ГоловнаЕкономікаБізнес

Чому Харківський тракторний завод призупинив роботу

Российские владельцы АО «Харьковский тракторный завод» передали контрольный пакет акций украинскому бизнесмену Александру Ярославскому в апреле 2016 года, пояснив это попыткой рейдерского захвата завода и давлением СБУ. Однако ситуация не разрешилась — завод приостановил свою работу до 1 августа 2016 года.

Фото: glavnoe.ua

Харьковский тракторный завод (ХТЗ) – крупнейшее машиностроительное предприятие советской Украины и одно из самых крупных в Союзе. Основанный в 1930 году завод выпускал по 70 тыс. тракторов в год в 80-е, общее количество выпущенных машин перемахнуло за 2 млн, а харьковские тракторы покупали в 36 странах мира. Однако в 90-е завод попал в зависимость от иностранных поставщиков и кредиторов. В 2001 году впервые остановил производство из-за нехватки денег, а в 2016 году — из-за судебных споров с фискалами и давления силовиков.

Формально владельцами ХТЗ являются офшорные компании с Виргинских островов и украинская компания, за которой стоит кипрское юрлицо. В реестре предприятий Минюста значится, что конечный бенефициар у ХТЗ отсутствует.

Рокировка

27 апреля 2016 года пресс-служба компании DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского сообщила о покупке контрольного пакета ХТЗ у австрийца Зигфрида Вольфа. «У Дерипаски осталось: ноль целых... ноль десятых, у меня 62,44 (% акций), остальные — акции у австрийского инвестора», - заявил позже изданию MediaPort Александр Ярославский.

По информации газеты «Капитал» Зигфрид Вольф является председателем совета директоров Горьковского автозавода и группы компаний «Русские машины» (все это собственность Олега Дерипаски).

«Мои инвестиции в Украину оказались под угрозой», - говорилось в пресс-релизе Зигфрида Вольфа по этому поводу.

Ситуация выглядит как попытка незаконного захвата предприятия, считает австриец.

«Украинская СБУ и ее филиал в Харькове првели четыре обыска на ХТЗ в период с 21 марта по 8 апреля 2016 года, забрав при этом финансовые и другие важные документы и не выдвинув никаких обвинений, связанных с предполагаемыми экономическими преступлениями», - говорилось в заявлении.

Фото: Александр Ратушняк

Вольф пообещал сопротивляться разрушению ХТЗ вместе с Ярославским. Помимо владельцев пострадать от закрытия предприятия могут 2200 его сотрудников (так в заявлении австрийца, в других источниках сотрудников идёт о 3000 сотрудников).

7 мая 2016 года и российское ОАО «Русские машины» Олега Дерипаски сделали заявление, что «не является акционером Харьковского тракторного завода и не принимает никакого участия в управлении данным предприятием».

Контратака

Однако передача пакета акций украинскому собственнику не спасла ХТЗ от претензий со стороны госорганов.

Претензии на 40 млн грн к ХТЗ предъявил Пенсионный фонд, фискалы потребовали уплатить 60 млн грн экологического налога, несмотря на решения судов в пользу ХТЗ, а СБУ насчитало ХТЗ 140 млн грн неуплаченного налога на землю.

Однако больше всего денег потребовала фискальная служба по делу, которое тянется еще с 90-х. Об этом LB.ua подробно писал в октябре 2015 года.

Напомним вкратце суть этого дела.

Еще в 90-е предприятие получило иностранный кредит через Укрэксимбанк под госгарантии, по которому так и не смогло расплатиться. Вместо ХТЗ кредит иностранцам погашает украинский бюджет. Сам ХТЗ был объявлен банкротом в 2010 году. Это банкротство закончилось для российских владельцев компании выгодным мировым соглашением.

Комитет кредиторов, близкий к владельцам завода, разрешил ХТЗ начать выплаты по долгам только в 2020 году, причем долг государственному Укрэксимбанку попал в четвертую очередь требований — его будут возвращать на протяжени 30 лет с первым платежом «не позднее 31 марта 2035 года» по 31 декабря 2064 года. А пеня за невыплату долга госбанку вообще попала в шестую очередь и подлежит списанию.

Фото: Depositphotos/Alex-ko

Фискальную службу такой исход не устроил. В декабре 2015 года фискалы выиграли суд против ХТЗ по этому давнему кредиту, было открыто исполнительное производство по принудительному взысканию задолженности в размере около 401 млн гривен. 5 мая 2016 года исполнительная служба добилась ареста средств ХТЗ на всех открытых банковских счетах и на все имущество предприятия, чем фактически заблокировала его работу.

4 июня 2016 года пресс-служба СБУ закрепила успех фискальной службы. Спецслужба также заявила об аресте имущества и счетов завода из-за подозрения, что оборудование завода может быть вывезено в Россию.

«Удалось предотвратить потерю производственного оборудования и уникальной конструкторской документации, а также предупредить увольнение почти тысячи квалифицированных работников», - говорилось в заявлении СБУ, которое затем с сайта спецслужбы исчезло. Впрочем, копия этого заявления сохранилась на сайте ХТЗ.

Гендиректор предприятия был объявлен в розыск. И хотя фамилия гендиректора в пресс-релизе СБУ не упоминалась, по указанным в тексте датам было ясно, что речь идет уже о новом генеральном директоре, который был назначен при Александре Ярославском. То есть рокировка не спасла акционеров от претензий со стороны СБУ.

Крики о помощи

Обвинения СБУ на предприятии назавали несостоятельными и пообещали судиться со спецслужбой вплоть до Европейского суда по правам человека.

Что до претензий фискальной службы, то владельцы ХТЗ объявили об очередном собрании кредиторов 9 июня 2016 года, на которое пригласили и представителей ГФС. На собрании комитет кредиторов одобрил проведение досудебной санации предприятия. Такое решение позволит разбокировать счета и имущество предприятия через 1-2 недели, заявил Александр Ярославский на пресс-конференции (забегая вперед скажем, что этого так и не случилось).

Возможно, Александра Ярославского воодушевил разговор с президентом Украины Петром Порошенко, который состоялся в день собрания кредиторов.

«Мы договорились, чтоб предприятие запустить – и тракторное, и военное производство. Будем оптимистами, что эта встреча откроет нам возможности запустить предприятие», – рассказал Ярославский о разговоре с Порошенко.

Однако уже после этих слов 27 июня 2016 года суд по иску СБУ арестовал счета и имущества гендиректора ХТЗ (счета самого завода, как мы писали выше, были арестованы с мая 2016 года), то есть давление на предприятие продолжилось.

Наконец, 1 июля и.о. гендиректора ХТЗ Вячеслав Шевченко опубликовал на сайте Администрации президента петицию под названием «Не допустить уничтожения ХТЗ». На момент написания этого материала воззвание подписали всего 839 человека. В ХТЗ говорят, что петицию просто невозможно подписать — желающим это сделать не приходят подтверждения о регистрации на сайте.

4 июля на сайте ХТЗ появилось объявление о продлении приостановки работы предприятия до 1 августа.

Что дальше

Российский миллиардер Олег Дерипаска уже окончательно потерял Запорожский алюминиевый комбинат в 2015 году — Верховный Суд поставил точку в тянувшихся годами спорах вокруг этого предприятия. Теперь, похоже, пришла очередь и за ХТЗ.

Как видно по изложенным выше фактам, передача пакета акций Александру Ярославскому и своему австрийскому топ-менеджеру не помогла заводу отбиться от претензий со стороны СБУ, ГФС и других госорганов. Более того, не помог и разговор Ярославского с Порошенко. Который, собственно, и курирует СБУ, а с недавних пор, по инсайдерской информации, имеет влияние и на фискальную службу.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram