ГоловнаЕкономікаДержава

Чемпіонат щедрості

Пока политики спорят, заработал украинский бюджет на Евро-2012 или нет, бизнесмены подсчитывают доходы. Правда, только самые удачливые.

Фото: Макс Левин

За время чемпионата Евро-2012 Украину посетили 1,8 млн иностранцев, каждый из которых тратил по 300 грн в день только на еду и напитки (не считая сувениров, транспорта и проживания). Последняя цифра — из опроса агентства AgriSurvey ассоциации «Клуб аграрного бизнеса». Есть и другая оценка от Министерства инфраструктуры: на еду туристами было потрачено 540 млн грн. Всего же фаны, по словам министра Бориса Колесникова, оставили в Украине около миллиарда (!) долларов.

Куда же текли эти денежные реки? Прежде всего деньги тратились на не очень-то спортивный напиток - пиво. В одной только киевской фан-зоне было выпито более 250 тысяч литров пива. Учитывая, что со своими напитаками в фан-зону не пускали, а самое дешевое пиво там продавалось по 15 грн за 0,5 литра, то только в киеве официальные пивовары наторговали минимум на 7,5 млн грн, а то и больше (было пиво и подороже). А есть же и другие фан-зоны. Например, в Донецке за вечер в фан-зоне выпивали по 10 тысяч литров пива. И, конечно, хорошо заработала компания Carlsberg, пивной спонсор чемпионата. Как сообщили в компании, всего за время чемпионата в фан-зонах и на стадионе она продала более миллиона бокалов пива. По сравнению с Че-2008 продажи пива выросли на 40%.

Фото: Татьяна Кучеренко

С пивом хорошо шли хот-доги. По данным Киевской госадминистрации, в фан-зоне съели не менее 60 тысяч хот-догов (по 25 грн). Третий по популярности продукт – мороженое. В Киеве на Крещатике продали 18 000 порций этого лакомства, а это минимум 90 000 грн (по 5 грн порция) только в столичной фан-зоне. По словам категорийного менеджера торгового дома «Лани» Максима Щербакова, который торговал мороженым на Крещатике, продажи выросли в июне на 80%.

Кафе и рестораны подняли цены в среднем на 25%, при этом загрузка заведений выросла более чем в два раза. «Выручка за день составляла более 100 000 грн, при том что обычно она равнялась 20-40 тыс. грн», - рассказывает владелец сети кафе «Українське» из Харькова Алексей Мешков.

Но, пожалуй, самым большим спросом пользовались продукты привычных иностранцам фаст-фудов. Например, McDonald’s на Крещатике за пять недель чемпионата обслужил около 800 тысяч дополнительных (!) посетителей. Это в общем-то население довольно крупного города.

Сфера услуг

Дневная выручка возросла и у таксистов. Аналитик рынка транспорта и нефтепродуктов Ассоциации перевозчиков Украины Анна Киренко отмечает, что спрос на услуги такси вырос во время Евро-2012 примерно на 50% и выручка с машины увеличилась примерно на 55 тыс. грн с машины. Правда, повезло не всем таксистам. «Центр Киева был перекрыт, на Труханов остров к шведам пускали только с пассажирами, а забрать иностранцев не давали. Потому особо заработать не получилось», - пожаловался LB.ua столичный таксист Александр. Его более удачливые коллеги предлагали шведам трансфер из аэропорта в палаточный лагерь на Подоле за 400 гривен при реальной цене в 2,5 раза ниже.

Фото: Макс Левин

Надежды небольших гостиниц также не оправдались. «Пятизвездочные» отели были заранее забронированы для так называемой «семьи Евро» - чиновников от спорта, футболистов и дипломатов. Дешевые хостелы также пользовались спросом рядовых болельщиков. А вот отели средней ценовой категории на 40% пустовали. Многие фанаты прилетали только на матчи, переезжали из города в город и снимали номера максимум на один-два дня.

«Мы почувствовали приток гостей процентов на 30, не более, - рассказывает управляющая харьковского отеля «Столичный» (две звезды, номер стоит обычно 400-600 грн за сутки, а во время Евро подняли дл 720 грн) Мария Евсеенко, - А ждали хотя бы в два раза больше».

Что в бюджет

Ощутил на себе госбюджет этот денежный поток или нет — пока неизвестно. Большая часть предпринимателей в сфере торговли и услуг работают на упрощенной системе налогообложения, так что особого притока денег в казну в виде налогов ожидать не приходится.

Зато городские бюджеты заработали на выдаче лицензий за право розничной, оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Например, из 84 млн грн, которые получил Киев за время проведения чемпионата, плата за лицензии составила 49,5 млн. Это на 10% больше, чем в прошлом году. То есть основную часть «быстрых» доходов принесли киоски, палатки и павильоны, которые занимались ситуационной торговлей.

Что касается имиджевых приобретений Украины и других косвенных доходов, то их довольно тяжело оценить в деньгах. Посмотрим, сколько иностранцев приедут в Украину следующим летом.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter