ГоловнаЕкономікаФінанси

Чого чекати від нового керівництва Федрезерву США

В январе официально сменилось руководство Федеральной резервной системы США (ФРС, аналог украинского Нацбанка). Вместо Бена Бернанке, руководившего Центробанком США в тяжелые годы кризиса, главой ФРС стала Джанет Йеллен - первая женщина, которая занимает эту должность.

 Джанет Йеллен, Барак Обама и Бен Бернанке
Фото: EPA/UPG
Джанет Йеллен, Барак Обама и Бен Бернанке

Стоящая перед ней задача, возможно, ничуть не легче, чем задача, стоявшая перед ее предшественником. Бернанке пришлось пойти на экстраординарные меры монетарной политики - Йеллен должна будет обеспечить возвращение от этих мер к норме.

Кто такая Джанет Йеллен

67-летняя Джанет Йеллен - профессор экономики и бизнеса Калифорнийского университета в Беркли - не новичок во властных круга США. В 1997-1999 годах она руководила Советом экономических консультантов при президенте Билле Клинтоне. В 2004-2010 - возглавляла Федеральный резервный банк Сан-Франциско, а с конца 2010-го работала заместителем главы ФРС Бена Бернанке. По своим взглядам на монетарную политику Йеллен близка к Бернанке. Как и предыдущий глава ФРС, она является "голубем", то есть склонна уделять больше внимание безработице и экономическому росту, чем инфляции, и склонна к проведению более мягкой монетарной политики.

Йеллен была и остаётся горячим сторонником экстраординарных мер, принятых Беном Бернанке для спасения американской финансовой системы и стимулирования экономики - снижения процентной ставки ФРС до околонулевого уровня и программ покупки финансовых активов ("количественного смягчения"). И как глава Федерального резервного банка Сан-Франциско, и как заместитель руководителя ФРС она всячески оправдывала и защищала эти меры, считая, что они позволят снизить стоимость кредитования и стимулировать рост занятости и ВВП.

Фото: EPA/UPG

От нового главы ФРС можно ожидать продолжения политики ее предшественника. Впрочем, с одной существенной разницей - стоящие перед ней вызовы отличаются от тех, которые стояли перед Бернанке. Задачей последнего было разрешение проблем, вызванных кризисом, с помощью экстраординарных мер, так как обычные меры уже не срабатывали. Задача Йеллен - обеспечить выход из этих экстраординарных мер и переход к монетарной политике обычного периода.

Сворачивание количественного смягчения

Сворачивание программы покупки финансовых активов - если быть точным, третьей из таких программ - начал ещё Бернанке.Это привело к последствиям, с которыми может столкнуться и Йеллен.

Бернанке сделал два заявления о планах свернуть количественное смягчение - в мае и в июне прошлого года. Последствия для мировых финансовых рынков были весьма неприятными, в первую очередь - для рынков развивающихся стран.

Так, бразильский реал упал на 13% против доллара США, индийская рупия – на 15%, российский рубль – на 8%, турецкая лира – на 10%, индонезийская рупия – примерно на 12%, малайзийский ринггит – на 7%, тайский бат – на 4%, а южноафриканский ранд – на 18%. Ухудшились условия кредитования на внешних рынках - доходность бразильских облигаций, номинированных в долларе США, выросла в два раза по сравнению со своим минимальным значением в 2012 году – с 2,5% до 5%. Доходность долларовых облигаций Турции выросла с 3,17% до почти 6%. Индонезии - с 2,84% до более чем 6%.

Зацепило и США - доходность по десятилетним казначейским облигациям выросла с 1,6% в мае до 2,7% в августе. В итоге, подтормаживание экономики вынудило ФРС на время отложить сворачивание количественного смягчения.

Здание ФРС в Вашингтоне
Фото: smh.com.au
Здание ФРС в Вашингтоне

К декабрю, однако, ситуация стабилизировалась и сворачивание программы покупки финансовых активов было, все же, начато. Объем закупок будут ежемесячно сокращать на 10 миллиардов долларов США - в декабре она была сокращена до 75 миллиардов, по сравнению с предыдущими 85 миллиардами - пока закупки не уменьшаться до нуля.

В ФРС, в целом, считают, что программа исчерпала себя и не слишком полезна для экономики. Паническую реакцию летом относят, скорее, на чрезмерную реакцию инвесторов, привыкших полагаться на постоянную монетарную подпитку, как на безотказный фактор роста финансовых рынков.

Впрочем, здесь есть нюанс - снижая доходность по закупаемым в её рамках надёжным финансовым инструментам, программа стимулировала инвестиции в более рисковые активы, к которым относятся и облигации развивающихся стран. Если после сворачивания программы этот эффект прекратится и, при этом, выяснится, что он был достаточно велик, то развивающиеся страны вновь испытают удорожание стоимости внешнего кредита.

Это касается и Украины - именно с кризиса развивающихся рынков летом 2013 года начался последний из эпизодов ухудшения состояния нашего платежного баланса. В течении первого полугодия 2014 именно сворачивание программы количественного смягчения будет для нашей страны основным внешнеэкономическим риском.

Рост процентных ставок

Для Йеллен, однако, основной дилеммой является не уже решенный вопрос количественного смягчения.

Переход к нормальному циклу монетарной политики в США означает постепенный рост процентных ставок, необходимый для избежания перегрева растущей экономики. Однако, когда конкретно поднимать эти ставки и как отреагирует на них экономика - в первую очередь, всё еще проблемный рынок труда - не вполне ясно. Ситуация осложняется тем, что как финансовый, так и реальный сектор реагируют не только на сам факт поднятия ставок, но и на изменения в ожиданиях относительно того, когда это поднятие произойдет. Фактически, ФРС осуществляет сейчас монетарную политику не столько меняя ставки, сколько декларируя различные временные ориентиры по их изменению. Чем позже ожидается начало цикла роста ставок, тем более мягкой оказывается монетарная политика ФРС.

Фото: EPA/UPG

Впрочем, так или иначе, рост ставок, который рано или поздно инициирует Джанет Йеллен, будет нормальным явлением и признаком окончательного завершения кризисного периода - во всяком случае, в США.

Для Украины же, чья полусырьевая экономика зависит, в первую очередь, от спроса на сырьевые товары в Китае и от состояния экономики ЕС, выздоровление США, само по себе, вовсе не означает выхода на траекторию устойчивого и сколько-нибудь быстрого роста. И в Китае, и в Европе проблемы далеки от завершения.

Павел Кухта Павел Кухта , Заступник голови Стратегічної групи радників при Кабінеті міністрів України