ГоловнаЕкономікаДержава

Doing Business 2018: Україна тупцює на місці

Отгремела реакция на результаты популярного рейтинга Всемирного банка Doing Business 2018, в котором Украина поднялась с 80 на 76 место, а правильнее говорить - улучшила свой показатель легкости ведения бизнеса всего на 1,9 п.п.

Корректнее всех оказался Президент Порошенко, который лаконично сообщил итоги рейтинга за неделю до его публикации, указав лишь на небольшой рост. Прокремлевские СМИ поиздевались над 35-ым местом РФ и 76-ым местом Украины, «плохие танцоры» из МЭРТ и Офиса эффективного управления начали оправдываться, что мы все же растем, хотя и медленно. Каждый из комментаторов преследовал свою цель: от исполнения заказа хозяев с Востока до оправдания перед Западными донорами больших бюджетов на разнообразные «офисы реформ».

Актуальность роста в рейтинге Doing BusinessВпрочем, никакой катастрофы для Украины в рейтинге DB 2018 не произошло. Но следует разобраться в деталях процесса, чтобы понимать, почему мы растем так медленно, что нам этот рост дает и что мы теряем или не теряем от отсутствия рывка.

Хочу огорчить тех поклонников DB 2018, которые думают, что рост на одну-две позиции в этом рейтинге сразу же даст стране приток инвестиций. Ничего подобного. Рейтинг Doing Business - это стандартизированная инструкция для правительств разных стран, которая объясняет, что нужно делать для того, чтобы инвестор ощущал как можно меньше дискомфорта от действий власти, монополий, регионального истеблишмента и т.д. А поскольку на выбор инвестора влияет целый набор факторов, помимо правильного поведения властей, то рост в рейтинге никак не способствует притоку инвестиций.

Посмотрим внимательно на итоги DB 2018, например, на позиции Китая и Индии. Китай занимал 78-ую позицию (65,75 баллов), а Индия - сотую строчку рейтинга (60,76 баллов). Обе эти страны в рейтинге были ниже Украины, но объемы инвестиций в эти страны в 2016-2017 гг. были такими, что Украине (и даже России) просто не снились. Так, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в индийскую экономику с марта 2015 по март 2016 года составил $55 млрд, а с марта 2016 по март 2017 года – уже $60 млрд, что стало историческим рекордом для этой страны. Приток же ПИИ в Китай за 2016 год подрос на 4,1% и составил $118 млрд.

Оба этих рынка, несмотря на «степень привлекательности инвестклимата» по версии Всемирного банка, остаются мегапривлекательными в мире из-за своего размера. Все мировые бренды хотят попасть на рынок стран с населением больше миллиарда человек. Поэтому Китаю и Индии, в принципе, глубоко плевать на свое место в Doing Business, и если их чиновники и обращают внимание на этот рейтинг, то только из вежливости к уважаемой международной организации.

Китайский завод
Фото: EPA/UPG
Китайский завод

Однако для Украины куда более полезным будет пример позиции другой страны именно в рейтинге DB 2018 – Руанды. Небольшая африканская страна за год выросла на 3,21 балла и заняла довольно почетное 41-ое место, что, кстати, не так уж и далеко от РФ. Сложно представить, на какие инвестиции может претендовать Руанада с номинальным ВВП $8,4 млрд и с ВВП на душу населения менее $2000. К сожалению, точной статистики по притоку иностранных инвестиций в эту африканскую страну в 2015-2017 гг. нет.

Итак, для Украины можно сделать несколько очень полезных выводов из общих итогов DB 2018:

  1. Можно очень сильно продвинуться в рейтинге Doing Business, но при этом остаться «Руандой» Центральной и Восточной Европы. На языке бюрократии это будет означать, что правительство и местные власти делают все, что от них зависит, но страна остается бедной и непривлекательной для иностранных инвестиций из-за целого перечня важных факторов, на которые не смотрит Doing Business, поскольку это не инструмент привлечения бизнеса в страну, а все же коммуникационный инструмент работы Всемирного банка с властями. Выполнение рекомендаций международной организации абсолютно не гарантирует поступление иностранных инвестиций в страну.
  2. Министерству экономразвития и другим ответственным за прямые иностранные инвестиции пора бы прекратить заниматься раскруткой продукта Всемирного банка, который больше предназначен для правительств и органов власти разных уровней, чем для населения. А поскольку продвижение в Doing Business даже на 36 позиций вперед к Руанде просто невозможно конвертировать в приток десятков миллиардов долларов, украинским властям пора бы заняться разработкой стратегии привлечения инвестиций в Украину и ее экспресс-реализацией. Doing Business такую стратегию не заменяет, хотя и может быть ее частью. Пока что приток инвестиций очень слабый (т.е. власти не достигают поставленных экономических целей), а вместо инвестиций населению показывают рост аж на четыре позиции в популярном рейтинге.

Правильное восприятие математики рейтинга

Но даже если оставить в стороне вопрос инвестиций и поговорить о самом рейтинге, то окажется, что нельзя сравнивать друг с другом позиции страны в списке в разные годы. Что значит для Украины быть на сотом месте или на 76-ом? Как это меняет ощущения бизнеса в практической плоскости?

Рейтинг страны в Doing Business определяется не местом, а рейтинговой оценкой в баллах. На странице №4 основного отчета Doing Business 2018 в примечании к таблице коротко расписано, как считался рейтинг. Из этого описания можно восстановить математическую модель рейтинга.

Всемирный банк выводит места, ранжируя страны по показателю DTF (distance to frontier – дистанция к границе). Таким образом, матмодель Банка предполагает наличие идеальной страны, где все 10 изучаемых факторов заслуживают максимальной оценки, – такого себе оазиса для инвесторов. После оценки каждой из десяти групп факторов их агрегируют в общий показатель DTF, ранжируют страны по этому показателю, и так получают места. Из такой матмодели выплывает два очень важных для восприятия рейтинга вывода:

  1. Основной показатель DTF построен на средней величине, т.е. если у Украины DTF 65,75 баллов это совсем не означает, что в Украине хуже с инвестиционным климатом чем у страны, у которой 66,47 баллов. Условно, для бизнесмена занятого в энергетике, Украина может быть лучше для инвестиций, чем Индонезия, зато Индонезия может быть лучше Украины в чем то другом.
  2. Судя по итогам расчетов, максимальная граница для всех групп факторов устанавливалась авторами рейтинга в размере 100 баллов, значит DTF в баллах можно воспринимать как процент приближения к идеальной экономике. Например, лидер рейтинга Новая Зеландия заработала 86,55 баллов, то есть на 86,55% приблизилась к эталону. А аутсайдер рейтинга Сомали была приближена к эталону только на 19,98%.

А теперь давайте визуализируем оба этих наблюдения, представив на одном графике места в рейтинге и баллы DTF. Видно, что прямая с местами остается прямой, которая расположена к оси ОХ под углом 45 градусов, а вот график DTF – это кривая, причем с тремя точками перелома – в районе Алжира, Украины и Дании. Это означает, что в принципе комментировать рейтинг DB 2018, опираясь лишь только на места, абсолютно некорректно.

Для лучшего понимания приведу пример. Непал занимает 105-ую позицию, Намибия 106-ую, у Непала DTF равен 59,95, а у Намибии – 59,94. И теперь возьмем к примеру Польшу, которая занимает 27-ую позицию с DTF 77,3 и Испанию на 28-ой позиции с DTF 77,02. Сравнивая две пары этих стран мы видим, что в рейтинге между ними один шаг, но разница в DTF неодинаковая: в первом случае ее вообще почти нет. Также видно, что график с DTF отражается к оси ОХ с меньшим углом наклона, чем график с местами – это значит, что места растут быстрее чем сама рейтинговая оценка в баллах (DTF).

Украина поднялась за год в рейтинге Doing Business на целых четыре позиции – для обывателя это звучит более значимо, чем если сказать, что наша рейтинговая оценка выросла на 1,9 пункта.

Если сказать про 1,9 пункта, то обыватель может подумать: "Ничего себе - целый год работы Минэономразвития, нескольких «офисов реформ», в т.ч. Офиса эффективного управления, десятки миллионов грантовых денег, а продвинулись к эталону меньше чем на 2%".

Фото: Максим Левин

Ложь, лень, слабенькие знания – причины скромных результатов

Возникает два "вечных" вопроса: кто виноват в том, что Украина двигается так медленно, и что с этим делать? На первый вопрос, конечно, будет отвечать Генеральная прокуратура. Очень может быть, что этим вопросом заинтересуется Европейский омбудсмен, для которого эффективность использования средств ЕС – совсем не пустой звук, поскольку его интересует не только криминал, но и ситуации, которые можно квалифицировать как «плохое управление».

А вот в причинах медлительности движения Украины в Doing Business стоит разобраться. Офис эффективного управления и ряд чиновников Минэкономразвития взяли за практику активно "навешивать лапшу" народным избранникам. К примеру, приходят они агитировать за принятие законов, которые должны помочь нам подняться в рейтинге Doing Business, и тут же говорят, что принятие того или иного проекта закона позволит Украине сразу же взлететь на 40 позиций в рейтинге или попасть в ТОП-40 стран списка. У думающего человека, который знаком с математикой и дружит с логикой, сразу же возникает вопрос: а откуда эти агитаторы знают, что за год +/-80 стран поменяют в своем законодательстве? Ведь к 2019 году картина будет уже совсем иной. Тот же наш сосед по рейтингу Узбекистан может принять нечто такое, что его отправит сразу на 20-40 позиций вперед.

Второй прокол – это сама стратегия продвижения проектов законов. Вместо того, чтобы создать сотню законопроектов и подавать их в Раду постепенно, ленивые реформаторы сделали ставку всего лишь на несколько законопроектов. Одним из центральных проектов остается № 6540, к нему идут 6541, 6542 и т.д. Объединив все мыслимое и немыслимое для финсектора в одном проекте №6540 горе-реформаторы объединили против себя профессиональных лоббистов из разных сфер финансового сектора. В итоге шансы на принятие этого законопроекта резко снизились.

Фото: EPA/UPG

Если же ознакомиться с содержанием самого законопроекта, то становится ясно, что писался он людьми, которые не имели глубоких практических навыков в подготовке подобного рода документов. Например, одна из финансовых ассоциаций подала более 100 страниц правок к проекту 6540, поданному в Раду через Кабмин. Примерно 70% правок касалось несоответствия норм 6540 действующему законодательству.

Встречались и казусы. Например, законопроект, который должен привести к дерегуляции, наоборот будет заставлять субъектов хозяйствования предоставлять и брать новые справки. В частности, в предложении изменить нормы Хозяйственного процессуального кодекса Украины реформаторы предлагают подпункт 6 статьи 63 дополнить данными об электронном адресе, который содержится в едином госреестре (ЕДР). Вроде бы благая цель, которая расширяет коммуникационные опции суда. Однако для ее выполнения нужно будет подтвердить данный электронный адрес выпиской из реестра.

Идеи укрепить в Украине институт доверительной собственности вообще вызвали среди юристов дискуссию о том, насколько это соответствует определению «собственность» в нашем законодательстве.

Получается, парламенту в очередной раз пытаются скормить не очень качественный продукт. А чтобы парламент не «выделывался», его попугивают Doing Business 2019: «не примете – не поднимемся в рейтинге». И это уже смахивает на какой-то, простите, шантаж.

Выводы

  1. Doing Business – это не инвестиции. Можно, конечно, войти в ТОП-40 стран, но при этом остаться «Руандой» Центральной и Восточной Европы, без инвестиций и с рекордно низким ВВП и ПИИ. Поэтому Doing Business, наверное, не тот рейтинг, который достоин постоянного обсуждения. Он скорее важен для Минэкономразвития и офисов, отвечающих со стороны государства за инвестиционный климат: если нет иностранных инвестиций, то населению и бизнесу можно будет показать хотя бы медленное продвижение в позициях рейтинга, аргументируя, что государство делает все правильно.
  2. Doing Business все-таки лучше измерять баллами DTF, а не номером страны в списке. Так будет корректнее. Преподнося результаты рейтинга, лучше говорить, что мы сократили свое отставание от эталона на 1,9 пункта или нарастили DTF на 1,9 балла, а не "выросли в рейтинге на 4 позиции".
  3. Игры с электоратом и народными избранниками в виде несбыточных обещаний в обмен за принятый проект закона пора прекращать. Предугадать рост в рейтинге Doing Business следующего года на столько-то позиций невозможно. А на введении публики в заблуждение и на сырых законопроектах реформы не проведешь.

В конечном итоге, население и бизнес ждут от исполнительной власти не повышения позиций Украины в рейтинге Doing Business, а повышении уровня жизни и возможностей для бизнеса, а также роста деловой активности в стране. Качественно и сравнительно быстро все эти ожидания могут обеспечить иностранные инвестиции, а значит и результат – это не смена позиции в рейтинге, а объем реальных прямых иностранных инвестиций, выраженный в миллиардах долларов, которые пришли в страну за год. Вот за этим "рейтингом" предлагаю следить пристально.

Виталий ШапранВиталий Шапран, к.э.н., член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram