ГоловнаПолітика

Перспективи Конституційної асамблеї і перспективи Криму

В Крыму готовят предложения по изменению Конституции Украины и Основного Закона автономии в рамках подготовки к работе созданной указом Президента Конституционной ассамблеи.

Фото: www.radiosvoboda.org

Со ссылкой на депутатов парламента автономии в СМИ говорилось, что "речь идет о том, чтобы Конституция АРК была наравне с Конституцией Украины, чтобы нормы всех законодательных актов, которые принимаются в стране, согласовывались с Конституцией Крыма в части полномочий автономии".

В отношении "согласований" - здесь вопросов нет. Но если бы не формулировка – «Конституция АРК была наравне с Конституцией Украины», то вряд ли данное информационное сообщение вообще могло бы попасть в новостийные ленты.

Собственно, оно и определило начало разговора на круглом столе "Крым: перспективы развития", который состоялся в Судаке. Главным докладчиком выступил премьер-министр Крыма Анатолий Могилев.

Конечно, надо обладать известной живостью воображения, чтобы представить себе, что Могилев, бывший министр внутренних дел Украины, «внезапно» стал «крымским сепаратистом». Видимо, в Крыму существуют разные точки зрения, но Могилев внес ясность в отношении своей позиции. По его словам, «конституция Крыма должна быть наполнена реальными полномочиями, чтобы вывести регион на экономически самодостаточный уровень».

Фото: www.president.gov.ua

Что понимается под этими «реальными полномочиями»? В общих чертах ситуация выглядит так.

Ряд структур, которые управляют инфраструктурой Крыма, по примеру конторы, ответственной за ирригацию земель полуострова, находятся вне контроля Симферополя - в других населенных пунктах, например, в Запорожье, Каховке или в Херсоне. Так решили еще в советское время, и за последние двадцать лет ничего не поменяли. Естественно, отвечать за социальную ситуацию на полуострове и при этом не контролировать структуры, которые несут за это ответственность – нонсенс.

Другого происхождения – те проблемы, которые должны были бы решаться на местном уровне, но либо отнесены законодателем к компетенции центральной власти, либо вообще никак не решаются в силу инертности государственной машины. В качестве примера Анатолий Могилев привел ситуацию, когда разрешение на добычу воды нужно получать в Киеве. Другой пример – еще более курьезен. Группа небедных представителей одного из нефтеносных арабских государств прибыла в Крым, чтобы поохотится. Так вот, вопрос пропуска через госграницу Украины и пограничный ветеринарный контроль определенное время не решался по той причине, что никто и не подумал о каком-то формально-бюрократическом порядке пропуска охотничьих птиц через границу.

Итак, Крым ставит вопросы по разделению ответственности между центральными и местными властями. Могут ли они найти отражение в новой Конституции Украины? Почему бы и нет? Ведь проблемы разграничения полномочий давно и упорно обсуждаются представителями местного самоуправления не только в Крыму, но и скажем, в Харькове или в Запорожье. В этой связи любопытно, что Анатолий Могилев высоко отзывался о фигуре Василия Тация, ректора Национальной юридической академии в Харькове, члене Конституционной ассамблеи. Видимо, крымчане рассчитывают на него – во всяком случае, для работы с тем разделом будущей Конституции Украины, где найдут отражение крымские вопросы. А непосредственно в Конституционной ассамблее правовые вопросы крымской автономии представляет Наталья Гуторова, директор крымского филиала академии Тация.

Фото: www.ark.gov.ua

Но есть и свои крымские особенности. Представители власти рассказали мне, что в ряде случаев при принятии законов Украины существование крымской автономии как бы игнорировалось. Там не прописывались роль и функции крымской структуры в общей вертикали власти. По-видимому, это говорит и о том, что в Киеве действительно в определенные периоды как бы "забывали" о Крыме, так и о том, что корпус крымских депутатов нуждается в серьезном усилении.

В Киеве действительно в определенные периоды как бы "забывали" о Крыме

Любопытно конечно, как после разработки нового Основного Закона Украины будут переделывать и конституцию крымской автономии. Здесь, конечно, многое зависит и от того, смогут ли крымские политики удержаться от высказываний, которые в других регионах сочтут «сепаратистскими». И от того, удержится ли наша оппозиция искать «сепаратизм» как «черную кошку», о которой все знают, что ее нет, но продолжают искать.

Возникает еще одна тема. Передача власти, ответственности, полномочий, если это действительно серьезно, должна сопровождаться реальной бюджетной реформой. Ведь пока только на уровне публичных высказываний существует тезис о том, что "Крым не должен оставаться дотационным регионом и все время просить помощи у Киева".

Фото: www.ark.gov.ua

Украина очень много делает для Крыма. Во время Василия Джарты, предшественника Могилева на должности крымского премьера, на полуостров были направлены действительно огромные субвенции из государственного бюджета на ремонт мостов и дорог, изношенной крымской инфраструктуры. В сознании крымчан выделение этих денег прямо связывается с фамилией Виктора Януковича. Такой уровень государственной помощи одному из базовых регионов Партии регионов один из собеседников сравнил с осуществленной во время Леонида Кучмы газификацией регионов Крыма между Джанкоем и Керчью. Так что мысль о том, что «Крым не должен оставаться дотационным регионом» в Киеве не может не нравиться, но пока Крым является дотационным регионом, не совсем понятно, кто будет искать чего-то лучшего.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram