ГоловнаЕкономікаДержава

Реструктуризацію завершено. Що далі?

Завершилась реструктуризация внешнего долга Украины. Об этом Министерство Финансов Украины сообщило 12 ноября 2015 г. Эта нелегкая глава в украинской истории завершилась реструктуризацией 15 миллиардов долларов США, снижением внешнего долга на 3 миллиарда долларов США и экономией 8.5 миллиарда долларов США, которые пришлось-бы выплачивать до 2018 года в случае провала переговорного процесса. В рамках программы «расширенного финансирования» МВФ, это ключевой, и самое главное стратегический, этап в процессе построения фискальной и монетарной дисциплины в Украине. Купон по новым облигациям, сроки погашения которых приходятся на период 2019-2027, зафиксирован на уровне 7.75%. Эти новые облигация теперь заменят старые «бумаги» на руках тех кредиторов, которые согласились на условия реструктуризации. «Гибридные варранты» с индексацией к росту ВВП (или как их назвали государственные деривативы) также будут оформлены в сопутствии новых облигаций.

У большинства людей возникает вопрос – что дальше?

Фото: www.minfin.gov.ua

«Бумаги» на руках у казначейства Российской Федерации на 3 миллиарда долларов США не будут включены в процесс обмена. Об этом свидетельствуют последние заявления самой РФ, МВФ и представителей Украины. Нужно осознавать тот факт, что Россия перенесет переговорный процесс в международную судебную плоскость, и Украину ждет новая «юридическая баталия» с восточным монстром. Это будет нелегкий процесс, но у Украины есть два козыря, которыми она должна активно пользоваться – (1) беспрецедентная поддержка МВФ, который готов вносить правки в свою систему предоставления кредитов ради «украинского кейса», и (2) длительные временной горизонт любого международного юридического спора. Учитывая эти два ключевых фактора, перенос переговорного процесса в международные арбитражи будет стоить России больших финансовых потерь и политических неудобств на международной арене, чем при согласии на реструктуризацию – ведь теория временной стоимости капитала будет играть против РФ.

Украина продолжит работать над выполнением условий программы «расширенного финансирования» МВФ. Реструктуризация внешнего долга – это, безусловно, победа, но сама по себе реструктуризация не решает всех проблем украинской экономики. Ключевой позитивный аспект реструктуризации, это то, что она поможет снизить общую долговую нагрузку. Можно будет ожидать небольшой стабилизирующий эффект для украинской валюты и позитивный эффект для украинских «бумаг» в том плане, что Украина сможет вернуться на внешние рынки капитала уже в конце 2017 года. Одновременно, прямое «механическое» давление на национальный бюджет страны будет ослаблено, легче станет управлять ликвидностью и координировать денежные потоки.

Где кроются реальные проблемы?

Сегодня, есть понимание, что впереди множество трудностей и преград для проведения эффективных реформ. «Долларизация» идет впереди этого эшелона. В Украине наблюдается опасная ситуация с высоким уровнем «замещения национальной валюты» (замещения национальной валюты как платежного инструмента или «клиринговой системы») и с высоки уровнем «замещения денежных активов населения или бизнеса» (замещение национальной валюты как инструмента накопления и сохранения покупательской способности). Идеальным штормом для любой экономической системы представляет собой кризисная ситуация, когда происходит коллапс системы с высокими уровнями замещения национальной валюты как платежного инструмента и как инструмента накопления одновременно. Как результат, в Украине, сформировано системное недоверие населения и бизнеса к национальной валюте.

Фото: EPA/UPG

Продолжительное падении промышленного производства, стремительные оттоки иностранного инвестиционного капитала и долгового капитала, прогрессирующая девальвация (68.84% на конец периода Январь-Октябрь 2015) и опасная динамика индекса потребительской инфляции (49.5% за период Январь-Октябрь 2015 по отношению к аналогичному периоду в 2014 году) это реалии сегодняшней Украины, говорящие о том, что опасные скалы мы еще не миновали, и что влияние монетарной политики очень ограничено. На сегодняшний день, влияние фискальной политики на реальное состояние здоровья экономики, также ограничено.

Что нужно понимать основным государственным структурам? При плавающем курсе и при высокой степени долларизации, многие внешние риски усугубляются.Без кросс-институциональных усилий – экономику не спасти.

Что делать госорганам Украины?

Украинскому правительству нужно начать процесс имплементации болезненных реформ с фокусом на «дедолларизацию» экономики и на развитие местного долгового рынка. Ведь именно, эти два вектора реформ смогут создать фундамент для фискальной дисциплины и монетарной стабильности на всех уровнях государства (население, бизнес, банковская система, государственная система). Эти два вектора, наряду с налоговой реформой и правильной политикой «инфляционного таргетирования», помогут достичь ценовой стабильности и доверия к национальной валюте. Одновременно, при правильном внедрении маяков реформ, акцент должен быть сделан на обще-государственную финансовую дисциплину – а значит на сокращение ключевых проблемных генераторов дефицитов (пенсионный фонд, фонд гарантирования вкладов и НАК «Нафтогаз»). Остро стоит вопрос по приватизации неповоротливых госпредприятий, которую надо запустить в ближайшее время и пройти она должна на ключевом условии «прозрачности» с участием крупных западных корпораций.

От динамики экспорта зависит не только поступление валюты в страну и соответственно курс гривны, но и динамика промышленного производства, транспорта, сферы услуг и доход бюджета. Государство должно направить все усилия на создание правильных условий для производства товаров с экспортным потенциалом (самое главное – с добавленной стоимостью) и на максимально эффективное внедрение «западных» фитосанитарных и технических норм (которые, как правило, являются основным барьером для нашей продукции).

Фото: EPA/UPG

Если Украина не сможет наладить финансовую дисциплину и эффективное управление финансовыми ресурсами, то давление на национальный бюджет вскоре возобновится, финансовой стабильности достичь не получится, а значит, к проблеме внешнего долга придется вернуться через 3-4 года. Есть хорошие исторические примеры волевых реформ таких стран как Чили, Израиль, Перу и Южная Корея. Времени для реальных маневров очень мало, и Украина должна взять несколько стратегических и тактических приемов этих стран на свое собственное вооружение. Но для этого нужна воля – политическая и моральная. Нужна воля – провести реальные реформы, наладить работу судебной системы (а значит обеспечить защиту прав кредиторов и инвесторов), провести «детенизацию экономики» и направить финансовый ресурс в реальную экономику, и побороть коррупцию.

Єгор ПерелигінЄгор Перелигін, перший заступник голови правління «Альпарі Банку»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram