ГоловнаЕкономікаДержава

100 днів Євро. Частина ІІ

9 октября прошло 100 дней с тех пор как чемпионат Евро-2012, и все иностранные болельщики покинули территорию Украины. Мы продолжаем выяснять, как последние три месяца используются грандиозные инфраструктурные объекты, принимавшие гостей чемпионата.

Фото: Валерий Белокрыл

Мы продолжаем наш материал, первая часть которого была посвящена транспортной инфраструктуре. На этот раз мы проинспектировали три украинских стадиона, принимавших ЧЕ. И убедились – эти объекты в ближайшие годы смогут стать Меккой для футбольных туристов со всего мира, которые, благодаря Чемпионату Европы по футболу, узнали о нашей стране.

Однако для этого следует приложить еще немало усилий, так как управление современными спортивными комплексами – достаточно новый и диковинный для наших широт вид деятельности. Наши специалисты учатся превращать дорогостоящие объекты в прибыльные предприятия буквально методом проб и ошибок. Вместе с тем, понимание того, чем следует заниматься ближайшие годы, есть у каждого из них.

Итак, обо всем по порядку.

«В любой стране есть так называемый «эффект нового стадиона», доказано: когда клуб переезжает на новую арену посещаемость увеличивается на 40-50%», – делится опытом директор «Арены Львов» Алексей Жуковин. Украинские стадионы не исключение, последние месяцы эксперты отмечают «бум» посещаемости как в Киеве, так в Харькове или Львове. Что касается Донбасс Арены, то такой пик там тоже был, правда, пришелся он на 2009 год, когда стадион только открылся.

Фото: nsc-olimpiyskiy.com.ua

«Когда в 2009 году открылась «Донбасс Арена», мы заметили, что профиль болельщика у нас сильно поменялся — на матчах стало больше женщин и детей - людей, которые раньше на футбол не ходили. Так, результаты исследования показывают, что теперь женская аудитория составляет более 20%», – подтверждает слова Жуковина директор «Донбасс Арены» Александр Атаманенко.

Но эксперты утверждают – об успешной работе стадиона, как это ни парадоксально, нельзя судить по одной только спортивной составляющей. Стадион, на котором не проходят концерты, конференции и праздники – обречен. «Матчи, очевидно, не могут проходить каждый день: если команда-оператор стадиона играет хорошо, то он будет занят во время матчей Лиги Чемпионов, Лиги Европы, конечно, сюда нужно добавить матчи Чемпионата Украины и Национальной сборной. Все остальное время стадион должен зарабатывать на других событиях – в первую очередь это концерты и крупные мероприятия”, – пояснили LB.ua в администрации госконцерна «Укрспортарена», который курирует работу сразу двух крупных украинских стадионов НСК «Олимпийский» и «Арена Львов». Там пояснили: именно этим продиктован выбор бизнес-модели развития украинских арен.

НСК «Олимпийский»

Строительство стадиона началось в 1936 году, много раз реконструировался и модернизировался.

Вновь открыт 8 октября 2011 года.

Вместимость стадиона - 70 050 мест.

Во время Евро принимал три матча группового этапа, один из четвертьфиналов и финал ЧЕ.

Фото: Макс Левин, nsc-olimpiyskiy.com.ua

В администрации НСК «Олимпийский» рассказывают: когда в 2011 году реконструкция стадиона была закончена, сразу несколько музыкальных коллективов мирового уровня изъявили желание приехать в Украину. Так что концерты RHCP и Мадонны, которые летом увидела украинская столица, тут принято записывать на свой счет. Мол, без площадки надеяться, что эти коллективы приедут – было бессмысленно. Более того, по словам гендиректора «Укрспортарены» Владимира Генинсона – это только начало, сейчас ведутся переговоры с многими супер-популярными исполнителями и их приезд в Киев – только вопрос времени.

Что касается спортивной части, то посещаемость матчей «Динамо» после переезда на Олимпийский тоже серьезно возросла: сработал пресловутый «эффект нового стадиона». «Статистика показывает, что международные матчи и матчи национальной сборной собирают на «Олимпийском» полные трибуны, то есть каждый раз это около 70 тысяч болельщиков», – делится Генинсон.

Фото: fcdynamo.kiev.ua

«Если сравнить посещаемость игр «Динамо» на их прежнем стадионе и на НСК - видно, что старый стадион никогда не был заполнен даже на половину, - вторит Генинсону PR-менеджер НСК «Олимпийський» Олександра Гриценок, – на НСК даже маленькие матчи собирают пол-стадиона, когда на аналогичных играх стадион «Динамо» стоял пустым. Очевидно, что это заслуга НСК».

В администрации говорят: когда НСК «Олимпийский» запускался перед администрацией поставили задачу – выйти на самоокупаемость за два года. Якобы с задачей удалось справиться всего за год. «НСК уже сейчас вышел на самоокупаемость, и сейчас работает не прося у госбюджета ни копейки на свое содержание, а в этом году даже немного заработает, – поделился Владимир Генинсон. – Правда, сейчас все заработанные деньги тут же вкладывают в развитие. Но без этого не обойтись: на арене используется много новейших технологий, и важно всегда быть в курсе последних технологий и своевременно все обновлять».

Донбасс Арена

Начало строительства — июнь 2006 года.

Открытие — август 2009 года.

Вместимость стадиона - 51 504 зрителя.

Во время Евро принял три игры группового этапа, четвертьфинал и полуфинал.

Фото: Валерий Белокрыл, donbass-arena.com, aveo.com.ua

Правило о том, что стадион должен работать ежедневно на Донбасс Арене усвоили хорошо. «Мы работаем не только ежедневно, но еще и круглосуточно: в 7 утра закрывается ночной клуб при стадионе «Tribune Lounge» и в это же время начинает свою работу спортклуб «Fresh», – рассказывает руководитель медиацентра Донбасс Арены Андрей Бабешко.

Бабешко рассказал: за три года тут успели провести 5 больших концертов: Открытие Арены, семидесятипятилетие ФК «Шахтер», где выступали певицы Риана и Бьенс, дискотеки в стиле 80-х и 90-х и фестиваль «Rock Arena». «Кроме этого было два больших боксерских шоу и множество мелких мероприятий», – перечисляет Бабешко.

Похоже, из всех украинских Евро-стадионов, Донбасс Арене принимать чемпионат было проще всего, хотя бы потому, что с момента открытия до чемпионата прошло около трех лет и за это время стадион успели «обкатать». Примером эффективной работы тут принято называть тот пресловутый проливной дождь, который чуть было не сорвал игру Украины с Францией.

Генеральный директор ДА Александр Атаманенко рассказал LB.ua, что идея построить новую домашнюю арену для ФК «Шахтер» принималась задолго до объявления, что Украина станет хозяйкой Евро. «Когда стало известно, что Евро будет проходить в том числе в Донецке, мы добавили в договор с подрядчиком новые требования по инфраструктуре, которые накладывались УЕФА, - вспоминает Атаманенко. - Много добавлять не пришлось: мы расширили стоянку для ПТС, построили дополнительное количество панорамных телестудий. Кроме того к Евро мы построили медиа-центр площадью 2000 квадратов, волонтерский центр на 800 «квадратов» и аккредитационный центр на 300. Но это все были временные сооружения, которые мы убрали, когда закончился чемпионат».

Александр Атаманенко(справа) и Андрей Бабешко
Фото: Валерий Белокрыл
Александр Атаманенко(справа) и Андрей Бабешко

Несмотря на то, что у Донбасс Арены, в отличие от того же НСК «Олимпийский» или Арены Львов, есть частный инвестор, перед администрацией не ставили задачу вернуть инвестиции, вложенные в объект.

«В нашей стране, в текущих рыночных условиях, трудно говорить о возврате инвестиций – эта задача станет реальной разве что тогда, когда цены на билеты сравняться с европейскими, – разводит руками Атаманенко. – Но если говорить об операционной прибыли объекта – это вполне реально. Небольшую прибыль мы приносим с самого начала работы».

По мнению Атаманенко, для того чтобы стадион начал приносить прибыль важно, чтобы у стадиона был основной пользователь, как ФК «Шахтер» у Донбасс Арены, «Динамо» у НСК и «Металлист» у харьковского стадиона. «Важно, чтобы этот пользователь показывал хорошие результаты – играл в Чемпионате Украины, в Кубке Украины, в Евро-кубках, – продолжает Атаманенко. – Количество массовых футбольных мероприятий должно быть не меньше 20-22 в год. И, конечно, нельзя забывать о не спортивной составляющей».

«Евро-2012 серьезно повлияло на будущее стадиона, ведь благодаря чемпионату Донецк появился на «футбольной карте мира» и теперь футбольные туристы будут намного проще принимать решение о приезде в наш город, – поделился Атаманенко, и добавил: – Более того, мы не скрываем своих планов провести тут один из финалов Лиги Европы. Инфраструктура, которая осталась после Евро: дороги, мосты, аэропорт, дает нам основания полагать, что у нас есть хорошие шансы выиграть это право».

Арена Львов

Начало строительства – осень 2008 года

Открытие – 29 октября 2011 года.

Вместимость стадиона – 34 915 мест.

Во время Евро принимал 3 матча группы B с участием команд Португалии, Германии и Дании.

Фото: Мариан Стрильцив, arena.lviv.ua

Арена Львов из тех стадионов, что были построены к Евро, до сих пор остается единственным «слабым звеном». Загвоздка Арены в том, что львовский футбольный клуб Карпаты, несмотря на предварительные договоренности, до сегодняшнего дня не готов покинуть старенькую «Украину» и переехать сюда.

Хоть стадион пока «бесхозный», жизнь тут не стоит на месте. Пока корреспонденту LB.ua проводили экскурсию по арене, пол десятка рабочих под мерное «бурчание» трактора стригли газон, а другие убирали на трибунах. «Газон всегда нужно содержать в идеальном состоянии, – пожимает плечами директор АЛ Алексей Жуковин.

«Стадион называют не фартовым лишь тогда, когда кто-то плохо выполняет свою работу. Нужно выходить и играть, – намекает на отговорки руководства «Карпат» Жуковин. – Тем более, что в плане коммерции «Карпаты» тут точно выиграют, прибыли будут гораздо выше, чем на стадионе «Украина». Для того, чтобы это понять, достаточно просто сравнить эти два стадиона».

Он пояснил: возможности дополнительного заработка кроются в перспективах, которые есть у этой арены по сравнению с «Украиной», например, рекламные преимущества, дополнительные сервисы для болельщиков и новые услуги.

«Сейчас, когда Президент «Карпат» Петр Деминский передал часть акций клуба фанатам – мы возобновим переговоры с этой командой. Но даже если поймем, что «Карпаты» точно не согласны с нами сотрудничать, стадион все равно не останется пустым, – поделился Жуковин. – Арена обязана принимать крупные события, не принципиально, что это будет: регби, футбол или концерты. До конца года мы окончательно определимся с тем, как будем работать».

Алексей Жуковин
Фото: Мариан Стрильцив
Алексей Жуковин

Жуковин рассказал: стадион сможет выйти на самоокупаемость, когда Арена Львов начнет регулярно проводить крупные матчи или концерты. «Это реальная задача, – отметил он. – Сейчас мы перестраиваем бизнес модель: открываем дополнительные аттракционы, например, картинг, также будем использовать стадион для концертов, вечеринок».

Когда тут появится большой клуб, администрация стадиона откроет полноценный музей и фанатский магазин. «Учитывая, что мы принадлежим государству и пока не имеем клуба, то рассчитывать на клубные виды деятельности пока не представляется возможным. Мы уже запустили программу экскурсионных туров, а вот открытие клубных музеев и магазинов – еще впереди», – отмечают в администрации.

Пока Арена Львов может развиваться разве что за счет конференц-сервиса, который, к слову, тут мощнейший во Львове. «Мы готовы принимать одновременно несколько конференций общей численностью до 1000 человек, можем обеспечить их полным кейтирингом, парковкой, работают также рестораны и кафе».

Фото: arena.lviv.ua

Очевидно, что заявления о «не фартовости» Арены для ФК Карпаты – кокетство, гораздо более вероятной причиной, по которой клуб не хочет переезжать из «Украины» – боязнь, что команда не сможет заполнить почти 35-тысячную Арену Львов. По мнению Жуковина, который до того как стать директором Арены Львов 9 лет проработал в харьковском Металлисте, работа коммерческого отдела клуба в этом вопросе также важна, как и игра команды. «В Металлисте я отвечал за наполняемость стадиона, и с 2003 года нам удалось повысить среднюю посещаемость с 5 тысяч болельщиков за матч до 25 тысяч. Ничего сложного в этом нет. Если учесть как ФК «Карпаты» любят во Львове, я не думаю, что с посещаемостью матчей будут какие-то проблемы».

«Посмотрите, в Англии каждая команда третьего дивизиона, которая всем проигрывает, умудряется заполнять в маленьком городке десятитысячные арены. То же самое в Германии – средний процент заполняемости 95%. Все понимают, что это не только от игры зависит. Нужно запускать программы лояльности, клубные программы – никаких секретов тут нет, просто нужно ежедневно работать. Плохая игра команды – отговорки коммерческих отделов, которые не хотят работать», – отрезал директор.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter