ГоловнаЕкономікаДержава

Кабель спотикання Євгена Хорощака

Месяц назад, 4 июля, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский и его зам Владимир Омелян практически синхронно заявили о старте компании по борьбе с коррупцией на тендерах для «Укрзализныци». Чиновники объявили о создании Общественного совета по контролю за работой «Укрзализнычпостач». Известным экспертам, журналистам, представители авторитетных международных консалтинговых компаний предлагалось принять участие в оценке прозрачности работы главного закупочного предприятия железной дороги. Омелян уточнил, что возглавит совет руководитель программы журналистских расследований «Наші гроші» Денис Бигус, неоднократно делавший разгромные сюжеты о коррупции на предприятии.

Фото: Макс Левин

«Мы готовы допустить тех общественных лидеров, чьи моральные качества не вызывают никаких сомнений, в святая святых УЗ. Чтобы каждый убедился, что нам важна страна, а кто считает иначе - тот уйдет. Денис Бигус – вы уже сделали много и помогли в очистке нашего государства», - написал Владимир Омелян на своей странице в Фейсбук.

Позже, чиновники Мининфраструктуры во время интервью и телеэфиров не раз «козыряли» именем известного журналиста. Дескать, о какой коррупции речь, если теперь процесс проведения тендеров контролирует сам Денис Бигус!

Но как оказывается, руководители министерства лукавят. Общественный совет по работе «Укрзализнычпостач» еще не начала работу. Да и Денис Бигус (вопреки уверениям замминистра) не собирается принимать участие в разрекламированном чиновниками проекте.

«Я его (Общественный совет по УЗП) не возглавлял, не хватало мне еще такой радости и такого «морального авторитетства»», - заявил руководитель программы «Наші гроші», подчеркнув, впрочем, что программа готова направить в «Укрзализнычпостач» своего журналиста. Если чиновники МИУ, разумеется, когда-нибудь все-таки исполнят свое обещание.

Карл Волох и другие журналисты, которых упоминал Омелян, пока также никак не прокомментировали свое якобы участие в судьбе «Укрзализнычпостач». Между тем, под прикрытием «сказок» о «моральных авторитетах» в самом «Укрзализнычпостач» разыгрывается самая настоящая коррупционная драма.

Фото: m.day.kiev.ua

На днях изданиеLB.ua сообщило о конкурсе на поставки электрических кабелей и проводов для «Укрзализныци», общей стоимостью около 27,7 млн грн. Сразу шесть компаний подали свои заявки на участие в торгах. Среди них были две компании, производящие кабельную продукцию (ООО «Эней» и ООО «Техэлектропром»), предложившие самую низкую цену за свои товары, и две «фирмы-прокладки», участвующие практически во всех тендерах Мининфраструктуры – обеспечивая крупнейшие госпредприятия самым разнообразным товаром - от скотча до металлургической продукции и деталей железнодорожного полотна (как правило, по ценам выше чем у других участников).

Раскрытие предложений участников торгов состоялось еще 16 июля, однако решение тендерного комитета до сих пор не обнародовано (решение принято только по 4 лотам из 17). По данным издания, цены, предложенные за лоты производителями намного ниже, чем у конкурентов. Тем не менее, «изыскивается возможность» отдать заказы именно «фирмам-прокладкам».

Как это сделать? У руководителя «Укрзализнычпостач» Евгения Хорощака существует целый арсенал инструментов по отсеиванию «чужих» компаний.

К примеру, затягивание сроков рассмотрения результатов или вовсе перенос тендера. Именно такой способ, как свидетельствует расследование программы «Наші гроші», было выбран в случае, когда заказ на поставки «клеммы упругой» для железнодорожных путей был отдан компании «Метинвест-СМЦ». Тогда тендерный комитет после изучения документации по непонятным причинам взял недельную паузу. За это время у одного из участников тендера компании «Завод «Укрзализнычбуд» закончилась банковская гарантия. В итоге победу одержала «правильная» фирма, а государство потеряло миллионы гривен. Евгений Хорощак лишь развел руками: «Его («Укрзализнычбуд») банковская гарантия была готова на запланированное раскрытие предложений, которое потом было перенесено. Но банковскую гарантию он, к сожалению, не обновил».

Фото: rbc.ua

При этом Хорощак даже не попытался обосновать причину переноса рассмотрения предложений. «Не могу ответить. Возможно, какие-то изменения в техническую документацию вносились, может быть, по просьбе кого-то из участников. Мы тоже обязаны реагировать на такие просьбы», - пояснил чиновник.

Перенос сроков тендера лишь один из немногих способов, которые практикует Хорощак, для создания благоприятных конкурсных условий под конкретного заказчика. Часто у производителей не оказывается нужных документов, сертификатов или справок, абсурдность которых видна «невооруженным глазом».

Так, недавно заявка венгерской фирмы «Индастриал трейд промоушн», которая предлагала запчасти к электровозам на 20% дешевле, была отвергнута из-за отсутствия у ее представителя справки о несудимости. В итоге государственный заказ ушел дочернему предприятию «Луганского электромашиностроительного завода», который сепаратисты еще прошлой осенью вывезли в Ростовскую область.

Ранее УЗП заплатил посредникам порядка 77 млн грн за метизы российской «Северстали». При этом украинского поставщика, предложившего такую же продукцию, но на 30 млн грн дешевле, к участию в конкурсе не допустили. «Он не успел донести все необходимые документы», - пояснил журналистам причины практически двукратной переплаты Евгений Хорощак.

Почему «Укрзализнычпостач» так не заинтересован в экономии средств железной дороги? Казалось бы, в условиях, когда у железнодорожников нет средств даже на ремонт локомотивов, стоит бороться за каждую копейку. Но на этот счет у Евгения Хорощака есть железный аргумент. А вдруг на предприятие нагрянет проверка, пояснил он «Нашим грошам»? И проверяющие спросят его, почему у победителя не запросили весь «ассортимент» документов, которые не обязывает, но позволяет затребовать законодательство? Вот почему «Укрзализнычпостач» так дотошно следует за наличием всевозможным справок. Правда, Хорощак не уточняет, почему столько скрупулезный подход практикуется только к «посторонним» компаниям.

Фото: rbc.ua

Впрочем, с тендером по закупке кабеля у Хорощака и его команды, похоже, не заладилось. Официальных комментариев по этому поводу руководитель предприятия не дает. Его телефон упорно молчит. Однако известно, что на руководителя «Укрзализнычпостач» постоянно давят из «теневого офиса» на улице Барбюса, где занимаются распределением тендеров. С другой стороны, нарушения, на которые придется пойти, слишком очевидны. И хотя «старшие товарищи» обещают, что «коллеги с Банковой в случае чего прикроют», чиновник явно не спешит пускаться на очередную авантюру, которая может закончиться для него фатально. Юристы предприятия и «теневого офиса» продолжают искать формальные причины для отказа производителям кабельной продукции. Тем не менее, замдиректора Алексею Онисимюку, осуществляющему координацию работы предприятия с «улицей Барбюса», поступила команда «поставить тендер на паузу».

Не исключено, что конкурс и вовсе отменят, чтобы потом назначить новый с более «правильными» условиями.

Тем временем, системные злоупотребления в «Укрзализнычпостач», которым руководит Хорощак, рискуют стать отправной точкой для масштабной кампании с коррупцией на госзакупках. В Министерства экономического развития и торговли Украины признают, что ситуация в этой сфере по- прежнему удручающая. По оценкам ведомства, коррупция в сфере государственных закупок ежегодно обходится Украине в 50 млрд грн. Такая сумма соотносима с плановым сокращением доходов госбюджета на 2016 год или убытками «Укрзалізниці», заложенными в финплане госпредприятии на текущий год.

Фото: rbc.ua

«Государственные закупки в Украине - это 250 млрд грн ежегодно... Из этой суммы, по нашим оценкам, не менее 50 млрд грн ежегодно - это потери как от прямой коррупции, когда был сговор и хотели украсть, так и от плохой организации процесса», - заявил заместитель главы Минэкономразвития Максим Нефедов.

При этом «Укрзализнычпостач» в течение 2015-го года запланировал раздать подрядчикам около 10 млрд грн, и за прошедшие семь месяцев команда Хорощака уже «освоила» 80% этих средств.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter