ГоловнаБлогиБлог Соні Кошкиної

Томос для України: розхитування московських основ

11 октября 2018-го можно, без преувеличений, назвать историческим днём для украинской истории. Днём, когда Синод Вселенского патриархата в Стамбуле принял ряд ключевых решений по «украинскому вопросу». Официально обнародованный документ (тут стоит отметить чрезвычайную оперативность, поскольку зачастую о результатах заседаний Синода в открытых источниках сообщают через день-два) содержал пять основных пунктов.

А именно: 

- подтверждение «уже принятого решения про то, что Вселенский Патриархат приступил к предоставлению автокефалии Украине»; 

- возобновление «Ставропигии Вселенского Патриархата в Киеве»; 

- отмена Синодального письма 1686 года, которым Киевская кафедра была де-факто передана под руководство Москвы; 

- признание «каноничности» Филарета (УПК КП) и Макария (предстоятель украинской автокефальной церкви), с возвращением им прежних чинов, званий, регалий, полным восстановлением во всех правах;

- призыв ко всем сторонам воздержаться от захвата церковного имущества, актов возмездия и т.д.

Что это значит с точки зрения простых прихожан? А с точки зрения церковных иерархов, архиереев КП, МП и прочих?

Попробуем разобраться в деталях.

Фото: umoloda.kiev.ua

***

По сути, в четверг в Стамбуле были подготовлены все юридические (с точки зрения церковных канонов) основы для предоставления Украине Томоса об автокефалии. Следующий этап – оформление официальных бумаг, которое случится, скорее всего, на очередном заседании Синода 9-11 ноября).

Учитывая политическую важность данного вопроса для официального Киева, Президент Порошенко поторопился застолбить «перемогу», заявив в своём твиттере о «позитивном решении» и «наконец свершилось – Украина получила Томос». 

Оппоненты Петра Алексеевича незамедлительно обвинили его в поспешности и чуть ли не искажении воли Фанара. Некоторое «приукрашивание» у Порошенко, конечно, имело место быть, но оно несущественно. Необходимо помнить: в переводе с греческого, «томос» – «документ», официальная бумага, на должное оформление которой необходимо определенное время. Тем более в такой консервативной структуре как Вселенский патриархат. Но сути самого решения Фанара сие не меняет.

Это – раз.

Два (тут следует обратить внимание на второй и третий пункты соответственно): Фанар фактические аннулировал переподчинении Киевской кафедры Москве, случившееся триста с лишним лет тому назад.

Это решение – больше, чем просто «монетка в копилку украинского вопроса». Это решение колеблет основы, на которых зиждется вся «сила и слава» (как они сами о себе привыкли думать) московской церкви, все это время пытавшейся конкурировать с Константинополем за первенство в православном мире. В том числе за счет «принадлежности» к ней многочисленных украинских приходов.

Фото: Lb.ua

Киев – каноническая территория Константинополя, на что у Фанара даже имеется ряд подтверждающих архивных документов. А против архивных документов не попрешь – велик риск «запутаться в показаниях» и выйти в итоге, на самих себя. На фоне глобального изменения статуса РПЦ, «украинский вопрос» для Данилова монастыря (официальная резиденция Патриарха Кирилла) уже не столь важен.

Ну и главное событие четверга (пункт номер четыре) - возобновление в правах, званиях, регалиях Филарета и Макария. Многие СМИ трактовали это как «снятие» с них «анафемы, наложенной – по политическим мотивам – РПЦ. Однако это не совсем верно. Дело в том, что Константинополь московскую анафему никогда и не признавал, так что «снимать» было нечего. А вот позиции, утраченные тем же Филаретом после создания КП (числившегося, до вчера, актом раскола), вернули.

Таким образом, на сегодня в Украине больше не существует неканонических церквей . Более того, сторонники «русского мира» утратили главный свой контраргумент против предстоятеля КП. Состоял он в том, что, де, Филарет – «раскольник, мракобес и вообще человек недостойный». Ежели хочет вернуться в «лоно матери Церкви» (читай: объединиться с МП на ее, МП, условиях) должен прийти, покаяться и быть (равно как все прочие священники КП) заново рукоположен. И это если в МП еще смилостивятся и позволят перерукоположить.

Отныне подобные доводы больше неактуальны. По сути, со вчерашнего дня КП и МП в Украине находятся в равных канонических условиях .

Фото: Макс Требухов

Что значительно упрощает объединительный процесс, по факту которого утвердится новая Украинская Церковь.

И это, разумеется, больше чем про Церковь, про духовенство, даже про прихожан. Сколько про нацию, достоинство и полноценную независимость.

Формально процесс будет выглядеть так: в ближайшее время в Киеве собирается Собор из числа представителей КП, УАПЦ (изначально выступавших инициаторами обращения относительно Томоса) и отдельных иерархов МП (подписантов письма к Фанару, с просьбой обратить внимание на системную промосковскую деятельность ряда своих коллег). Сколько именно представителей МП прибудет на Синод? Будет ли их численность достаточной для легитимного принятия решений?

Точного числа мы не знаем, но – опираясь на собственные источники в церковных кругах, а также наблюдения за «историей вопроса» – рискну предположить: немногим больше десяти (что приблизительно равно количеству подписантов упомянутого письма). Чего, однако, вполне достаточно для формальной констатации: «архиереи МП объединительный процесс также поддерживают».

Основная задача Собора – избрание Предстоятеля новой украинской церкви. Претенденты еще будут заявлены, но первый, он же – главный фаворит – уже известен. Это – Филарет. Возглавляемый им КП (который, напомню, отныне равен в правах с МП) сегодня насчитывает свыше пяти тысяч приходов по всей стране. Тогда как на момент создания КП, за Филаретом «в раскол» пошли не больше нескольких десятков топ-духовенства. Наличествующий сегодня результат КП – исключительно его заслуга, не признавать менеджерские, организационные таланты Филарета было бы глупо. А именно они сегодня нужны новой украинской церкви.

Фото: informator.news

Сколько к ней присоединится представителей МП? По оценкам КП, не меньше половины. Но прогноз сей кажется уж слишком оптимистичным. Скорее всего, в «первую волну» из МП выйдут не больше двадцати процентов приходов, преимущественно – в крупных городах, из числа «продвинутых». Остальные «возьмут паузу», дабы определиться позже.

Зависит это, в том числе, от позиций светской власти. Как известно, в Верховной Раде ждут своего часа сразу несколько законопроектов, регулирующих не только статус, но и название новой украинской церкви, а также статус – на нашей территории – РПЦ.

Учитывая политические коннотации, процесс их принятия вряд ли затянется дольше, чем до конца текущего года.

Тогда как полноценное формирование новой украинской церкви продлится не год, и не два. В независимости от дат вне/очередных выборов.

Соня Кошкіна Соня Кошкіна , Шеф-редакторка LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram