ГоловнаСуспільство

А руки-то пам'ятають!

Страшный военный конфликт 1914-1918 гг. был воспринят китайской и индийской интеллигенцией как банкротство европейского типа культуры. Позднее практикующий этик (редкая разновидность homosapiens , большинство предпочитает только рассуждать на эту тему…), знаменитый врач Альберт Швейцер заметил: « Мы не должны помещать человека в центр вселенной. Мы должны остановить взгляд на открытых окнах психиатрической больницы, чтобы напомнить себе ужасный факт : умственное и духовное также подвержено разрушению».

Фото: warchat.org

Нам, европейцам, наши ценности, наша культура, наши стереотипы поведения кажутся единственно правильными. Даже так: абсолютными. Особенно нам, окраинным европейцам, живущим в Украине. Достаточно быстро усваивающим традиции и нормы Старой Европы, живя в ней в качестве иммигрантов, но почему-то никак не принимающим те же демократические традиции и нормы в собственном доме. Результаты всех наших выборов – классический пример нашей домашней несостоятельности.

У средневековых мистиков был в ход у замечательный термин, много поясняющий и в 21 веке: docta ignorantia , ученое незнание. Те же книги, те же освященные законами ценности, по сути – те же возможности, а результат – как всегда… Классическое ученое незнание. То ли еще не время, рано. То ли неумение принимать правильные решения. И, как удобное прощение себе лени рассудка, эсхатологические рассуждения о неизбежности « падения Европы под натиском варваров». Иными словами, ощущение приближающегося банкротства европейского типа культуры. Особенно ярко воспринимаемое, когда « падение Европы» предрекают плохо воспринимающие слово « культура» всевозможные украинские радикалы, как левые, так и правые. Люди, как правило, хваткие, в себе уверенные и малокультурные.

Альберт Швейцер
Фото: happydoctor.ru
Альберт Швейцер

Практикующий этик Швейцер не вошел в мейнстрим (ах, слово-то какое, модное, почти гламурное) современной философской мысли. Поскольку исследовал он не общую теорию культуры, а ее кризис, состоявший в том, что прогресс продолжается лишь в одной сфере – материальной, а в двух других, духовной и этической, наблюдается явный откат назад. Здесь, в моей стране, все именно так, мы – яркая иллюстрация правоты Швейцера. На улицах – обилие дорогих автомобилей, в домах – несметное количество самых быстродействующих компьютеров, а в управлении страной – все те же рожи и рожицы, никогда не читавшие Альберта Швейцера, не бывающие в филармонии.

Вчера вечером я все понял. И сразу же успокоился. Нельзя от людей требовать невозможного. Они, наши управленцы, мастера другого жанра. Закрепившийся в молодости навык игры в « наперстки», легко и просто пригодился в другой игре « голосование в Верховной Раде». Всмотритесь в крупные планы на телеэкране и вы увидите: те же быстрые движения, обеспечивающие игру в восемь карточек. Удивительная, выразительная память движений. Грузные, обильно переедающие мужчины в дорогих совсем не спортивного кроя костюмах… А вот руки-то помнят!