ГоловнаЕкономікаДержава

"А не платитимуть - відключимо газ"

Украинская коммунальная тепловая генерация за годы независимости трансформировалась в самую проблемную отрасль остечественной энергетики. Современное состояние теплокоммунэнерго (ТКЭ) - это результат многолетней иммитации реформ и использования различных коррупционных схем.

Фото: teplospec.com

Монополия прежде всего

В Украине большинство многоквартирных домов отапливаются через централизованные системы отопления. Основу таких систем составляют ТЭЦ, которые вырабатывают и тепловую, и электрическую энергию, а также крупные котельные.

Многие из подобных систем были созданы несколько десятилетий назад. С увеличением добычи природного газа в 70-80-тые годы прошлого столетия начался переход ТКЭ на голубое топливо, как более дешевое и экологичное. Таким образом, газ стал основным энергоресурсом для производства тепла в Украине. 

В начале девяностых годов газообеспечение страны осуществлялось следующим образом: импортируемый и собственной добычи газ от государственного «Укргазпрома» транспортировался через газомагистрали государственного «Укргаза» потребителям, в том числе и предприятиям ТКЭ. По той же цепочке в обратном направлении шли платежи. «Укргаз» всегда в этой цепи был оператором и отвечал не только за доставку газа, но и за его оплату.

С 1995 года обязанности взаимосвязанных поставок газа и проплат были разделены. В системе газопоставок появились частные трейдеры, которые не только стали поставлять газ промышленным предприятиям, но и обеспечивали поступления платежей, в первую очередь бартерных. Главной целью газовых трейдеров, кроме реализации бартерных схем, было установление контроля над промпредприятиями через систему долгов за газ. В дальнейшем по подобным схемам были созданы большинство финансово-промышленных групп Украины. Из общей системы несколько выпадали предприятия ТКЭ, которые не подлежали приватизации и не могли участвовать в бартерных схемах. Поэтому эта сфера осталась в ведении государственного «Укргаза». В качестве исключения, в течение двух лет поставки газа теплокоммунэнерго и населению осуществляла также компания ЕЭСУ во главе с Юлией Тимошенко. Как известно, главным бизнес-ресурсом этого газотрейдера была близость к премьеру Павлу Лазаренко.

Фото: EPA/UPG

Переход к рыночной экономике на постсоветском пространстве привел к резкому падению благосостояния населения. В этих условиях украинское государство попыталось обеспечить социальную стабильность путем консервации относительно низких цен на энергоносители и коммунальные услуги. Стоимость газа для ТКЭ и населения существенно отличалась от цен на газ для промышленных и коммерческих предприятий. Подобные ценовые «ножницы» создали питательную среду для различных коррупционных схем.

Сфера обеспечением газом предприятий ТКЭ и населения сложилась еще в союзные времена. Одним из ее показателей было отсутствие эффективного учета использованного газа. При потреблении жилищно-бытовым сектором газа в 20-30 миллиардов кубических метров газа ежегодно возникали «излишки», которые потом реализовались по рыночным ценам.

Обнищание значительной части населения и непрозрачная система начисления коммунальных платежей привели к возникновению постоянной задолженности бытовых потребителей перед теплокоммунэнерго.

Но еще большей проблемой стали долги за газ предприятий ТКЭ, наращиванию которых способствовали низкие тарифы за тепло и отсутствие рынка газа. Государственные субвенции и компенсации теплогенерирующим предприятиям далеко не всегда доходили до адресатов, бюджетные финансовые средства распылялись и не достигали поставленных целей.

Фото: 24tv.ua

Можно предположить, что одной из главных причин перманентного кризиса как газовой отрасли, так и коммунальной тепловой энергетики было стремление украинских властных структур законсервировать естественную монополию в этой сфере. Напомним, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства.

В условиях рыночной экономики естественная монополия - временное явление, и по мере устранения технологических проблем она уступает место конкуренции. В украинской энергетике этого не произошло.

Контроль за газовой отраслью и теплокомммунэнергетикой обеспечивал постоянные политические и экономические дивиденды для чиновничества. Интересы государства и общества были превращены в своеобразную ширму за которой происходили манипуляции с государственными ресурсами. Одним из проявлений экономической неэффективности государственной монополии стала неспособность решить проблему платежей за газ, потребляемый теплокоммунэнерго.

Государственные посредники

В 2000 году был создан «Газ Украины», дочерняя компания «Нафтогаза Украины». Ее основными задачами стали реализация природного и сжиженного газа на территории Украины населению, коммунально-бытовым предприятиям, бюджетным организациям, обеспечение расчетов за газ, а также эксплуатация и развитие систем газоснабжения, распределительных газовых сетей.

Фото: Макс Левин

Естественно, что ДК «Газ Украины» стала основным поставщиком газа ТКЭ и населению, в основном, через облгазы, которые были преобразованы в акционерные общества. К сожелению, проблемы долгов при расчетах за потребленный газ подобные реорганизации не решили.

Следующим шагом в этом направлении стало создание дочернего предприятия уже «Газа Украины» - «Газ-Тепло» (2003 год). Основной принцип работы по новой схеме состоял в том, что непосредственным владельцем теплоэнергии было «Газ-Тепло», и все средства от потребителя поступали на распределительный счет предприятия, что должно было обеспечить прозрачность расчетов и полный контроль за использованием средств. Но приватизированные предприятия по газообеспечению и газификации (облгазы) находитли различные юридические лазейки, которые позволяли им избежать ответственности за неполную оплату газа. Это при том, что как раз население рассчитывалось за газ почти полностью.

Кроме того, компании «Газ-Тепло» удалось заключить договоры менее, чем с 10% теплогенерирующих предприятий, что в дальнейшем привело к тому, что указанная схема постепенно перестала работать.

ДП «Газ-Тепло» было ликвидировано в 2007 году. А в 2011 году был устранен еще один посредник между «Нафтогазом» и облгазами - ДК «Газ Украины». Таким образом, вместо рыночных реформ отрасль получала очередные бюрократические преобразования, которые усиливали/ослабляли разичные бизнес-чиновничьи группировки.

Замкнутый круг долгов за газ и тепло, «бумажные» государственные субсидии, коррупционные схемы не давали возможность «Нафтогазу Украины» и предприятиям ТКЭ аккумулировать средства для инвестиций в модернизацию и развитие систем газо- и теплоснабжения. Сложившаяся антирыночная система приводила к возникновению постоянных кризисных ситуаций в отопительные сезоны в различных регионах страны.

Фото: EPA/UPG

Круговорот долгов «в законе»

Суммы задолженностей предприятий ТКЭ за потребленный газ в течение последних десяти-пятнадцати лет ежегодно возрастали. По данным «Газа Украины» и «Нафтогаза» в 2005 году ежегодные текущие и предыдущие долги теплокоммунэнерго составляли в долларах США 43 млн, в 2007- 2012 годах – в среднем 400 млн, в 2013-14 годах они достигали 2 млрд долларов, в 2015-16 годах – 600-800 млн, а в январе 2017 года – более одного млрд долларов. При этом расчеты населения за потребленное тепло составляли в среднем более 90%.

Основными должниками (65-70% всех долгов) на протяжении многих лет остаются предприятия ТКЭ городов Киева, Харькова, Днепра, Донецка и соответсвующих областей. Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать на примере Харькова, второго по населению города страны.

Централизованное теплоснабжение города, в основном, осуществляют коммунальное предприятие «Харьковские тепловые сети» (ХТС), ПАО ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. В 2006 году долги харьковских предприятий ТКЭ превышали совокупную задолженность десяти крупнейших должников в стране. В то время, как основные предприятия-должники за счет кредитов в течение года сократили объем задолженностей в два-три раза, «Харьковские тепловые сети» нарастили ее в пять раз. «Газ Украины» попытался отключить газ ХТС, но предприятию при активной помощи руководства города удалось через суд не допустить этого. Противостояние длилось несколько месяцев и закончилось с погашением части долгов.

Офис компании Харьковские тепловые сети
Фото: kharkov.info
Офис компании Харьковские тепловые сети

Очередной кризис случился в 2008 году. За долги от поставок газа отключили харьковскую ТЭЦ-5. В 2009-15 годах практически ежегодно «Нафтогаз» пытался наказать тепловиков Харькова или прекращением поставок газа, или угрозой такого прекращение. В декабре 2016 - январе 2017 в городе разразился очередной газово-долговой кризис. ХТС предупредили харьковчан, что могут быть ограничены поставки тепла. Главная причина все та же, что и в предыдущие годы: предприятие своевременно не получило бюджетные компенсации и субсидии на сумму почти в 500 млн грн, а значит не смогло перечислить эти средства «Нафтогазу». То есть, речь идет о том, что чиновники не могут/не хотят наладить движение не денег, а взаимозачетных бумаг по маршруту бюджет - предприятия ТКЭ - «Нафтогаз».

Подобным образом функционирует финансово-производственная цепочка поставщик газа - поставщик тепла - потребитель тепловых услуг по всей Украине. Естественно, что никаких технологических причин существования такой «естественной монополии» давно нет. Но ее искусственная консервация, отсутствие цивилизованной рыночной конкуренции на рынке газа и тепловых услуг порождает коррупцию и безответственность частно-государственных монополистов.

Реформирование данного сегмента экономики страны в последние два-три года носили имитационный характер, достаточный для получения очередного транша МВФ. Совершенно очевидно, что повышение цены на газ в 2016 году ничего положительного, кроме превращения «Нафтогаза» за полгода из убыточного в доходное госпредприятие, не принесло. В частности, теплокоммунэнергетика страны оказалась еще более глубокой «яме» неплатежей и отсутствия инвестиций для развития.

Газовая теплогенерация превратилась в главную проблему ТКЭ Украины, предприятия которого не могут сменить поставщика газа из-за огромных долгов перед «Нафтогазом». Развитие альтернативной теплогенерации (например из биотоплива) тормозиться нежеланием в этом участвовать государства и руковдства территориальных громад – собственников большинства предприятий теплокоммунэнерго. При этом, допустим, теплосети оставались бы в коммунальной собственности, а производители тепла конкурировали бы в борьбе за потребителя. Естетственно, что те, кто сейчас контролирует устоявшиеся схемы в системе «газ-тепло-потери –деньги», не заинтересованы в радикальных переменах в отрасли. И миллиардные газовые долги - лишнее тому подтверждение.

Вице-премьер-министр Украины, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко
Фото: minregion.gov.ua
Вице-премьер-министр Украины, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко

А что же наше очередное «правительство реформ», спросите вы? Вот краткое изложение подхода Минрегионразвития к реформированию системы централизованного теплоснабжения (июнь 2016):

  • переход на нормальные хозяйственные отношения между участниками области поставок тепла;
  • улучшение управления предприятиями;
  • реструктаризация долгов отрасли;
  • улучшение в финансировании бюджетных обязательств перед ТКЭ;
  • уровень тарифов, который будет соответствовать реальным операционным затратам предприятий и т.п.

Комментировать подобный образец бюрократического реформаторства не поднимается рука.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram