ГоловнаСуспільствоЖиття

Поганий той депутат, який не називає себе політиком

В демократических странах политики боятся своих избирателей. В Украине избиратели всё ещё боятся своих политиков. Именно поэтому Украина является преддемократическим государством.

Постоянное переписывание и толкование Конституции здесь ничего не меняет, мы всё ещё живем по канонам тоталитарного СССР, где подзаконный акт и распоряжение, отданное властным лицом по телефону, были главенствующими элементами государственной правовой системы.

Мы их действительно боимся. Каждый из них может легко испортить нашу жизнь. Даже те из них, кто реальной властью не обладают. В первую очередь, депутаты, основной функцией которых является сугубое законотворчество.

Фото: Макс Левин

Может ли быть успешным законодателем певец, мастер спорта по боксу (т. е. профессиональный спортсмен) или директор конезавода? Может, если он имеет юридическую подготовку, знаком с теорией права, механизмами функционирования государства и т. д. и т п.

Вспомним: первые послесоветские народные избранники ринулись в университеты за юридическим образованием. Соответствующие дипломы получили все, а знания – некоторые. Но и те, кто не сумели всерьез изучить право, получили хотя бы общее представление о системе права.

Следует заметить: даже в традиционных западных демократиях в парламентах работают не только профессиональные юристы. Недостаток их знаний восполняют официальные помощники, почти всегда – молодые юристы, склонные к формированию своей собственной политической карьеры. Но все они, действующие законодатели, избегают называть себя политиками. Нигде, кроме постсоветских стран, члены законодательного органа не «направляют» исполнительную власть своими многочисленными депутатскими запросами, фактически являющимися элементами коррупции. Нигде, кроме постсоветских стран, помощники членов парламента не создают проекты законов, бессмысленные и смешные по своей сути.

Иное у нас: и сейчас, как во все прежние парламентские созывы, работает как минимум один законотворец, предлагающий создать психиатрический фильтр, отсеивающий «особенных» претендентов на законодательное кресло. Не понимают они, убогие, что моральная норма и норма психиатрическая (эх, знать бы, что это такое…) никак не совпадают по своей сути.

Ну, сидит в депутатском кресле милая дама, периодически уходящая в алкогольный загул, а в другой стороне парламентского зала читает газеты известный потребитель кокаина, а фракцию возглавляет громогласный негодяй и лжец… что тут делать психиатру? Ведь всех их мы своими «птичками» в избирательных бюллетенях привели в парламент. Мы все, не только психиатры.

Депутатские запросы… Сущее наказание для чиновников, обязанных рассмотреть, написать, отослать. Послушали бы вы, какими словами характеризуют они этих бумагомарателей, их апломб, их неумные претензии и убогие мысли… А отвечать надо. И отвечают. Не дай Бог, с опозданием на день! Тысячи чиновников сидят в министерствах и ведомствах, занимаясь этим скучным и не очень осмысленным делом, отвечая, пересылая и никогда ничего самостоятельно не решая. Эх, хоть бы один министр решился на мужественный поступок, опубликовал бы аналитическую справку по депутатским запросам, ежедневно приходящим в его ведомство. Боятся… Да, и министры боятся, тронешь – не отмоешься.

А заодно – посмотреть бы на список депутатских помощников с подробным описанием их образования, компетенции и т. д. и т. п. Так ли уж много среди них настоящих профессионалов… Когда-то, в далекие горбачевские годы имел я возможность долго говорить с юной леди, служившей в штате помощников у конгрессмена Генри Ваксмана, специализировавшегося в Конгрессе США в проблемах здравоохранения. Сам конгрессмен на меня тогда большое впечатление не произвёл. А вот юная леди – огромное. Тогда, именно тогда я понял многое. Такие как Джейн своему шефу глупые проекты не предложат. Образование не позволит.

А у нас с образованием серьезные проблемы. Хорошо дела обстоят лишь с дипломами. И с политиками. Как говорит один мой ироничный знакомый, плох тот народный депутат, который не называет себя украинским политиком.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram