ГоловнаСуспільствоВійна

"Не вистачить патронів - будемо камінням кидатися. Не вистачить каміння - будемо гризти дуло танків"

На востоке Украины – эскалация военного конфликта. Тем, кто часто общается с военными и волонтерами, хорошо известно, что террористы и раньше не слишком соблюдали перемирие, хотя штаб АТО закрывал глаза на их нарушения. Однако за последние дни обстрелы действительно участились и стали более мощными. Украинские войска несут потери. Впервые за долгое время штаб дал добро на ответный огонь.

Фото: EPA/UPG

Только за ночь с понедельника на вторник штаб АТО зафиксировал 33 обстрела украинских позиций. Террористы стреляли из гранатометов, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия - преимущественно по Пескам, Опытному, Марьинке, Авдеевке и Красногоровке. На выходных они предприняли попытку штурмовать Майорск, обстреляв его предварительно минами калибра 82 мм, которые запрещены по Минским договоренностям. Такое же оружие использовали в Широкино в понедельник. А Попасная дважды обстеливалась 120-миллиметровых минометов, причем несколько мин попали в жилые кварталы.

В Донецке возле шахты Калинина украинская разведка обнаружила колонну из 20 танков боевиков, которые давно должны быть отведены глубоко в тыл. Еще 4 танка террористы пытались замаскировать на своих позициях возле Марьинки, и 2 - в поселке Зайцево, совсем рядом с украинскими позициями. А миссия ОБСЕ зафиксировала 20 танков и 9 гаубиц на юго-западе Луганска.

По данным Совместного центра по контролю и координации прекращения огня в зоне проведения антитеррористической операции, боевики в период с 7 по 9 ноября более 20 раз применяли 82-мм и 120-мм минометы по украинским позициям, несмотря на все их заявления об отводе этой техники.

Тем, кто часто общается с военными и волонтерами, хорошо известно, что террористы и раньше не слишком соблюдали перемирие, хотя штаб АТО закрывал глаза на их нарушения. Однако за последние дни обстрелы действительно участились и стали более мощными. Украинские войска несут потери. Впервые за долгое время штаб дал добро на ответный огонь.

LB.ua поговорил с волонтерами и военными, чтобы прояснить картину событий на Донбассе, сложившуюся за эти дни, и угрозы, которые она несет.

Перемены на восточном фронте

На многих направлениях ситуация ухудшилась буквально в конце прошлой недели, когда закончились переговоры так называемой «Нормандской четверки». Напомним, на этой встрече представитель России Сергей Лавров заявил о продлении Минских договоренностей на 2016 год – до проведения запланированных местных выборов в нынешней зоне АТО. К слову, до этого президент Порошенко не раз подчеркивал, что продлевать Минские соглашения он не намерен ни в коем случае.

«Пески, Опытное, Зенит, Бутовка - обстрелы из 82, 122, 152 мм (имеется в виду калибр оружия - LB.ua), в некоторых местах замечена работа танков», – перечисляет волонтер Ольга Голубева со слов разведчиков.

На прошлой неделе она сама была у военных в районе Опытного, где, по ее словам, «было шумнее, чем обычно» - частота перестрелок заметно увеличилась. «Шахту (Бутовка) постоянно метелят. Это самые крайние позиции. Там даже не стрелковое – АГС, мины. Мы уже привыкли: стоишь и постянно слышишь «работу» чью-то, - говорит волонтер. - Мы даже когда были в Песках у бабушки Софии - слышали оттуда, как кроют шахту, хотя она и намного выше, километров 20 от Песков». По словам Голубевой, обстрелы усиливаются в вечернее время.

«Если раньше 1-2 раза в день могли быть провокации стрелковым оружием, то сегодняшняя ночь дала понять, что расслабляться рано», - подтверждает волонтер Илья Лысенко, известный бойцам по позывному «Хоттабыч».

На некоторых позициях – например, в Песках, перемирие не успели заметить. На следующий день после выборов поселок попал под огонь «Градов». Тогда погибли 8 человек и 30 были ранены.

Пески
Фото: www.facebook.com/KyryloBabentsov
Пески

О тихих ночах давно забыли и те, кто удерживает горловское направление.

«Стрелковые бои, АГС - постоянно. Недавно пара 80-х мин прилетела. Провокации каждый день, в основном, по вечерам. «Ответку» нам пока не разрешается давать. Терпим», - говорит Дарья Андрусенко–Якотюк, волонтер 43-го батальона, который стоит в районе Горловки. По ее словам, на позициях было лишь несколько дней передышки – чуть больше недели назад, во время выборов.

В Широкино также возобновились обстрелы – еще с начала ноября.

Львовский волонтер Богдан Масляк передал информацию от коллег: «Днепропетровские волонтеры подтверждают перестрелку в Троицком, они были там в понедельник. Возможно, готовится прорыв. В Широкино 120-миллиметровыми минами крыли». В ночь на вторник ему удалось дозвониться до бойца 53 бригады, которая стоит недалеко от Марьинки: по этому поселку работали снайперы, шла перестрелка. В ДАП был бой с танками.

Оксана Черная - военнослужащая 28-й Одесской ОМБр, 3 дня назад расположившейся в Станице Луганской, рассказала о ситуации в городе: «Позавчера обстреляли Станицу трижды из минометов-«васильков»: 82-миллиметровые мины упали в черте города. Сегодня уже 15 минут идет стрелковый бой с применением АГС, пулеметов». Ее подразделение находится в полной боеготовности. До этого оно почти год стояло в районе Красногоровке-Марьянки, а недавно на ротации прошло боевое слаживание, пополнило запасы техники.

Ситуация в полях

«Арта работает, минометы, танчики стреляют. И так - два дня практически по всему фронту. Ситуация сильно ухудшилась. Плюс Попасную минами закидали, причем самый центр. А мы зато отводим вооружение», - удивляется командир разведроты Марат, в ночь на вторник прибывший из зоны боевых действий.

Действия штаба не только у него вызывают недоумение.

«Боевые батальоны снимают с нулевой позиции и отводят на вторую линию именно сейчас, когда нарастает боевая сила противника. Причем ребят отводят из теплых укрепленных блиндажей и поселяют в разрушенные здания в аварийном состоянии. При этом никогда за время войны государство не обеспечивало солдата материалами для укрепления и утепления позиций, кроме дерева, и то в недостаточном объеме. Все приобретается своими силами», - отмечает Андрусенко-Якотюк.

Фото: EPA/UPG

Ситуацию усугубляют заморозки, которые недавно начались в восточных регионах. Так, бойцам 43-го батальона уже выдали форму и берцы: «но в зимний период они ни о чем, это демисезонные варианты, - говорит Андрусенко-Якотюк. 

Она свидетель: под видом термобелья военным выдали более плотные хлопчатобумажные подштанники и носки. - Шапки и перчатки не получены. Сейчас я только на весь батальон завезла валенки с галошами - это единственная обувь, которая позволяет пережить эту зиму».

Координатор фонда «Вернись живым» Виталий Дейнега согласен с тем, что форма от МО для зимы не подходит – бойцов снова будут одевать за счет народных пожертвований. А подопечные Марата зимней формы еще даже не видели.

Но гораздо больше холодов военных беспокоит отвод вооружений и запрет стрелять в ответ на провокации в их сторону. Как писал LB.ua, в период перемирия подобные приказы отдавались с риском для командира попасть под трибунал.

Изменение наметилось лишь 8 ноября – после попытки террористов штурмовать Майорск, микрорайон на окраине Горловки, который удерживается нашими войсками (бригада не раскрывается). После того, как противник подошел к военным на расстояние около 150 метров, комбриг отдал подчиненным приказ стрелять на поражение.

«Украинские военнослужащие имеют право открывать огонь. Вчера у нас был настоящий бой, наши военные вчера показали, что они открывают огонь, они готовы к этому. Каждый командир на месте имеет право принять решение об открытии огня», - пояснил на следующий день спикер пресс-центра штаба АТО Леонид Матюхин. Этот прецедент – большая надежда для солдат и офицеров на «нулевой» линии.

В целом, подготовка штаба к очередной активной фазе противостояния идет, как видно, «полным ходом»: ««Айдар» сейчас закинули под Горловку, выдали только АК-47 - без патронов», - приводит пример Масляк.

«Хотя бы по технике уже лучше, чем в прошлом году – все, кто могут, ее ремонтируют (имеются в виду предприятия – LB.ua). Потихоньку прибывают «Грады», БМП, БТР. Правда, иногда после ремонта ремонт техника даже не заводится. Бойцам приходится дорабатывать машины самостоятельно», - вздыхает Дейнега.

Впрочем, сами военнослужащие выражают готовность держать оборону при любых раскладах.

«Наши части готовы всегда, как пионеры. Не хватит патронов - будем камнями кидаться. Не хватит камней - будем грызть дуло танков», - уверен Марат.

Чего ожидать

Самыми горячими точками вблизи ДАП остаются поселки Водяное и Опытное, а также опорные пункты «Зенит», «Спартак» и шахта Бутовка (Путиловская), что на северной окраине Донецка.

Опорный пункт Зенит
Фото: Макс Левин
Опорный пункт Зенит

Мотивы обострения на фронте неизвестны, но собеседники LB.ua подозревают наличие определенных политических договоренностей руководства страны с сепаратистами о мире конкретно на период избирательной кампании и международных переговоров.

«Перед выборами было затишье, наши официальные лица делали вид, что вообще ничего не происходит. Сейчас противник начал «тасовать» свою технику. Возможно, что-то и готовится», - предполагает Илья Лысенко. С ним согласен и Дейнега: перестрелки сводились к минимуму перед выборами и во время переговоров «нормандской четверки». Причиной относительного затишья могла стать и команда от России – чтобы получить желаемое продление Минских договоренностей на будущий год.

Волонтеры и военные не ожидают в ближайшее время масштабного наступления, которым периодически грозит нам главарь боевиков «ДНР» Александр Захарченко. Все же большая часть техники отведена, а Россия сосредоточила свои силы в Сирии, временно отвлекшись от Донбасса. К тому же, в сезон дождей проводить значимые операции, как минимум, неудобно с тактической точки зрения и грозит большими потерями, отмечает «Хоттабыч».

«Скорее всего, возобновится позиционная война. 33 обстрела за ночь – это больше похоже на попытку [боевиков] спровоцировать наших бойцов на ответные действия, чтобы затем пустить в работу обнаруженные танки», - считает волонтер.

«Серьезных попыток прорыва, таких случаев, как было в Марьинке, когда внезапно «в лоб» кидается куча техники - этого сейчас нет. Пока сепаратисты, скорее, прощупывают почву и пытаются нанести нашим какой-то урон, чтобы деморализовать их», - рассуждает Дейнега.

По его мнению, если вероятность атаки и существует, то целью боевиков может стать Авдеевка. Действительно, этот город может представлять интерес из-за коксохимического завода – стратегического объекта, который обеспечивает метпредприятия сырьем. Его берегут от обстрелов обе стороны, повреждения у этого завода минимальны.

С другой стороны, не исключена атака боевиков на Бахмут (бывший Артемовск) или Станицу Луганскую или Трехизбенку. О такой опасности уже предупреждал координатор группы "Информационное сопротивление" Константин Машовец. В любом случае, украинские военные подготовлены гораздо лучше, чем в прошлом году, и боевикам для серьезного наступления понадобится либо значительное время для подготовки, либо помощь России, которой сейчас, по всей видимости, не до Донбасса.

Неллі ВернерНеллі Вернер, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram