ГоловнаПолітика

Згаяні вигоди

Ровно пять лет тому слабовольный и инфантильный – каковым его тогда считали – Президент Ющенко внезапно подписал указ о роспуске парламента.

Да, в отрезок времени, отделявший выход указа от назначения даты волеизъявления вместились:

  • - и множественные попытки оспорить/подтвердить волю Президента в районных судах;
  • - и неслучившееся – посредством СНБО – чрезвычайное положение (введение которого дополнительно б усилило гаранта), с последующим отстранением (если не взятием под стражу) ряда членов КМУ;
  • - и тихий саботаж спикера Мороза; и баталии в переговорной группе, куда входили представители всех парламентских сил….

Но подробности забываются, а факт остается фактом: перезапуск Рады ознаменовал кардинальную смену политического ландшафта. С «апгрейдом» прежних лидеров и выходом на арену новых. Премьерство Виктор Балога сулил Виктору Януковичу, но кабминовский трон заняла Юлия Тимошенко, а спикером стал Арсений Яценюк.

Все потому, что возмутившись маневрам Клюева, прямо у него под носом формировавшего антипрезидентское конституционное большинство, Виктор Андреевич пошел ва-банк - навязал всем свою игру. Хотя еще вчера казалось: от орудовавшего в парламенте лома не существует приема.

Хватило Ющенко ненадолго, да, но пример превращения угрозы в возможность он продемонстрировал. Попутно – изменил ход истории.

Фото: noviny.su

***

Аналогичный шанс, точнее – сразу несколько шансов - представляется сейчас всем, кто не ассоциирует себя с властью.

Ошибочно полагать, будто парламентские выборы – последняя возможность изменить страну. Вовсе нет.

Судьба выборов не в последнее воскресенье октября определится – в предшествующие месяцы. Так, чтобы к октябрю в массовых фальсификациях просто не возникло нужды – все неблагонадежные элементы были бы физически изолированы, отправлены в эмиграцию или морально уничтожены.

Глобальный план власти предельно ясен. В октябре 2012-го в новой Раде должно быть сформировано конституционное – в триста голосов – большинство. Которое в 2015-м изберет Виктора Федоровича в парламенте на второй срок.

Что может помешать реализации плана? При условии подчинения губернаторской вертикали, контроля над исполнительной властью, силовыми структурами – ничего.

Сегодня на выполнение задачи брошены все усилия. За ценой не постоят и биться будут до последнего.

Поэтому полагаться на «чудесный исход» парламентских, который «вдруг» все преобразует, глупо и безответственно. Оппозиции – так точно. Ибо если до парламентских выборов в стране ничего не изменится, после парламентских будет уже поздно.

В последние дни ей, как было сказано, выпало сразу несколько отличных поводов превратить угрозу в возможность, поломать игру власти, навязав собственную повестку. Проанализируем два наиболее приметных.

№1 Роспуск парламента

Если атмосферное давление определяют с помощью барометра, то политическое – по поведению Владимира Литвина. По мере того, как сгущаются тучи, спикер или начинает или торговаться (как правило) или бросается в атаку.

На сей раз, в паузе между мордобоем и блокадой, Литвин предложил «неконструктивной Раде» самораспуститься. Предложение списали в «политические» - мало кто воспринял всерьез.

В том числе - господин Яценюк, поторопившийся с надменно-пренебрежительными комментариями. Продиктованными, очевидно, давней неприязнью Арсения Петровича к Владимиру Михайловичу.

Меж тем, говоря о самороспуске, Владимир Михайлович вовсе не шутил. Напротив, посылал всем отчетливый сигнал: друзья, мы можем спастись и я знаю как – присоединяйтесь.

Буквально на следующий день идею Литвина поддержала его родная фракция. Неудивительно: в нынешнем своем формате в новой Раде ей воспроизвестись не удастся. Барьер политсиле спикера не преодолеть, а по округам в седьмой парламент «просочатся» не более десятка «народников».

Членам группы Игоря Рыбакова тоже предстоят тяжелые «бои» на округах. Следовательно, они также заинтересованы в смене существующих раскладов.

Но больше всех заинтересована, конечно, оппозиция. Возглавив «парад присоединения» она бы гарантировано получила:

- выигрышный информационный фон кампании. Те, кто атакует всегда сильнее тех, кто защищается. В том числе – в глазах Запада, поддержка которого, при таком сценарии, была бы более значимой;

- более комфортные условия проведения кампании. Застигнутая врасплох, власть не успела б сполна мобилизовать весь имеющийся админресурс; бесконфликтно разделить округа между многочисленными претендентами (сейчас, как ранее уже рассказывал Lb.ua, один и тот же округ частенько «окучивают» сразу несколько «ставленников власти». Кто из них «любимая жена» определять станут в последний момент) и т.д.;

- содействие элит. Уразумев, что не все в Киеве столь однозначно (как кажется сейчас), многие из них наверняка захотели б сделать запасную, а то и основную ставку на альтернативу.

Ну, и т.д. – перечень можно продолжать.

Поэтому главным адресатом мэссиджа Владимира Литвина была Юлия Тимошенко. Единственный человек, способный принудить оппозицию к реальным действиям. Именно поэтому заявление прозвучало в такое время, в таком месте и так хорошо разошлось по телеканалам.

Могла ли инициатива быть реализована? Существуют ли реальные механизмы «самороспуска»?

Нет, не существуют. Как не существует и самого института «самороспуска». После событий 2007-го, тематические законодательные правки запретили съездам партий «обрезать» «хвосты» списков. То есть, в случае коллективного сложения 150-и мандатов (которые еще необходимо консолидировать), на место «отказников» теперь бы просто зашли новые люди.

Блокировать трибуну тридцать дней кряду – тоже не выход: пленарных недель осталось всего три. Не говоря уж о том, что разгон неконструктивной Рады – право Президента, никак не обязанность.

Фото: Макс Левин

Но, все эти юридические частности отступили бы, вне сомнений, на второй план, если б только оппозиция пошла в атаку.

Досрочной кампании она б, конечно, не добилась, но дополнительные баллы – в канун плановой, стартующей в конце июля – заработала бы. Что, в нынешней ситуации, уже немало (выгоды см.выше, - С.К.).

№2 Киевские выборы

Тема долгоиграющая и довольно показательная.

Кстати вспоминаются местные выборы 2010-го, отменив которые, новая власть долго не назначала вновь. Просто потому, что ей это было невыгодно.

Точно то же происходит сегодня в столице.

Срок полномочий гн. Черновецкого уже истек. Но дата киевских выборов пока не назначена. И не факт, что назначена будет. Не далее, как в прошлую среду, профильный комитете ВР, вопрос этот «завалил». Большинство в комитете, надо сказать, провластное…

Парадокс в том, что ни у власти, ни у оппозиции, нет четкого ответа на вопрос о том, когда проведение кампании для них наиболее благоприятно.

У власти кандидат один – Попов. И обсуждению это – судя по количеству заполонивших город бездарно-бессодержательных бигбордов - «Лучшему Киеву – быть!», «Порядку в Киеве – быть!», «За первый референдум киевлян!» – не подлежит.

Рейтинг Александра Павловича, в последнее время, действительно подрос. Замечая достроенные мосты (возведение которых начиналось еще при Кирпе), новые дороги (привет Евро-2012), элементарные меры по благоустройству, горожане автоматически «проецируют» их на Попова. Более того, многие искренне удивляются тому, что он, оказывается, вовсе никакой не мэр, а искусственно – без учета их, горожан, мнения – назначенный начальник. Мысль о том, что местную власть нужно выбирать самим, нести потом за этот выбор ответственность, спрашивая, в том числе, с избранников, за не\эффективность работы, мало кого, к сожалению, тревожит.

И уж тем более мало кому приходит в голову мысль о том, что неплохо б спросить о сделанном «на благо Киева и всех киевлян» у «молодой команды». Особенно в контексте того, что отдельные ее представители собираются теперь в ВР, вовсю уже «окучивают» столичные мажоритарные округа, бесстыдно «похваляясь» «успехами» «своего периода». Конкретно – Олесь Довгий. Замеченный недавно на итальянском курорте Сан-Бенедетто (этакий Трускавец – водичка, спа, релакс – для богатых, - С.К.) в компании … Юры Енакиевского. Того самого, который ранее помог ему безболезненно «отойти от дел» в столице. Ему и Черновецкому.

Сам Попов сегодня также пребывает в подвешенном состоянии.

- Ваше выдвижение на мэра уже точно-преточно согласовано? - спросила у него в минувший четверг, на Совете регионов.

- Ну, я готов. Я же заявил, что иду, - неопределенно протянул Александр Павлович.

- И у Президента «добро» получили?

- О разговорах с Президентом, обычно, не рассказывают, - был ответ, подразумевающий: «добро»-то есть, просто говорить о нем покамест не велено.

- Но сами-то дату знаете? Июль, август, сентябрь, одновременно с парламентскими в октябре?

Попов поднял на Lb.ua глаза, полные грусти и безотчетной тоски: «что, вы, мол, от меня хотите, разве я решения принимаю? Когда скажут, тогда и пойду».

- Ну, решение о дате, скорее всего, объявят в ближайшие недели, - произнес, наконец.

Единственный реальный соперник Попова – Кличко. Который все не определиться – дома он или «замужем»: в Киеве или в парламенте. В Киеве, конечно, логичнее. Но в парламент хочется больше. Тем паче, с учетом того, сколько народу по списку туда можно завести и какие дивиденды (не только политические, - С.К.) от этого получить.

«Наша политсила обязательно примет участие в киевской кампании», - заявляет боксер, не конкретизируя фигуру будущего кандидата. Чем невероятно раздражает потенциальных коллег по оппозиции, какой уж месяц уговаривающего его выступить единым оппозиционным претендентом на мэрство.

Раздражает настолько, что те даже решили пойти ва-банк. Давеча Арсений Яценюк выступил с инициативой зарегистрировать в Раде постановление о назначении дня выборов на 15 июля.

Дабы:

А) заставить Кличко самоопределиться;

Б) перехватить – хотя б информационно – инициативу у власти.

Но пыл Арсения Петровича погасили свои же – отговорив активничать с постановлением. Отговорив по причинам совершенно непонятным. Ибо других вариантов, кроме как поддержки Кличко, у оппозиции, по большему счету, нет. Томенко? Несерьезно. Катеринчук? Смешно (за ним уже закреплен один из мажоритарных «округов Порошенко» - в Винницкой области). Пилипишин? Еще забавнее. Кужель? «Посводить с ума» Кличко она, конечно, смогла бы, но для результата времени слишком мало.

Вообще не участвовать? Еще хуже, чем выпустить на арену кого-то из вышеперечисленных и проиграть, накануне парламентских, Киев Попову. Вдумайтесь: накануне парламентских. То-то.

С этой точки зрения, и оппозиции (в меньшей степени), и Кличко (в большей) выгоднее проведение мэрских и парламентских в один день. Тогда б экс-боксер, с чистой совестью, мог бы получить столичный трон, будучи выдвиженцем объединенной оппозиции.

Правда, даже такой сценарий не дает ответа на иной, куда более принципиальный вопрос: а как потом объединенной оппозиции разделять с Кличко ответственность за происходящее в городе, как формировать команду и т.д. Как, если они даже сегодня договориться не могут?

***

«Упущенная выгода» - юридический термин, указывающий на неполучение субъектом доходов/бонусов/преференций, только лишь из-за того, что его права были нарушены.

Истории с «самороспуском Рады» и киевской кампанией – исчерпывающий пример «упущенных выгод» оппозиции. Впрочем, сами меньшевики, этого, похоже, не понимают. Или не хотят понимать. Или понимают под выгодами нечто своеобразное.

В начале недели презентовали программу действий объединенной оппозиции. Безупречно выверенный, грамотно составленный документ либерально-демократичного толка был бы весьма востребован для парламентской гонки в условиях честной борьбы и свободной конкуренции. Но, в нынешних украинских реалиях он, к сожалению, бесполезен. Наивно обсуждать модель развития державы, когда сам факт субъектности государства под вопросом. Не стоит путать стратегию модернизации с тактикой борьбы за выживание. Множа, тем самым, упущенные выгоды. Собственные и страны.

Хотя, опять таки, вопрос что понимать под выгодами

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram