ГоловнаКультура

«Відьма з Блер»: найбільш приречений сиквел у світі

«Ведьма из Блэр», вышедшая в украинский прокат 6 октября, в своём названии скромно умалчивает о том, что является сиквелом одноименного фильма 1999 года. Расчет понятный: к этому времени вполне мог вырасти такой зритель, который посмотрит фильм с чистого листа, не зная что произошло 17 лет назад.

Фото: okino.ua

А 17 лет назад вся Америка, а затем и весь мир, были несколько озадачены, а многие довольно сильно напуганы якобы документальным фильмом, выпущенным на экраны под названием «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (Blair Witch Project, 1999). Он рассказывал про трёх студентов, отправившихся в леса Мэриленда, чтобы снять видео-курсовую про легенду о ведьме из Блэр – казнённой в XVIII веке ведьмы, смерть которой, как и полагается в хорроре, была только началом. Блуждания героев по лесу становились всё необычнее, ситуация становилась всё страшнее, но до самого последнего кадра фильм так ни разу не перешёл границу, за которой бы начиналось сверхъестественное. Это, а также чуть ли не первое использование вирусного маркетинга для раскрутки фильма в интернете, привело к тому, что фильм собрал в мировом прокате почти четверть миллиарда долларов.

Как и полагается с хоррором, это было только начало, но не франшизы, посвящённой ведьме, а целому направлению псевдодокументального кино, которое получило название Found Footage или «найденные плёнки». Фильм found footage имитирует документальную манеру съёмки и рассказывает историю, которая случилась с авторами видео. Одна из определяющих черт «найденных плёнок» заключается в том, что герои пропали или погибли, а фильм представляют нам третьи лица, которые нашли отснятый материал. Естественно, большинство подобных фильмов – это фильмы ужасов.

Случай «Ведьмы из Блэр» был уникален. Нарушить правила негласной договорённости со зрителем о том, что такое документальное кино, а что игровое, в таком масштабе можно только один раз. «Ведьма из Блэр» не была первым подобным фильмом и не была прямой причиной появления Found Footage-фильмов. Этот просто удобная точка отсчёта, к которой всё равно приходится обращаться. По-настоящему лавина таких фильмов сошла на зрителя в 2007-2008 годах, когда появились «Монстро» (Cloverfield, 2008), «Паранормальная реальность» (Paranormal Activity, 2007), «Репортаж» (REC, 2007) и другие. Сегодня в этой стилистике снимают комедии, космическую фантастику, триллеры и драмы. Это сложная, хитрая и чрезвычайно гибкая форма подачи фильма, которая из года в год развивается и постоянно мутирует.

Кадр из фильма "Монстро"
Кадр из фильма "Монстро"

Всё, что зачастую нужно для хорошего фильма в стиле Found Footage, – энтузиазм и хорошая, интересная история. Такой фильм по-прежнему очень дёшев в производстве. Для фильма, выдающего себя за правду, не нужны и даже вредны известные лица актёров и большая съёмочная бригада, поэтому даже в таких далёких от центров кинопроизводства местах, как Коста-Рика или Сингапур, можно найти неплохие фильмы такого типа. То, что это кино часто создаётся очень похожими на документальные методы, делает съёмку очень мобильной и позволяет забраться в такие места, где традиционными способами кино снять или невозможно, или слишком дорого. Почти весь «Париж. Город мёртвых» (As Above, So Below, 2014) Джона Эрика Даудла снят в настоящих парижских катакомбах - таких декорациях, которые не построишь ни в одном павильоне. Сиднейские подземелья, заброшенные психиатрические клиники от Канады до Сингапура, норвежские леса, заселённые троллями, – Found Footage научился находить колоритнейшие фактуры для своих фильмов и очень сильно продвинулся в плане представления истории по сравнению с «Ведьмой из Блэр» 1999 года.

У новой «Ведьмы из Блэр», может быть, нет проблем с энтузиазмом, но с историей - полный провал. Нам опять показывают, как группа кинотуристов теряется в лесу, и это довольно скучно. Мы снова видим, как трое молодых людей отправляются в те же леса, но на этот раз на поиски героев первого фильма. Проигрышность ситуации авторы понимали. В фильме есть достаточное количество ложных ходов или подчас очень странных сцен, которые неплохо бы смотрелись в картине про нашествие мозговых слизней или про зловещих мертвецов, но, пожалуй, не тут. В итоге половина заряженных ружей не стреляет вообще, половина стреляет не совсем туда, куда надо, показывая, что авторы фильма заблудились не хуже их героев.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Новая глава"
Фото: Кинопоиск
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Новая глава"

Found Footage ассоциируется с трясущейся камерой в руках оператора, часто убегающего от чего-то неимоверно ужасного. Это остаётся нормой, но давно необязательной. К сегодняшнему дню Found Footage перепробовал все крайности съёмки и возможности камер. Камеру уже вручали в руки вампирам-туристам в «Поражённом» (Afflicted, 2013), летающим людям со сверхспособностями в «Хронике» (Chronicle, 2012) и серийным убийцам, снимающим домашнее видео в «Плёнках Покипси» (The Poughkeepsie Tapes, 2007) . Фильмы использовали ночную съёмку, как в незабываемом финале испанского «Репортажа» (REC, 2007), снимали статичными камерами, как в«Отчёт «Европа» (Europa Report, 2012), активно использовали веб-камеры и камеры наблюдения. Короче, практически всё, что можно заснять с камерой,находящейся необязательно в руках и необязательно живого существа, зритель уже видел.

Это единственный момент, в котором новая «Ведьма из Блэр» если не оригинальна, то хотя бы современна. Все трое героев, отправляющихся на поиски Хэзер, главной героини оригинального фильма, вооружены bluetooth-камерами, рациями, смартфонами и даже дроном с камерой. Прибившиеся к ним двое местных с устаревшей плёночной видеокамерой смотрятся мило и явно отсылают к оригиналу. Но это невероятное обилие гаджетов приводит, в общем, к тому, что зритель видит практически всё, что случается с героями. Это делает фильм гораздо более прямолинейным, чем оригинал, который ничего нам толком и не показал. В этом была его прелесть, очень эффектно действовавшая на зрителя. Тут, такое впечатление, так и не придумали, что делать со всем этим техническим богатством и сделали фильм, который толком даже не знает, зачем ему выбранная форма Found Footage. Единственное, где эта форма отчасти оправдана – это финал, в котором фильм разумно и довольно интересно использует мифологию франшизы, а камера играет роль глаза, который видит то, на что нельзя смотреть человеку.

Кадр из трейлера "Ведьмы из Блэр" (2016)
Кадр из трейлера "Ведьмы из Блэр" (2016)

В 1999 году дистрибьютор Artisan, подхвативший микробюджетный хоррор Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса, придумал главный ход, сделавший «Ведьму из Блэр» таким значимым фильмом в истории кинематографа.

Было сделано всё, чтобы публика поверила в то, что она видит документальное кино.

С тех пор, делая заявку на правдивость показываемого, режиссер входит в договорённость со зрителем: мы делаем вид, что мы показываем вам действительно произошедшее, а вы делаете вид, что верите. Но даже эта, казалось, незыблемая установка активно проверяется на прочность. «Заговор» (Conspiracy, 2011) и «Ломка» (Resolution, 2012) сделали это удачнее всего и совершенно разными методами. Вообще, сегодня часть фильмов в этой стилистике становится гибридным кино. Они только имитируют «найденные плёнки», но не следуют дословно главным правилам техники. В одном из лучших полицейских фильмов последних лет, «Патруле» (End of Watch, 2012), не только снимаются всем известные Джейк Джилленхол и Майкл Пенья, что моментально убивает всякую имитацию документальности, но и сама съёмка периодически нарушает правила Found Footage. Жанровое кино постоянно находится в поисках форм, которые будут эффектно обманывать зрителя и включать его во всё более сложные игры с подачей материала.

«Ведьма из Блэр»-2016 в лучшем случае ученически повторяет всё, что сделало фильм 1999 года знаменитым, в том числе и обязательную мантру о том, что эти плёнки были найдены, а вот авторы фильма пропали. Но в остальном - это самый обречённый сиквел на свете. Этот фильм почти жалко, он даже не может повторить тот же маркетинговый трюк, вынужден отталкиваться от не самого выдающегося в сюжетном отношении предшественника, а хуже всего – пытаться догнать всё то, что наснимали в этом же стиле за 17 лет. Он мог быть фантастически плохим или предложить что-то совершенно неожиданное, или просто быть действительно крепким и страшным фильмом. А получился просто заурядный хоррор, один из многих.

Сергій КсаверовСергій Ксаверов, Кінокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram