ГоловнаПолітика

Спецоперація "Ново-Огарьово"

Як завжди, після чергових переговорів Віктора Януковича з Володимиром Путіним, з'являється безліч різних інтерпретацій. Цього разу відзначився близький до Віктора Балоги політолог Вадим Карасьов, який побачив сенс візиту Януковича до Москви в тому, що "не може визначитися з геополітичним вектором і все більше тяжіє до Москви". З протилежного боку тональність задавала публікація Андрія Колеснікова в російському "Комерсанті". Андрій так процитував свою розмову з главою адміністрації Президента РФ Сергієм Івановим: "адже ясно, що цей візит був конче потрібен насамперед їм (українцям - В.П.) - перед виборами. Парламентські вибори в Україні відбудуться в найближчу неділю".

Фото: president.gov.ua

Превосходная картинка. С одной стороны, руководство Украины мечется в определении геополитического вектора, с другой – приезжает в Москву то ли на поклон, то ли за благословением на выборы.

Все было не так. Но разделим анализ на то, что было сказано официально, и то, что осталось за кадром. Благо, последовательность событий полностью можно восстановить, учитывая весь их контекст.

Что происходило на поверхности

Президент Янукович прибыл в Москву 22 октября, после обеда. Переговоры с Владимиром Путиным начались так: «Спасибо, что приняли приглашение, приехали в гости. Ваш приезд является своевременным. Мне очень приятно, что мы поддерживаем с Вами регулярный контакт, причём не только на самом высоком президентском уровне, но и на правительственном, на министерском». Янукович ответил: «я, конечно, приехал для того, чтобы перерыв между встречами был не очень большой». Добавил: «наши ведомства наконец-то договорились по вопросам космоса: в исследованиях, совместной работе. Казахстан, Украина и Россия. И сейчас планируется три пуска». Сказал, что «в атомной энергетике сейчас подошла очередь предприятий, которые фактически готовы. После того как мы примем совместное решение, можно будет стартовать совершенно новым программам сотрудничества между Украиной и Россией». Закончил свое вступительное слово Украинский гарант так: «и по газовой сфере поговорим». Путин повторил эти слова

Почему это важно? Сразу понятно, кто кого пригласил в Москву. Янукович не напрашивался – Сергей Иванов в разговоре с Андреем Колесниковым несколько "преувеличил".

Были подписаны два документа.

Первое - межправительственное Соглашение о реадмиссии и исполнительный протокол о порядке его реализации. Оно регулирует сотрудничество двух сторон в сфере передачи лиц, въехавших или находящихся на территории запрашивающей страны, с нарушением миграционного законодательства. Это важно для борьбы с нелегальной иммиграцией.

Второе - протокол о поставке товаров в рамках производственной кооперации, который подписали министр экономического развития и торговли Петр Порошенко и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он касается украинских предприятий, которые в рамках кооперации будут освобождаться от уплаты таможенной пошлины, НДС на границе. По словам Петра Порошенко, «единственное, что меня беспокоит, что мы этот документ на этот год подписали только в октябре. И поэтому на встрече президентов я предложил Виктору Федоровичу и Владимиру Владимировичу, чтобы нам сейчас дали поручение, и мы до конца текущего года уже составили перечень украинских и российских предприятий, товаров на 2013 год, который бы начал работать с 1 января 2013 года". По словам Порошенко, "сейчас был согласован с российскими коллегами график сотрудничества. Мой заместитель приезжает сюда в среду, и я думаю, что до пятницы мы будем иметь первые результаты как по снятию торговых ограничений, так и по развитию производственной кооперации".

Фото: president.gov.ua

Два вопроса, которые возникают после подписания этих документов. Нужны ли были они? Да, несомненно. Необходимо ли было их подписывать в присутствии глав государств? Конечно. Были ли они единственными или даже главными темами переговоров? Никто так не сказал и на этом не настаивал.

Затем были заявления для прессы.

Ключевое из того, что сказал Владимир Путин: «Украина одна из первых ратифицировала Договор о зоне свободной торговли в СНГ. Мы видим в этом шаге прагматичный настрой на усиление, на развитие кооперации и интеграции». Второе его важное заявление: «на Украине завершается парламентская избирательная кампания, и мы искренне желаем, чтобы выборы в Верховную Раду обеспечили дальнейшее поступательное демократическое развитие братской Украины, заинтересованы в том, чтобы по итогам голосования курс на тесное взаимодействие наших стран получил дополнительный импульс».

Ключевое из того, что сказал Виктор Янукович: «отмечу наше обоюдное с Владимиром Владимировичем стремление к сохранению высокой динамики политического диалога, в первую очередь на высшем уровне. В этой связи мы предметно обсудили возможный график наших двусторонних контактов на ближайшую перспективу».

Итак, главное из того, что хотел сказать Путин: «по итогам выборов курс на тесное взаимодействие Украины и России должен получить дополнительный импульс».

Главное из того, что хотел сказать Янукович: «мы предметно обсудили возможный график наших двусторонних контактов». 23 октября 2012, на следующий день после ново-огаревских переговоров, уже в Симферополе, Виктор Янукович сказал, что рассчитывает встретится с Владимиром Путиным «в ноябре во время государственного визита в Москву и на бизнес-форум в Нижнем Новгороде», и что вопрос снижения цены для Украины на газ «может решить пакетное соглашение».

Что происходило на самом деле

Что видно на поверхности и что происходит на самом деле – это вещи, которые в действительности не противоречат друг другу. Они только дополняют себя.

Ибо после заключительных заявлений для прессы, по-видимому, и произошло самое главное, то, ради чего Виктор Янукович на самом деле приезжал в Москву – разговор с глазу на глаз, длительный. Я не смог лично зафиксировать, когда он закончился: вторую группу журналистов увозили из Ново-Огарево, когда эти переговоры продолжались четвертый час. Почему Андрей Колесников этого не написал, я не знаю.

Итак, в чем состоит мое личное понимание того, что произошло на этих переговорах?

Фото: president.gov.ua

18 октября 2012 года Киев экстренно посетил с рабочим визитом министр иностранных дел России Сергей Лавров. Это факт номер один.

В МИД России было объявлено, что Лавров обсудит с Константином Грищенко ход Приднестровского урегулирования, расширения договорно-правовой базы пребывания ЧФ РФ на территории Украины. Характерно, но о том, что эти темы подымались на переговорах Янукович-Путин, 22 октября 2012 года не было сказано ни слова. Тогда же были разработаны и утверждены Соглашение о реадмиссии и протокол о поставке товаров в рамках производственной кооперации. Их договорились подписать в Москве.

Что это означает? Лавров и привез приглашение Януковичу от Путина. Поэтому Путин и поблагодарил за принятие приглашения. Но зачем это Путину?

Переходим к факту номер два.

Тот же российский «Коммерсант» накануне визита Януковича в Москву выходит со статьей под названием "Выборы в Раду подсветили газом". В ней – ключевых тезиса. Первый: «Москва хочет напомнить о российском факторе накануне парламентских выборов в Украине». Второй: «В ходе нынешней предвыборной гонки о дружбе с Россией в Украине - говорят гораздо реже, чем, например, о сближении с ЕС. Встреча двух президентов в Москве, вероятно, призвана это исправить». Третий: «если по итогам встречи РФ даст понять, что готова на уступки по газу - пусть не сейчас, а в ближайшем будущем, - то это "еще более укрепит рейтинг Партии регионов».

Мои источники информации в правительственных кругах Украины и России, у которых есть доступ к информации о многочасовых переговорах между Януковичем и Путиным с глазу на глаз, подтверждают: в Москве действительно обеспокоены тем, что в нынешних парламентских выборах вопрос отношений с Россией в Украине практически не подымается. И это действительно так, в чем может лично убедится каждый из нас.

Есть информация, что на переговорах с глазу на глаз между Януковичем и Путиным речь шла о том пакетном соглашении, о котором Президент Украины упомянул в Симферополе. Т.е. увязке цены на газ со всем комплексом взаимоотношений с Россией и ее партнерами по Таможенному союзу. Путин же в своих высказываниях сконцентрировался на выгодах для Украины от Таможенного союза. Дал ли он понять, что РФ готова на уступки по газу, мне неизвестно. Но я сам видел, как заявление Януковича «переговоры по актуальному для Украины так называемому газовому вопросу продолжаются, и мы рассчитываем выйти на экономически обоснованную и справедливую формулу установления цены на газ для нашей страны" дали по ОРТ, не вырезая ничего из этого синхрона.

Фото: president.gov.ua

Само по себе это ни о каких уступках, понятное дело, не говорит. А может говорить и о возможной подготовке общественного мнения в России к снижению цены на газ для Украины, как и о возможной демонстрации российской публике – мол, видите, какие украинцы упрямые.

Все это, ясное дело, догадки. А вот что не является догадками, то это сегодняшнее заявление представителя Президента в Верховной Раде Украины Юрия Мирошниченко: «курс России в отношении Украины оказался несколько прагматичнее, чем рассчитывалось - нынче уступок, которые не предусматривали бы встречных шагов со стороны Украины, РФ уже не будет делать». Мирошниченко выразился предельно понятно: «не оправдались ожидания. Украина протянула руку дружбы и готовности к сотрудничеству, мы пошли на очень сложный шаг по Харьковскому соглашению. Мы действительно имели большие надежды на новый импульс в отношениях между Украиной и Россией».

Можно фантазировать о чем угодно, но ясно, что заявление Мирошниченко ни в коем случае не могло появиться без согласования с тем, чьим представителем в парламенте он является.

Означает ли это, что переговоры Януковича в Москве оказались неудачными? Можно выразиться по-другому: Янукович продолжает настаивать на своей позиции. На снижении цены на газ. И позицию он не поменял. Неужели кто-то считает, что в этих переговорах были бы эффективнее Яценюк, Кличко, или кто-то из других оппозиционеров? А вот слова Мирошниченко – это, в каком-то смысле признание разочарование и горькой правды, реальности, в которой приходится действовать Украине. А еще больше – прием для осознания российским руководством переоценки ситуации руководством Украины.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram