ГоловнаЕкономікаБізнес

Як у світі борються з тютюнопалінням і при цьому збільшують держбюджет

За последние два месяца в Украине существенно (на 1-3 гривны) снизилась цена табачных изделий. На фоне тотального подорожания жизни, вредная привычка становится все доступнее. Сегодня Украина и так находится на втором месте после Греции по уровню распространения табакокурения среди подростков.

Фото: bigpicture.ru

Як у світі борються з тютюнопалінням і при цьому збільшують держбюджет

Интернет-издание «Апостроф» цитирует экс-министра здравоохранения Николая Полищука, который сейчас является председателем Коалиции «За свободную от табачного дыма Украину»: «Снижение цен на сигареты — это стремление табачных компаний привлечь к табакокурению как можно больше людей». Н. Полищук привел статистику: с 2006 по 2011 год 2 млн украинцев отказались от курения, что привело к снижению смертности от инфаркта и инсульта. Это – с одной стороны. А, с другой, – такое уменьшение количества курильщиков резко сократило рынок табачных изделий. «В 2008 году было продано 124 млрд сигарет, то в 2014-м — 73,5 млрд. В 2015 году падение продолжится», - приводит статистику Константин Красовский, заведующий отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Министерства здравоохранения Украины.

В данной ситуации не удивительно, что табачные компании начинают бороться за потребителя старым, проверенным способом – наперегонки снижая цены на свои изделия. Курение становится все более доступным. Компании порой готовы работать чуть ли не в убыток, дабы привлечь потребителя, приучить его именно к своей торговой марке.

Учитывая, что табачная отрасль дает огромный приток денег в госбюджет, снижение цен на табачные изделия одинаково пагубно влияет как на здоровье населения, так и на государственную казну.

Марьян Заблоцкий, председатель правления ОО «Центр эффективного законодательства» и заместитель председателя Украинской аграрной ассоциации, утверждает, что каждая гривня, на которую уменьшается стоимость сигарет, приводит к значительным потерям госбюджета – приблизительно 800 млн грн за год. Более подробно о структуре этих потерь говорит Андрей Скипальский, эксперт Альянса по исполнению Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, основатель ОО «Життя»: «На сигареты стоимостью до 15 грн акциз не меняется, он стабильный, поэтому поступления в бюджет будут такими же. Но поступления от НДС сократятся — на каждой пачке государство потеряет 40 копеек, плюс местный акциз — на каждой пачке около 2 грн».

Фото: Lb.ua

По подсчетам самих производителей, в результате ценовых войн, госбюджет теряет ежемесячно примерно 160-180 млн грн.

Как же государство может предотвратить эти бессмысленные потери, при этом еще и позаботиться о здоровье населения? Борьба с распространением табакокурения – это, обычно, целый комплекс мероприятий, начиная с информационно-профилактической работы в школах и заканчивая введением ценовых и налоговых мер.

Учитывая сегодняшние реалии, наиболее эффективной для Украины могла бы стать именно ценовая мера – введение минимальных розничных цен на табачные изделия. Минимальные – в данном случае – это такие, ниже которых уже нельзя опускаться.

Данная мера, как показала мировая практика, приводит к желаемым результатам: стабилизируется рынок (т.е. число курильщиков перестает расти), при этом увеличиваются бюджетные поступления. В качестве примера можно рассмотреть опыт некоторых стран, где вводилась минимальная розничная цена на сигареты. Это, в первую очередь, страны ЕС – Франция, Германия, Италия и Австрия. До введения МРЦ в этих странах между табачными компаниями велась конкурентная борьба, которую можно назвать нездоровой в полном смысле слова: сигареты становились все более доступными из-за огромных скидок и акционных цен.

Минимальная розничная цена вводилась в этих богатых странах отнюдь не только для того, чтобы увеличить бюджетные поступления, а исключительно с целью защиты здоровья населения. Но, одновременно, государство получило и неплохую отдачу в виде увеличенной базы налогообложения. Тут следует сказать, что сейчас данная мера в странах ЕС уже отменена (в ней уже нет смысла, сегодня в ЕС введены другие жесткие меры ограничения курения, да и пачка сигарет теперь стоит гораздо дороже регламентированной минимальной цены), однако ее позитивные последствия все еще продолжаются.

Когда в мае 2006 года Австрия ввела данную меру, розничная цена на самую дешевую пачку сигарет стала 3,25 евро (ранее они стоили 2,7-2,8 евро). Откуда взялась такая цифра? На тот период 3,25 евро – это было чуть меньше (92,75%) средневзвешенной цены пачки сигарет на рынке.

Фото: vgolos.com.ua

Итак, дешевые сигареты подорожали до среднерыночной цены, а стоимость самых дорогих осталась прежней – 3,7-3,8 евро. Министр здравоохранения Австрии тогда выступил с заявлением: «Все экспертные выводы свидетельствуют, что единственной возможностью сегодня предотвратить привлекательные предложения сигарет по доступной цене является введение минимальной розничной цены. Конкуренция за счет низкой цены является неприемлемой с точки зрения здравоохранения».

С введением минимальной розничной цен акцизные поступления в госбюджет Австрии сразу же выросли на 8% (более 100 млн евро в год), а потом еще увеличились. Минимальная розничная цена не была постоянной, она росла вместе с уровнем инфляции, в мае 2009 года она уже составляла 3,45 евро.

Италия ввела минимальную розничную цену еще раньше, чем Австрия. В Италии производители табачных изделий вели конкурентную борьбу, выводя на рынок все более дешевые марки сигарет. В 2004 году Италия ввела минимальный акцизный налог, а с августа 2005 года и МРЦ.

В приказе Министерства финансов Италии было сказано, что данная мера вводится, «принимая во внимание тенденции на табачном рынке Италии – в частности рост потребления сигарет низкой ценовой категории», а также «ввиду того, что целью политики в области здравоохранения является сокращение потребления, особенно молодежью, реагирующей на привлекательные ценовые предложения, считается необходимым ввести такие меры регулирования ценообразования, которые будут способствовать реальному сокращению употребления табака».

Минфин Италии счел, что вводимые меры «должны соответствовать требованиям ЕС, содействовать сокращению курения и одновременно обеспечивать необходимый уровень налоговых поступлений».

С 1 августа 2005 года самая дешевая пачка сигарет в Италии стала стоить 3 евро (92,11% от средней цены на рынке). Поступления в бюджет от акциза сразу же выросли на 11,6% и составили более 1 млрд евро. В 2009 году эти поступления увеличились до 1,7 млрд евро. В Италии минимальная розничная цена также не была постоянной, к 2010 году она возросла до 3,8 евро.

К слову, сегодня в этих странах сигареты не стоят дешевле 5 евро за пачку. Выгода государственных бюджетов очевидна.

Фото: tyachiv.com.ua

В 2013 году (уже после того, как ЕС отменила данную ограничительную меру за ненадобностью) минимальная розничная цена была введена в Нью-Йорке. Мэр Майкл Блумберг, являющийся лидером и организатором мирового антитабачного движения, инициировал данную антитабачную меру в родном городе. Сигареты стали стоить не меньше 10,5 долларов за пачку. Увидев реальный эффект, 25 штатов США также ввели МРЦ на табачные изделия.

МРЦ также введена в Бразилии, стране, по праву считающейся мировым лидером борьбы с табакокурением. Там государственная антитабачная программа действует более 20 лет и принесла отличные плоды. В Бразилии МРЦ введена с 2012 года, там не купишь пачку сигарет дешевле, чем за 3 реала.

Рассматривает возможность введение МРЦ на табачные изделия и Австралия, первая страна, запретившая брендирование сигарет. Там все сигареты продаются в одинаковых пачках неприятного болотного цвета.

В ожидании повышения акцизов со следующего года, производители могут выпустить многомесячные партии продукции с действующим акцизом и нынешними ценами. А значит, без минимальной цены, еще 5-7 месяцев курильщиков будут радовать сигареты «по старым ценам». Бюджет, при этом, не получит запланированных доходов.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter