ГоловнаЕкономікаДержава

Чому буксують реформи зі скорочення споживання газу

За годы независимости голубое топливо превратилось в Украине в политико-экономический фетиш, с помощью которого властные элиты манипулируют общественным сознанием. Многолетнее украино-российское газовое противостояние отошло на второй план на фоне реформ в украинской энергетике. Одним из базовых элементов этого процесса должно стать сокращение потребления газа в стране.

Фото: EPA/UPG

Сокращение или обвал?

Десять лет назад Украина занимала третье место в Европе по потреблению природного газа после Германии и Италии, а по энергозатратности - одно из первых. Мировой финансовый кризис 2007-2008 годов способствовал экономическому спаду в Украине: в 2009 году ВВП страны рухнул на 15%, и к 2013-му составлял только 97% от уровня 2008-го. Естественно, сократилось и потребление газа - на 25% за этот период. При этом энергоемкость украинской экономики все так же в разы превышала показатели развитых стран.

Смена власти в Украине в 2014 году привела к военно-политическому противостоянию с Россией, потере территорий и войне на Донбассе. По экономике страны был нанесен еще один сокрушительный удар: падение ВВП в 2014 году составило 6,6%, в 2015 – 9,9%. Потребление газа сократилось еще на 15% и 21% соответственно.

"Папередники" нынешней власти не ставили себе в заслугу сокращение потребления газа стране. Тем более, что в этом направлении реально ничего и не делалось. Сегодня газовые и окологазовые "генералы" регулярно пиарятся на этой теме, утверждая, что "обвал" газового потребления в Украине за последние два-три года - это часть плана реформ. Так ли это на самом деле?

Можно предположить, что в 2014 году большая часть сокращения потребления газа произошла из-за потери оккупированных территорий Крыма и Донбасса. Так, в 2013 году только одна Донецкая область использовала более 7 млрд куб.м газа, а общее сокращение потребления в 2014 году составило 7,8 млрд куб.м.

За 2015 год имеются данные по потреблению газа уже без учета этих территорий. Треть сокращения дала промышленность (минус 22% по сравнению с предыдущим годом). Еще больше сократило потребление газа население – 25%, а вот теплокоммунальная энергетика (ТКЭ) дала только 17% сокращения.

Жилой фонд и ЖКХ Украины на протяжении многих лет остаются одним из самых затратных секторов, который потреблял половину всего газа в стране. В 2015 году уровень потребления в этой сфере остался прежним. А это означает, что сокращение потребления газа в 2014-15 годах произошло, в основном, за счет относительно теплой зимы и действий населения, нацеленных на уменьшение использования газа. Этому способствовали сокращение норм потребления и повышение цен на газ. За одинадцать месяцев 2016 года население и теплокоммунэнерго сократили потребление всего лишь на 7%, несмотря на значительное повышение стоимости газа. Эта зима, по прогнозам, не дает надежды на экономию газа. Очевидно, дальнейшее уменьшение энергопотребления в стране возможно только на базе повышения энергоэффективности.

Фото: kp.by

Тепловые сети: газовый тупик?

В Украине более 90% многоквартирных домов отапливаются через централизованные системы отопления. Основу таких систем составляют ТЭЦ, которые вырабатывают и тепловую и электрическую энергию, и крупные котельные. Большинство подобных систем создавалось несколько десятилетий назад. В 60-70 годы прошлого столетия в качестве топлива для отопления использовали, в основном, уголь. Но с увеличением добычи газа было принято решение о переходе на голубое топливо, как более дешевое и экологичное. Таким образом, природный газ стал основным энергоресурсом (в 2013 году - 98,5% ) для производства тепла в Украине.

До обострения отношений с Россией, высокая цена на импортный газ не была препятствием для его широкого использования. Фактически теплогенерирующие предприятия не были заинтересованы переходить с газа на другие энергоносители (например, уголь, торфобрикеты, биотопливо).

Еще один важный фактор: предприятия теплокоммунэнерго, имея огромные долги перед поставщиками газа, не несли за это серьезной ответственности. Ведь кто же посмеет отключить поставки газа населению в холода, даже если ТКЭ не заплатит за газ? В то же время теплогенерирующие компании получали компенсации из бюджета по разнице между расчетной себестоимостью и расчетной ценой реализации тепла населению, установленной регулятором. Чем больше продано калорий, тем больше объем компенсации. А сколько тепла получил потребитель – неважно. Таким образом, для предприятий ТКЭ отсутствуют рычаги, стимулирующие повышение энергоэффективности. При этом, по информации "Нафтогаза", если пересчитать цену разных видов топлива в калории, то газ оказывается очень дорогим энергоносителем: в два с лишним раза дороже угля.

В 2014 году правительство приняло ряд документов, которые должны были стимулировать замещение газа в разных сферах ТКЭ. Определенные результаты были только на предприятиях, обеспечивающих теплом бюджетные организации, на которые приходится всего 2,7% потребляемого газа. В жилищном секторе политика замещения газа не принесла желаемых результатов.

Фото: megastroyka.com.ua

Причины просты: для массового перехода на угольное топливо необходимо иметь соответствующее количество угля высокого качества (антрацита), так как большинство украинских ТЭЦ и котелен могут быть переоборудованы под это топливо. Антрацит у нас добывается в зоне АТО. Значит, нужно его везти оттуда или закупать импортный уголь. Для использования угля более низкого качества необходима модернизация котелен. А это дополнительные затраты. Кроме того, угольная теплогенерация требует дополнительной системы очистных сооружений. В противном случае в украинских городах возникнут серьезные экологические проблемы. В этом плане поучителен опыт Китая, где на замещение угольной энергетики на альтернативное топливо и газ тратят сотни миллиардов долларов.

Власти Украины активно используют газовую тематику в качестве информационной "завесы", которая позволяет отвлечь внимание от проблем, требующих немедленного решения. По подсчетам Всемирного банка, за последние десять лет в Украине было проведено 32 экономические реформы, это всего 3,2 реформы в год. По количеству проведенных реформ мы на 11 месте в мире, по качеству - можно даже не говорить. Почему так? Потому что никто не измеряет их эффективность. Элементарная стратегия экономических реформ требует выделения приоритетных направлений и сосредоточение на этих направлениях основных финансовых и материальных ресурсов. Вместо этого правительство анонсирует программы увеличения собственной добычи газа на 30% и скачкообразного развития возобновляемой энергетики, требующие инвестиций в десятки миллиардов долларов в течение ближайщих пяти лет. Учитывая возможности украинского бюджета и темпы привлечения частных инвестиций в энергетику, на подобные проекты понадобится не одно десятилетие.

Нет сомнений, что указанные направления актуальны для экономики страны. Но экономический спад и военные действия на востоке страны не позволяют распылять ограниченные ресурсы. Можно предположить, что ТКЭ Украины является тем "слабым звеном", с которого надо начинать интенсификацию реформ. По данным Минрегионразвития из общего количества газа для нужд отопления в сетях теплоснабжения в жилых домах ежегодные потери достигают 61% (11,4 млрд куб. м). Это более 75% газа добываемого государственной "Укргаздобычей" или более 70% украинского газового импорта. В связи с этим можно предположить, что основные проблемы ТКЭ заключаются не в цене на газ, а в его неэфективном использовании.

Тепловые сети Украины насчитывают 21 тыс. километров, более половины – ветхие или аварийные. Большинство теплотрасс проложены в непроходимых железобетонных каналах с изоляцией из минваты. Они мало защищены от проникновения грунтовых вод, которые попадают и в устаревшую теплоизоляцию, приводят к ее повреждению и, в результате - к коррозии металла труб, появлению свищей и разрывов труб с утечкой теплоносителя.

Потери тепла в теплотрассах достигают 25-35%. Ограниченные финансовые средства тратятся, в основном, на подготовку к очередному отопительному сезону и на текущий ремонт.

Около 25% основного и вспомогательного оборудования котельных предприятий ТКЭ исчерпало допустимые сроки эксплуатаци, износ остального оборудования достигает 60%.

Еще больше тепла теряется непосредственно в жилых домах. К примеру, в 2015 году в газовом эквиваленте потери составили 27% от всего потребления газа в стране. В связи с этим возникает резонный вопрос: если производство и поставки тепла – бизнес, то как он функционирует при таких потерях? Можно предположить, что главный бизнес-потенциал отрасли - в завышенных тарифах и бюджетных субсидиях. Правительство ежегодно перекладывает нерешенные проблемы ТКЭ на конечных потребителей, вынимая из наших карманов миллиарды гривен и выбрасывая в "черную дыру" теплоэнергетики. Эта же "черная дыра" может поглотить и газ собственной добычи, и импортный уголь, и энергию из альтернативных источников, ежели таковая в Украине появится.

Естественно, модернизация ТКЭ и термоизоляция жилых домов требуют денег. По расчетам Минрегионразвития речь идет примерно о 5-7 млрд евро. Таких средств госбюджет выделить не может. Выход - в привлечении иностранных кредитов и частных инвесторов. Однако для этого необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли за счет принятия целого ряда законодательных актов и формирования рынка теплопоставок. К сожелению, законодатели и правительство в этом плане находятся в самом начале пути. Парламент до сих пор не принял законы "О жилищно-коммунальных услугах", "Об энергетической эффективности зданий", "О коммерческом учете коммунальных услуг" и др.

Тепло без учета

Количество программ, презентаций, пресс-конференций и брифингов о реформах в украинской энергетике свидетельствует о бурной деятельности чиновников. Но эффективность этой деятельности можно оценить, например, по количеству счетчиков учета тепла в жилых домах. Правительство Арсения Яценюка приняло решение об установке приборов учета тепла во всех жилых домах страны к началу 2017 года. Финансирование процесса возоложили на местные бюджеты. В ноябре 2016 года Нацкомиссия по госрегулированию в области энергетики вынуждена была признать, что выполнение программы провалено. Счетчики тепла были установлены только в 61% жилых зданий (при том, что в конце 2015 года показатель составлял 51%). Такими темпами программа будет реализована только к 2020 году.

Общедомовые счетчики тепла и счетчики воды
Фото: livejournal.com
Общедомовые счетчики тепла и счетчики воды

Каким образом претворяются в жизнь решения правительства на местах, свидетельствует ситуация в Харькове. В начале 2016 года здесь был утвержден план по установке счетчиков тепла в 5000 домов города и определены источники финансирования, в т.ч. стоимость установки была внесена в тарифы за теплопоставки. В течение года удалось смонтировать счетчики только в 250 домах. Причина банальна: не хватило денег. В Харькове счетчики установлены примерно в 30% домов, но в основном за счет самих жильцов. Госорганы утверждают, что приборы учета тепла имеются в 56% домов в Харьковской области.

Подобным образом складывается ситуация с созданием организаций совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), реализацией "теплых кредитов" и т.д. С апреля 2017 года должен заработать государственный Фонд энергоэффективности, как основной орган обеспечивающий решение задач энергосбережения. Но источники его финансирования до сих пор не определены. "Денег нет, но вы держитесь", так что ли?

В тоже время, правительство добилось ощутимых "успехов" в увеличении цен на газ, тарифов на теплоэнергию и субсидий для их оплаты. Псевдорыночные действия достигли цели – отвлекли на время внимание граждан от провалов в реформах. Газовые проблемы продолжают накапливаться. Только вот газ - взрывоопасное вещество. Как бы чего не вышло.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram