ГоловнаЕкономікаДержава
Спецтема
Евро-2012

​100 днів після Євро. Частина I

9 октября проходит 100 дней с тех пор как чемпионат Евро-2012, и все иностранные болельщики покинули территорию Украины. LB.ua решил разобраться как последние три месяца используются грандиозные инфраструктурные объекты, принимавшие гостей чемпионата.

Фото: www.mtu.gov.ua

Мишель Платини, комментируя подготовку Украины к чемпионату Европы по футболу, сделал громкое заявление, мол, благодаря Евро наша страна продвинулась вперед на 30 лет. Действительно, в преддверии футбольного первенства в эксплуатацию были сданы не только стадионы в принимающих городах, без которых не возможен был собственно футбол, но и множество аэропортов, мостов, развязок и, конечно, километры дорожного полотна.

Преобразования коснулись не только Киева, Львова, Харькова и Донецка, масштабные стройки пришли по всей стране. При этом как украинские, так и зарубежные эксперты советовали не ассоциировать данные объекты исключительно с футболом. Часто можно было услышать: возведенные инфраструктурные объекты были необходимы стране и без проведения ЧЕ, а последний лишь ускорил строительство. LB.ua решил разведать, как сейчас обстоят дела там, где в июле принимали Евро гостей. Тем более, что по словам министра инфраструктуры Бориса Колесникова, объекты Евро уже сегодня пользуются огромным спросом и вскоре будут функционировать на 100% своих мощностей. 

Борис Колесников, Виктор Янукович и Мишель Платини во время торжественного открытия нового терминала Международного аэропорта Львов
Фото: www.president.gov.ua
Борис Колесников, Виктор Янукович и Мишель Платини во время торжественного открытия нового терминала Международного аэропорта Львов

Первая часть этого материала будет посвящена транспортной инфраструктуре. Ведь с работой вокзалов и аэропортов украинские гости сталкивались гораздо раньше, чем успевали попасть на стадион.

Для оценки преобразований, которые произошли в украинской транспортной сфере, показательным будет опыт генерального директора стадиона «Донбасс Арена» Александра Атаманенко, который в интервью LB.ua признался: до Евро 2012 в Донецке очень трудно было провести крупное мероприятие на высоком уровне, в первую очередь из-за отсутствия качественной транспортной инфраструктуры.

«В 2009 году, когда состоялось открытие Донбасс Арены, мы приглашали на праздник почетных гостей, в том числе и из других государств, и, положа руку на сердце, мне было стыдно их принимать в нашем стареньком аэропорту», - рассказал Атаманенко. Это утверждение верно не только для Донецка, точно такая же ситуация была в каждом из городов Украины, где в преддверии Евро были построены качественно новые, современные терминалы. Принимать гостей и в аэропортах Львова и Харькова было не менее неудобно.

«В старом терминале не было даже карусели выдачи багажа, пассажиры бизнесс-класса, заплатив колоссальные деньги за билет, должны были таскать за собой сумки и самостоятельно сдавать его грузчикам», - вторит Атаманенко Галина Винарчик, менеджер по маркетингу Международного аэропорта «Львов». Это лишь маленький штрих, красноречиво описывающий ситуацию во всей транспортной сфере Украины.

Интерсити +

Дата открытия — 27 мая 2012

На данный момент перевезли более 286 тысяч пассажиров.

Допустимая скорость до 160 км/ч

Фото: www.mtu.gov.ua, Артем Лысенко/most-dnepr.info, www.ostro.org

Похоже, ни один объект, построенный в преддверии Евро 2012, не обсуждался так сильно, как запущенные в мае скоростные поезда Интерсити +. Потому проверить работу поездов производства Hyundai Rotem после почти четырех месяцев эксплуатации было особенно интересно.

Сегодня Интерсити + курсируют по трем направлениям: Киев — Донецк, Киев — Львов и Киев — Харьков. Последнее направление, по данным Государственного предприятия «Украинская железнодорожная скоростная компания» является самым популярным: «хюндаи» из Киева в Харьков и обратно перевезли уже больше 173 тысяч пассажиров. Это притом, что общий пассажиропоток с 27 мая по 12 сентября составил свыше 286 тысяч. На втором месте по популярности донецкое направление, им воспользовались около 75 тысяч пассажиров, и почти 38 тысяч ездили на Интерсити+ между Киевом и Львовом.

«С 27 мая по 12 сентября поезда Интерсити+ перевезли более 286 тысяч пассажиров, - рассказал в интервью LB.ua Леонид Лобойко, директор ГП «Украинская железнодорожная скоростная компания», - пик, конечно, пришелся на время проведения ЧЕ. В августе мы увидели, что количество пассажиров увеличилось на всех направления на 7%. Результаты анкетирования показывают: примерно 49% пассажиров перешли к нам из сегмента ночных поездов, 21% - ранее пользовались авиаперевозками, 30% - автомобильным транспортом».

Лобойко: 21% пассажиров пересели в Хюндай с самолетов
Фото: ukraine2012.gov.ua
Лобойко: 21% пассажиров пересели в Хюндай с самолетов

Данные приведенные Леонидом Лобойко показательны — особенно красноречив высокий процент пассажиров, которые предпочли «хюндай» самолетам. Действительно, дневные скоростные поезда почти не уступают самолетам в качестве, но существенно разнятся в цене. Ведь внутренние перелеты, к сожалению, по-прежнему остаются неоправданно дорогими. При этом если прибавить к времени проведенному собственно в полете еще дорогу в аэропорт, регистрацию, утомительное ожидание на паспортном контроле, а иногда и многочасовую задержку рейсов — может получиться, что дорога на самолете и на «хюндае» практически сравнится по времени. А в некоторых случаях даже станет быстрее, учитывая «традиции пунктуальности» внутренних авиалиний.

Можно предположить, что решение Министерства инфраструктуры о стратегическом сотрудничестве с южнокорейской корпорацией Hyundai Rotem вызывает недовольство у других игроков рынка вагоностроения.— Эксперт Киевского института проблем управления им. Горшенина Марина Ткаченко

Что касается традиционных ночных поездов, то сравнивать их с Интерсити+ просто не уместно. Одно только наличие розеток и бесплатного Wi-Fi в вагонах даже второго класса после ночных поездов кажется невиданной роскошью. Да, и проводники в Интерсити скорее похожи на стюартов, чем на помятых «начальников» ночных поездов.

Возможно именно шквал критики, которая обрушилась на инициаторов проекта после введения поездов в эксплуатацию, стала подспорьем, чтобы сейчас дневные поезда работали безукоризненно. Так, например, раньше поезда критиковали за сбои в графике движения. Сегодня же любителей опаздывать на вокзал ждет плохая новость: поезда отправляются со станций минута в минуту, с такой точностью, что впору сверять по ним часы. Тогда как традиционные ночные поезда имеют привычку выезжать на 5-10 минут позже положенного срока, что честно говоря, не раз выручало автора этого текста.

«В ближайших планах — введение в эксплуатацию двух пар поездов на Днепропетровском направлении, - поделился планами директор ГП «Украинская железнодорожная скоростная компания». - Сейчас мы готовим необходимую для этого инфраструктуру. Кроме того, пассажиропоток так формируется, что возможно скоро будет запущенна третья пара поездов на Харьков. Что касается других направлений, то графики следования уже разработаны, как только появится спрос, например, на введение второй пары поездов во Львов, все изменения будут внесены».

Терминал D, Аэропорт Борисполь

Дата открытия - 28 мая 2012 года

Площадь - 107 000 кв. м.

Пропускная способность - 15 млн. пассажиров в год.

Фото: Макс Левин, www.mtu.gov.ua

После Евро в активе аэропорта "Борисполь" находится 3 терминала: терминал B – обслуживает внутренние и международные рейсы, терминалы F и D – международные рейсы. Пожалуй, из всех объектов аэропорта терминал D — наиболее интересен, ведь это самый мощный терминальный комплекс в Украине.

Время, когда корреспонденты LB.ua посетили терминал, совпало с началом регистрации на первый рейс компании Air One, который теперь будет курсировать по маршруту Киев-Милан-Киев. Несмотря на то, что это был всего лишь первый рейс, недостатка в пассажирах не было. В просторном зале сновали гости, к главному входу беспрерывно подъезжали новенькие скай-такси.

Пока взволнованные пассажиры слушали торжественную речь посла Итальянской республики Фабрицио Романо, нам удалось поговорить с генеральным представителем Alitalia Group (крупнейший авиаперевозчик Италии) Оксаной Киличчи. Она рассказала, что компании Air One относиться к лоу-кост сегменту, так что средняя цена билетов в Милан будет держаться в районе 70 евро. Что интересно, по-словам Киличчи, хоть киевский аэропорт "Жуляны" дает лоу-костам ряд возможностей для снижения цены, авиакомпания Air One не рассматривала идею сотрудничать с этим аэропортом. "Руководство кампании приняло решение работать только в терминале D. У нашей авиакомпании есть множество совместных программ с другими итальянскими перевозчиками, для нас важно находиться рядом», - пояснила Киличчи. Что интересно, сама материнская группа Alitalia сейчас размещается в терминале F, но забирать туда Air One не станет, наоборот в ближайшем будущем авиакомпании всей группы переедут в современный терминал D.

Кроме нового перевозчика Air One в терминале D обслуживаются и осуществляют регулярные рейсы еще 4 авиакомпании: Air Arabia, Norwegian Air Shuttle, Fly Dubai и Turkish Airlines.

По словам генерального директора аэропорта Антона Волова в аэропорту «Борисполь» сейчас начался процесс планового перевода авиакомпаний в терминал «D». К началу зимней навигации ведущие международные авиаперевозчики перейдут в терминал «D». «Так, с 10 октября в терминале D мы начнем обслуживать авиакомпании KLM Royal Dutch и Air France, с 27 октября - Lufthansa, Austrian Airlines. На следующий день, 28 октября, запланирован перевод пассажиров авиакомпаний Alitalia, Аэрофлот, Czech Airlines, Air Baltic, ELAL, Royal Jordanian Airlines, Uzbekistan Airways», - поделился планами Волов.

Антон Волов: к зиме все ведущие перевозчики перейдут в терминал D
Фото: Макс Левин
Антон Волов: к зиме все ведущие перевозчики перейдут в терминал D

Что интересно, чемпионат Европы по футболу стал настоящим испытанием для терминала. Уже в первые три дня там приняли 87 220 пассажиров (это на 18% больше, чем за аналогичный период в 2011 году), за июнь, когда собственно проходил ЧЕ аэропорт обслужил 885 900 пассажиров, приняли 9 752 рейса. «1 июля, в день проведения финального матча, мы приняли рекордное количество рейсов за всю историю Борисполя! – рассказала LB.ua пресс-секретарь аэропорта Оксана Ожигова. - В этот день аэропорт обслужил 630 рейсов, а общее количество пассажиров приблизилось к 40 тысячам. В тот день в пиковые часы самолеты прибывали буквально каждые две минуты».

Новый терминал Международного аэропорта Донецк

Дата открытия - 14 мая 2012 года

Площадь - 58 тысяч кв.м

Пропускная способность - 2 738 пассажиров в час.

Пропускная способность на время Евро - 3100.

Фото: Валеий Белокрыл,www.mtu.gov.ua, пресс-служба аэропорта Донецк

Новый терминал Донецкого аэропорта с первого взгляда поражает своей элегантностью. Человек, попавший сюда впервые, вряд ли, сможет сразу понять в чем секрет. Дело в том, что вместо привычных объявлений, которые звучат во всех аэропортах мира, по залу нового терминала разливается умиротворяющая классическая музыка.

«С августа месяца у нас в аэропорту действует концепция тихого терминала, - пояснила LB.ua Татьяна Орлова, начальница службы организации перевозок. – Все объявления, касающиеся вылета и прилета рейсов, отображены на мониторах. Мы посчитали, что эта информация не должна звучать, ведь в часы пик, когда одновременно вылетает несколько самолетов, постоянно звучащие объявления создадут дискомфорт. Исключения, конечно, это объявления по безопасности».

Орлова рассказала: такая концепция не в последнюю очередь была выбрана и потому, что аэропорт носит имя известного композитора Сергея Прокофьева. Одно только музыкальное сопровождение преображает аэропорт, делает его уютнее, комфортнее. Особенно это отмечают пассажиры, которым ранее доводилось пользоваться услугами старого терминала Донецкого аэропорта.

Орлова: очередей в Донецком аэропорту практически нет
Фото: Валерий Белокрыл
Орлова: очередей в Донецком аэропорту практически нет

«В отличие от старого терминала тут есть лабиринты для управления очередью, что очень удобно, особенно когда чартерные пассажиры приходят на рейс одновременно. Также тут аж 40 регистрационных стоек, так что очередей практически нет», - сравнивает Орлова. – Представляете, в старом терминале даже не было багажной системы! Пассажиры, которые приезжали из заграницы не верили своим ушам, когда мы просили их после регистрации и контроля безопасности самостоятельно отдавать сумки грузчикам. Теперь тут современная багажная система, которая способна пропустить 870 сумок в час».

Плоды реконструкции не заставили себя долго ждать, так за 8 месяцев текущего года в аэропорту имени Прокофьева прирост выполненных рейсов составил более 20%. «Пик перевозок пришелся на июнь: прирост рейсов за этот месяц составил 78%. Но, даже после ЧЕ динамика остается положительной, показатели превышают прошлогодние более чем на 15%», - сообщили в администрации аэропорта. Так, в официальном ответе на запрос редакции сказано: "в январе прирост пассажиропотока составил 53%, а в феврале - 47%".

Кроме того, в администрации аэропорта уверяют: все показатели говорят о том, что вскоре пассажиропотоки будут расти. «При строительстве транспортных объектов такого уровня всегда нужно закладывать возможности для роста, грубо говоря, нужно строить «на вырост» - отметила Татьяна Орлова. – Чем больше авиакомпании будут довольны нашей работой, тем больше появиться желающих начать с нами сотрудничество».

Новый терминал Международного аэропорта Львов

Дата открытия - 12 апреля 2012 года.

Площадь - 48 тысяч кв. м.

Пропускная способность — 2 000 пассажиров в час.

Фото: Мариан Стрильцив

Положа руку на сердце, если бы не строительство нового терминала, Львов никогда не получил бы право принимать Евро-2012. В здании старенького, построенного в 1955 году, аэропорта гости Евро рисковали попросту задохнуться.

«Одним из условий проведения чемпионата Евро-2012 во Львове было строительство нового терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы, - констатирует Роман Гонтарев, генеральный директор Международного аэропорта «Львов» имени Даниила Галицкого. - Для авиакомпаний, которые выполняют регулярные рейсы, инфраструктура и комфортное обслуживание пассажиров также важны. Старый терминал, не справлялся с обслуживанием существующих рейсов, не говоря уже об увеличении пассажиропотока и открытия новых рейсов».

В ближайшее время из Львова открывает рейсы турецкая бюджетная авиакомпания «Pegasus Airlines» с билетами по 60 долларов до Стамбула, а с 29 октября WizzAir Украина запускает новое направление из Львова в Милан.

Разрешение на исполнение рейсов со Львова у “Pegasus Airlines” есть уже давно, однако авиакомпания подала официальную заявку только после открытия нового терминала аэропорта. Не удивительно: в старом терминале ни багажных лент не было, ни системы автоматической регистрации. А это для каждой иностранной компании препятствие.

Львовский и донецкий аэропорты в 2012 году увеличат пассажирооборот вдвое - и это не зависит от проведения Евро-2012.— вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников.

По словам директора львовского аэропорта Романа Гонтарева в ближайшее время стоит ожидать и расширение сетки чартерных перевозок. «Безусловно, для каждого аэропорта очень важны регулярные перевозки, но для региональных аэропортов, каким является наш аэропорт, чартерная программа также очень важна, - рассказал Гонтарев. - После открытия терминала у нас появилось сразу семь новых направлений по чартерной программе, пассажиры могли осуществить перелёт в 23 точки мира».

Роман Гонтарев: пассажиропоток Львовского аэропорта увеличился на 90%
Фото: zaxid.net
Роман Гонтарев: пассажиропоток Львовского аэропорта увеличился на 90%

Аэропорт старается вернуть средства, вложенные в новый терминал, всеми доступными средствами. Если раньше Львов не предоставлял услуг по заправке топлива, сейчас эта услуга вводится. Также раньше авиаперевозчики должны были сами регистрировать пассажиров на рейсы, сейчас это делает аэропорт, естественно тоже не бесплатно.

«В каждом аэропорту есть свои часы пик, - рассказал Роман Гонтарев, показывая зал прилетов, - у нас основная загруженность с 11 до 16. Конечно, если прийти в 8 утра может показаться, что аэропорт пустует. Да только цифры говорят сами за себя».

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток увеличился на рекордные 90%» , - с гордостью констатирует генеральный директор Роман Гонтарев. По его словам, это связано не только со строительством нового аэровокзала, но и с реконструкцией взлетно-посадочной полосы: «В рамках реконструкции ВПП была продлена до 3310 метров, это дало возможность не только принимать большие самолеты D, например, Аэробус 310 и Боинг 767 во время Евро, но и увеличить тип пассажирских суден существующих авиаперевозчиков».

В администрации уверяют: строительство таких масштабных инфраструктурных объектов не может не повлиять на авиационный рынок в целом. «Когда с аэропортом начинает сотрудничать новая компания, ее конкуренты неизбежно начинают реагировать, самое простое – уменьшается цена билета и возрастает качество обслуживания на борту».

Продолжение темы "100 дней после Евро", рассказывающее о эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры, читайте на LB.ua в ближайшее время.