ГоловнаКультура

Побувати у світі авангарду: Лесь Курбас в Арсеналі

Проект, посвященный такой масштабной фигуре, как Лесь Курбас, – это всегда вызов – как для институции, в стенах которой такой проект происходит, так для его авторов. С одной стороны, что нового еще можно сказать о Курбасе? Для специалистов эта фигура – в некотором роде общее место, его жизнь и творчество отлично исследованы, а в Музее театрального искусства (который почти 100 лет назад основал сам Курбас) уже 20 лет действует выставка о жизни и творчестве главного авангардиста украинского театра. Но с другой стороны, неподготовленная публика знает о Курбасе довольно мало, а, возможно, и вовсе ничего – кроме его имени, связи с театром и со сталинскими репрессиями.

Фото: Мистецький Арсенал / Богдан Пошивайло

Выставка «Курбас. Нові світи» в Мистецьком Арсенале осознанно принимает этот вызов и работает с ним. Фокус экспозиции достаточно локальный, а уровень его проработки – достаточно глубокий, чтобы заинтересовать специалистов. Но при этом, благодаря яркой и оригинальной визуальной реализации, эта выставка может быть интересной для каждого, кто интересуется культурой вообще, украинской культурой – в частности, и даже просто для любителей сделать селфи на небанальном фоне.

Как говорит одна из кураторок проекта Татьяна Руденко (главная хранительница Музея театрального искусства), в этой экспозиции нет ничего биографичного – организаторы сознательно отказались от такого подхода, и изначально даже не хотели вешать большой портрет Курбаса при входе на выставку. Собственно, выставка вообще не о персоне Курбаса – она о мирах, созданных им в своих постановках, и о мире, который создавал его театр за пределами этих постановок.

В экспозиции представлены шесть спектаклей «Березоля» – театра, который стал вершиной режиссерского творчества Курбаса. Первые три («Газ», «Джимми Хиггинс» и «Макбет») относятся к киевскому периоду работы театра, с 1922 по 1926 год, когда режиссер, обращаясь к европейским и американским текстам, экспериментировал со сценическим движением и новыми медиа. Например, в своей постановке «Газ» немецкого экспрессиониста Георга Кайзера, Курбас, полностью в духе интереса авангардистов к теме труда и рабочих, переносит действие спектакля из конторы (как было у автора) на завод, где происходит взрыв газа. Этот взрыв актеры изображают движениями своих тел – увидеть, как это было реализовано, можно в серии лайтбоксов с увеличенными фотографиями. Движение вообще становится основным языком актеров: главные герои этого спектакля двигались подобно куклам, используя гиперболизированную пластику марионеток. Эту стилистику Курбас почерпнул из традиционного украинского вертепа – опять таки, полностью в духе интереса авангардистов, теперь уже – к архаическим народным практикам.

Фото: Мистецький Арсенал / Богдан Пошивайло

Еще один спектакль из «киевской» части выставки – «Джимми Хиггинс», поставленный Курбасом по роману американского модерниста Эптона Синклера, показывает новаторский подход режиссера к использованию кино в театре. В этом спектакле кино перестает быть развлекательной заставкой (что практиковалось с начала ХХ века) и становится одним их ключевых моментов повествования. Курбас использует множество киноклипов, которые создают параллельную основному действию реальность, иллюстрируя зрителям психологические мотивы поступков героя – этот эксперимент исследователи относят к наиболее ранним использованиям мультимедиа в мировом театре.

Последний «киевский» спектакль, представленный на выставке, – «Макбет» Шекспира, – был, как пишет исследовательница Ольга Величамница, первой в истории украинского театра постановкой шекспировской пьессы. Прочтение классики Курбасом, разумеется, было новаторским – он использует прием, который позже станет известным как «принцип отчуждения» в эпическом театре Брехта. Актеры в постановке действуют и как персонажи, и от собственного имени, входя в образ не за занавесом, а прямо на глазах у зрителей – иллюстрацию этого приема можно увидеть в видео-инсталляции, воссоздающей монолог леди Макбет.

Авангардная сценография всех этих постановок стала возможной благодаря сотрудничеству Курбаса с Вадимом Меллером – украинским кубофутуристом, который стал полноценным соавтором представленных на выставке авангардных «миров». Для «Газа» он соорудил массивную ассиметричную конструкцию – воплощение нового машинизированного мира, – служившую и подмостками, и фоном для массовых сцен. Декорации к «Джимми Хиггинсу» состояли из семи высоких станков и экрана для показа киноклипов – который при необходимости превращался в парус. А в «Макбете» он вообще оставил сцену практически пустой – место действия обозначалось на больших щитах с помощью надписей («зал», «поле», «ворота замка»).

Фото: Мистецький Арсенал / Богдан Пошивайло

В 1925 году декорации Меллера к спектаклям «Березоля» попали на знаменитую Выставку декоративных и промышленных искусств в Париже, где получили высшую награду. Правда, самого Меллера на эту выставку из Советского Союза не выпустили, и своей золотой медали он никогда так и не увидел. Зато радикальными сценическими решениями Меллера вдохновились организаторы нью-йоркской Международной выставки театрального искусства – и уже в следующем году его работы вошли в американскую экспозицию. Меллер же – вместе с «Березолем», – переезжает в Харьков (тогдашнюю столицу Украины), где начинается новый этап развития театра.

Харьковский период (1926-1933) представлен на выставке в Арсенале еще тремя спектаклями: «Народный Малахий», «Мина Мазайло» и «Алло на волне 477!». Эти постановки инсценировали украинские тексты и были созданы специально для «Березоля». В Харькове Курбас отходит от экспериментальных постановок европейских и американских пьесс; теперь его цель – работа с новой урбанистической украинской культурой.

В «Народном Малахие» на первый план выходят голоса и интонации актеров – услышать, как Курбас учил исполнителей декламировать роли, можно в уникальной аудиозаписи, созданной в Нью-Йорке в 60-х годах. На ней главный актер этого спектакля Иосиф Гирняк воссоздал метод режиссера почти через 40 лет после премьеры пьесы. Для постановки «Мина Мазайло» Меллер создал футуристическую инсталляцию из огромных металлических дуг и планок, парящих в воздухе, которая формирует пространство перехода от мещанского прошлого к урбанистическому будущему. В мюзикле «Алло на волне 477!» – первом джаз-ревю в Украине, – Курбас и Меллер используют движения центрального прожектора и подвижные задники для эффекта калейдоскопа. Воссозданная декорация к этому мюзиклу – фальш-тоннель из электрических лампочек – стала центральной инсталляцией выставки в Арсенале.

Фото: Мистецький Арсенал / Богдан Пошивайло

Благодаря насыщенности такими визуально интересными элементами, выставка вообще чрезвычайно удачно справляется с довольно сложной задачей: сделать видимым мир такого эфемерного искусства, как театр, основным продуктом которого является взаимодействие с публикой. Этому помогают оригинальные театральные афиши, газеты того времени, эскизы костюмов, да и сами костюмы – в оригинале и в реплике. Но основным структурообразующим элементом экспозиции стали, конечно, воссозданные монументальные декорации, которые очень эффектно взаимодействуют с большими пространствами Арсенала.

Как рассказал куратор и главный художник выставки Вальдемарт Клюзко, некоторые декорации были специально увеличены по сравнению с оригиналами, чтобы лучше обжить это помещение и встроиться в его объемы. Оформлением экспозиции также занимался художник Александр Бурлака – именно ему принадлежат архитектурные решения «киевской» части выставки, а ее «харьковскую» часть Вальдемарт Клюзко готовил еще для экспозиции «Курбас в Харькове», которая состоялась в начале года в ЕрмиловЦентре. Отдельного упоминания заслуживают музейные экспликации, выдержанные в «авангардном» стиле, с названиями-лозунгами и игрой со шрифтами (дизайнер выставки – Валерия Гуевская). Кураторы ограничились разумным количеством текста, не пытаясь написать обо всем сразу, да и сам текст набран достаточно крупными буквами, чтобы его было удобнее читать (скорее исключение, чем правило для наших музеев).

Экспозиция в Арсенале отлично работает на чисто визуальном уровне, без костылей текста: можно пробежать ее за 20 минут, не прочтя ни одного пояснения, и, тем не менее, получить определенное представление о том, насколько новаторским был театр Курбаса в 20-е годы ХХ века. Ведь и сейчас, по прошествии почти 100 лет, его сценография не выглядит устаревшей. Но еще интереснее изучать экспозицию в неспешном темпе, рассматривая фотоархивы, вчитываясь в рецензии критиков и отзывы зрителей, исследуя разнообразные мультимедийные материалы, погружаясь в миры созданные Курбасом.

Фото: Мистецький Арсенал / Богдан Пошивайло

А чтобы еще глубже войти в материал, стоит посетить хотя бы несколько мероприятий из специальной программы выставки. Как анонсировала одна из кураторок экспозиции Вирляна Ткач (режиссерка театра «Яра мистецька група»), особенно интересными для неакадемического разговора о наследии Курбаса будут блиц-фестиваль KURBAS 10X10, в рамках которого 10 театров представят 10-минутные перформативные рефлексии на тему творчества режиссера (даты пока не объявлены), и музыкальный перформанс от «NOVA OPERA» на тему утраченной композиции из спектакля «Газ» (11 ноября).

Выставка в «Курбас. Нові світи» в Арсенале работает до 2 декабря 2018 года. Рекомендуем также заглянуть на камерную выставку «Ексцентрика та экспресія. Українська авангардна сценографія», которая находится буквально через дорогу от Арсенала, в Музее театрального искусства – она открыта до 7 декабря 2018 года.

Ксенія БілашКсенія Білаш, редакторка відділу "Культура"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram