отмечен прогресс, были различия во мнениях, но важны моменты, в которых мы согласились».

Заместитель советника по национальной безопасности президента США Бен Родс: «В диалоге с Ираном сделан первый позитивный шаг».

Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон: «Переговоры были конструктивными и полезными».

В то же время, у Тель-Авива имеются все основания полагать, что мирные договоренности Ирана с «мировым сообществом» дают Израилю лишь отсрочку.

Но никак не гарантии безопасности…

Среди множества поучительных еврейских притч существует и такая. Религиозный еврей приходит к мудрому раввину и спрашивает у него: «Ребе, мы каждое утро произносит молитву, в которой просим Бога уберечь нас от дерзости. Но, в то же время, еврейские законы требуют, чтобы каждый еврей был дерзок. Нет ли тут противоречия?».

На что раввин ответил: «Есть дерзость собаки, которая громко лает на врага, но редко нападает. Есть дерзость тигра, который тихо подкрадывается, молча нападает и мгновенно убивает. И мы должны молится о том, чтобы Бог наградил нас дерзостью тигра и избавил от дерзости собаки».

Если мы сквозь призму этой притчи бросим ретроспективный взгляд на новейшую историю Израиля, то, скорее всего, согласимся с тем, что именно дерзость тигра позволила еврейскому государству выжить в плотном окружении враждебных арабских соседей. Абсолютное большинство израильских военных кампаний и спецопераций подпадают под описание, данное мудрым раввином.

Однако тигр имеет то несомненное преимущество, что, даже заранее выдав себя, он все равно имеет перевес в битве с любым врагом.

А вот для Израиля в гипотетической схватке с Ираном фактор внезапности может стать вопросом жизни и смерти, – если не для самого государства, то для тысяч его граждан.

Фото: EPA/UPG

Кроме того, не менее важен фактор наличия надежного союзника в лице США.

Аккурат к еврейской Пасхе у Израиля возникли проблемы с обоими этими факторами…

28 марта весьма влиятельное американское издание Foreign Policy опубликовало сенсационную статью, в которой утверждалось, что Израиль получил доступ к четырем заброшенным и четырем действующим авиабазам в Азербайджане. Дело в том, что в случае внезапного удара израильской авиации по иранским объектам (например, реакторам, на которых обогащается уран) существует проблема нехватки горючего для самолетов, возвращающихся на аэродромы. Дозаправка в воздухе не всегда возможна, дополнительные топливные баки резко уменьшают количество взятых «на крыло» бомб и ракет (а, значит, и эффективность удара).

Наличие азербайджанских аэродромов позволит израильским ВВС максимально эффективно атаковать иранские цели, после чего на обратном пути спокойно дозаправиться на земле.

Разумеется, только наивный может решить, что Foreign Policy может «раскопать» подобную информацию в ходе журналистского расследования. С другой стороны, публикация сенсационного факта даже в таком авторитетном издании, отнюдь не гарантия его достоверности… но гарантия реакции «упомянутых» сторон. Можно предположить, что именно эта реакция и была целью статьи в Foreign Policy, что делает ее достоверность категорией второстепенной…

Так, уже на следующий день – 29 марта – заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил на специально созванном брифинге, что «территория Азербайджана никогда не будет использоваться во враждебных целях в отношении Ирана и других соседних государств».

Фото: EPA/UPG

С другой стороны, бывший глава Международного агентства по атомной энергии Мухаммед Эль-Барадеи высказал мнение, что «израильская атака на иранские атомные объекты будет абсолютным безумием». По его словам, подобная атака приведет Иран к консолидации консервативных сил, а также к тому, что Тегеран утвердится в своем намерении получить атомное оружие. Здесь стоит упомянуть традиционную близость политических позиций г-на Эль-Барадеи к официальной точке зрения Белого Дома.

Впрочем, во избежание двусмысленностей, американский истеблишмент сделал публичные предупреждения в адрес израильских союзников устами первых лиц.

Так 4 апреля госсекретарь США Хиллари Клинтон в интервью американскому каналу ABC заявила: «Односторонняя военная акция Израиля против Ирана никому не принесет пользы». Ключевое слово – «односторонняя»: в переводе с дипломатического языка на общепонятный оно означает, что если Израиль рискнет действовать на свой страх и риск, то схема «хвост вертит собакой» по отношению к США на этот раз не пройдет.

Также критическую, но несколько более произраильскую позицию занял министр обороны США Леон Панетта. Выступая перед военнослужащими он подчеркнул, что «решение израильского руководства все же атаковать иранские ядерные объекты вынудит Вашингтон ввязаться в военный конфликт до того, как этого бы захотели все задействованные стороны». Однако, с одной стороны, глава Пентагона не сообщил, вступят ли США в конфликт автоматически в случае атаки Израилем Ирана, с другой – пресс-секретарь главы Пентагона Карл Вуг позднее уточнил, что руководство США делает акцент на дипломатию и международное давление на Иран.

Таким образом, относительно успешный стамбульский раунд переговоров по ядерной проблеме Ирана ретроспективно подчеркнул маргинальность позиции Израиля в этом вопросе. Несомненная и вполне реальная дерзость тигра «задним числом» превратилась в унизительную дерзость собаки…

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram