Станут ли М. Саакашвили и К. Бендукидзе советниками Президента Украины?

Очень важно понять, что происходит в развитии украинской экономики с политической точки зрения. И что будет происходить в ближайшие месяцы у нас в стране. А также интересно: станут ли Михаил Саакашвили и Каха Бендукидзе советниками Президента Украины.

В надежде, чтобы хотя бы был принят, как в Грузии, Акт экономической свободы, который определяет:

1) участие граждан в установлении общегосударственных налогов:

- введение новых видов налогов (помимо пяти установленных – подоходный, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы – за исключением налога на собственность, ставка которого определяется в соответствии с Налоговым кодексом);

- увеличение верхних ставок существующих налогов возможно только путем референдума;

2) лимиты макроэкономических показателей:

- расходы консолидированного бюджета не должны превышать 30% ВВП;- дефицит консолидированного бюджета не должен превышать 3% ВВП;

- суверенный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

3) принцип универсальности бюджета:

- законодательство не может устанавливать привязку любых определенных государственных доходов к финансированию любых бюджетных расходов;

4) принцип свободы движения капитала.

Украине нужна новая экономическая модель. Такая, чтобы уровень доходов граждан в будущем мог расти. Больше частных предприятий, меньше госсектора. Меньше зависимости от углеводородов, большая степень диверсификации производства. И конечно, необходимо задействовать новые ресурсы для того, чтобы получить дополнительную стоимость, которая так нужна украинской экономике. А для этого потребуются крупные структурные реформы. И здесь также нужны новые направления политики и экономические инициативы от нового Президента Украины.

Но всё же, что нужно делать для долгосрочного развития? Эксперты Института развития экономики Украины (ireu.org.ua), учитывая тот факт, что ослабление гривны по отношению к мировым валютам создает большие возможности для импортозамещения, предлагают, во-первых, максимально эффективно использовать эту ситуацию для реализации различных проектов импортозамещения.

Второе, надо переформатировать деятельность наших торгпредств за рубежом, усилив поддержку украинского экспорта. Нужна структура для обеспечения гарантий и страхования рисков. До сих пор повторно не внесен в Верховную Раду Украины законопроект об экспортно-кредитном агентстве (ЭКА). А ведь этот Закон открыл бы много различных возможностей для кредитной поддержки украинских экспортных программ.

Третье, срочно создавать условия, которые бы позволяли инвесторам делать свой выбор в пользу инвестиций в экономику Украины. Думаю, уже слишком затянулась у нас эта инвестиционная пауза, включая, заметное снижение инвестиций в основной капитал. Активно расширять линейку финансовых инструментов для кредитования.

Четвертое, дерегуляция ведения малого и среднего бизнеса, т.е. упрощение госрегистрации предприятий и доступа к земельным участкам, к различным газо-, электро-, водосетям, сокращение разрешений на строительство и т.д.

Пятое, развитие государственно-частного партнерства.

Шестое, снятие ограничений по инфраструктуре и прежде всего в энергетике и транспорте, сокращая издержки бизнеса.

Седьмое, заморозить хотя бы на первый год тарифы естественных монополий, что обеспечит серьезную экономию оборотных средств для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса.

Восьмое, отказаться от увеличения налогового давления в пользу расширения налогооблагаемой базы.

Любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Китая, Германии, США или, например, Грузии. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram