ГоловнаКультура

​Дмитро Левицький, Pic pic: "Пострадянське місто - це агресивне середовище"

Иммерсивный театр - относительно новый формат для украинской аудитории. Такому театру обычно не нужны помещения, ведь, прежде всего, это путешествие-приключение в городе. Одним из немногих иммерсивных театров в Киеве является Pic pic.

Pic pic - это истории в городе и о городе, которые рассказываются в формате аудио-прогулки в наушниках. Ты слышишь не только историю и музыку, но и указание к действию: куда-то зайти или повернуть. Это сочетание квеста, перформанса, театрального зрелища и чего-то личного для каждого.

Мы поговорили с сооснователем Pic pic Димой Левицким об особенностях аудиопрогулок, городе как метафорической декорации и о том, в чем состоит агресивность постсоветских городов.

Фото: Facebook / Hronotop.UA

С чего началась история Pic pic?

Pic pic мы начали заниматься два года назад вместе с Петром Армяновским. В Центре визуальной культуры была выставка “Візит привідів”. Кураторка Катерина Мищенко пригласила меня сделать некую перформативную прогулку на тему насилия на улицах. До этого я знал про историю Менделя Бейлиса (в 1913 году работника кирпичного завода обвинили в ритуальном убийстве 12 летнего мальчика - прим.авт). Сама история и тема мне нравились, я предложил сделать это в форме аудио-прогулки.

Есть спектакль-променад, а есть ваши аудиопрогулки. Чем они отличаются?

Я бы не хотел структурировать весь личный опыт участника аудио-прогулки в нарративную часть, где есть актеры, которые разыгрывают для тебя что-то. Во-вторых, важен сам факт прогулки, когда люди попадают в среду города и имеют возможность побыть вместе и поузнавать этот город. Мы не создаем дополнительных декораций, у нас нет актеров-героев, которые как-то играют с участниками. Единственное - в некоторых аудио-прогулках присутствует перформанс. Например, в “Майдан. Прогулка” участвует перформерка Катя Пономаренко, она совершает определенные действия, но она ни в коем случае не актриса.

Во время аудиотура с помощью наушников ты отключаешься от привычной среды города, но это всё равно может напоминать прогулку по улицам, которую ты бы совершал (или совершаешь) каждый день. В это время ты окружен незнакомцами и вы гуляете вместе. Насколько важна компания, с которой ты совершаешь аудиопрогулку?

Тут есть несколько аспектов. Если мы говорим о театре, то это определенное пространство, в котором отведено место для просмотра спектакля. Люди, приходя в театр, уже знают о ритуалах, которые нужно соблюдать. Обычно ты сидишь на своем месте, если ты хочешь выразить эмоцию - аплодируешь и т.д. Театр - это очень ритуализированное пространство. Во время прогулки мы тоже попадаем в некое пространство, но в нашем случае оно не настолько ритуализированное. Нам известен город. По всей видимости, известны улицы, по которым мы совершаем прогулку, но самое важное - у нас есть право на город. Возможность собраться вместе: 10 или 25 человек, в Славутиче вообще было 50. Это какое-то количество людей, не знакомых между собой, которые хотят прогуляться по местам общественного пространства. Ты можешь сделать это один или в коллективе.

Фото: Facebook / Pic Pic

Обычно мы апеллируем к этому двойному плану: люди гуляют одни, потому что закрыты наушниками, через которые ими руководит голос, и вместе с этим, они знают, что идут с другими людьми – их объединяет общий голос, но они чувствуют что-то совсем другое. Сами прогулки выстраиваются таким образом, чтобы ты мог совершать определенное действие как один, так и с другими.

Проект, который вы создали в Старобельске в рамках художественной резиденции Изоляции “Смена: Импульс”, вы делали мобильным приложением. Он есть в свободном доступе и каждый даже в Киеве может прогуляться по воображаемому Старобельску.

Да, это совершенно другой формат. Эта аудиопрогулка была изначально задумана как мобильное приложение. Мы хотели познакомить широкий круг людей со Старобельском. Перед нами стояла не художественная задача, а скорее, социальная. То есть, нужно было показать какой-то культурный код города. Многие воспринимают Старобельск через писателя Сергея Жадана. Он там родился, вырос и написал роман “Ворошиловград” об этих местах. Ярослав Лодыгин этот роман экранизировал - “Дикое поле” может “выстрелить” этой осенью. Мы решили остановиться на этой популярной теме.

Мы хотели, чтобы аудиотур был доступен и “остался” там. Но чтобы проводить прогулки, нужно иметь свою аппаратуру: наушники, приемники. Мобильное приложение оказалось хорошим решением - можно послушать часть гида из Киева, а в Старобельске пройти тур с помощью геолокации.

“Старобельск. До премьеры” – это рассказы местных жителей о своем участии в фильме “Дикое поле”. Если до этого у ваших аудио были конкретные герои, которые ведут по маршруту, то здесь совсем другой способ нарратива и рассказа истории.

Неделю мы собирали информацию и проводили интервью. Сама форма интервью - это не новый формат, нам труднее было с техническим моментом. Местные жители рассказывали о своем участие в фильме “Дикое поле”, часто они вспоминали какие-то локации в городе и мы наносили их на карту. То есть, делали аудио-тур по рассказам жителей Старобельска. Мы делали это в жестком документальном формате: ты ждешь, что вот-вот тебе человек расскажет и ничего не переписывали, максимум - вырезали текст.

Скриншот приложения
Скриншот приложения

По-другому бы и не вышло, ведь кто бы лучше местных жителей мог рассказать о своем городе? Чтобы написать текст самостоятельно, нужно было больше вжиться в культурный ландшафт. Поэтому мы сделали некую платформу, где местные жители могли высказаться о своем городе и поделится чем-то личным.

В новой аудиопрогулке “После рейва”, который был реализован во время проекта CSM “4 дня в дороге”, тоже не будет одного героя и четкого нарратива. Расскажи о нем, почему рейв и почему ты выбрал именно утреннее время для аудио прогулки.

Мне давно интересен феномен рейва. Мне кажется, в Киеве он играет очень важную культурную и, возможно, в какой-то мере, медийную роль. За 5 лет сформировалась своя сцена, культурная сеть, у которой есть свои герои, игроки. Это автономное поле, которое не требует поддержки, например, от государства или фондов. Наоборот, только бы не мешали. Меня очень вдохновляют Brave factory, Strichka (фестивали электронной музыки, организовывает команда Closer - прим.авт), Схема, потому что они родились от народного желания, а не какого-то чиновника. Рейв-культура никогда не может возникнуть из-за государства. Поэтому я расцениваю рейвы как подлинную низовую культуру, в хорошем смысле андеграундную.

Но рейвы - это не только о музыке. Например, организаторы Brave Factory одновременно создают новые городские площадки и переосмысливают сам город. В этом году фестиваль проходил на заводе Киевметрострой. Схема будет проходить с Boiler Room (формат закрытых вечеринок, которые транслируют по всему миру - прим.авт) на бывшем заводе Tetra Pak, где этого никогда не делали. Это мировая практика, когда музыкально-артистическое движение переосмысливает город. Поскольку я занимаюсь как городом, так и музыкой, мне рейв интересен. Я давно хотел попробовать создать утреннюю прогулку. Мне кажется, что у людей, которые тусуются всю ночь, интересная оптика. Есть аудио-визуальная усталость, но утром ты замечаешь многие вещи. Я решил это соединить.

Фото: Facebook / Pic Pic

Город утром еще может быть более-менее комфортным и приятным, но с минуты на минуту он превратится в некую агрессивную среду. Город вообще, особенно если мы говорим о постсоветских городах, это агрессивная среда. Тяжело представить, что пешеходу приятно гулять и ходить: Киев захламлен машинами и беспорядочными парковками.

Во многом эта прогулка – некий мост от безмятежности и безопасности (потому что рейв – это безопасное состояние) к агрессивной среде, другой звуковой экологии.

Прогулки будут проходить по постмодерным дворам и маленьким кварталам Подола, которые были застроены в 1980-х,а заканчиваться будут на Рыбальском мосту.

Музыку пишет Heinali (Олег Шпудейко) и это будет пост-рейв саунд, который звучит на протяжении всей прогулки.

У нас предполагается ряд интеракций, одна из них состоит в том, что мы будем завтракать. Это будет “завтрак рейвера”. Я даже спрашивал у диетолога, какой завтрак наиболее полезный для людей, которые тусили всю ночь. Нужно выводить антиоксиданты, так что это клетчатка, фрукты, зеленый чай и вода. У всех будет вода во время прогулки.

Вообще, в этой аудиопрогулке человек довольно свободен. Единственное - нужно не отходить далеко от группы, потому что тогда может пропасть звук на приемнике.

Когда ты сравнивал аудиопрогулки с театром, говорил о четких декорациях. Аудиопрогулка, на первый взгляд, - это всегда что-то разное. Ты не знаешь, кого встретишь по дороге, например. Но декорации - улицы - остаются.

Декорация - это все-таки то, что специально поставлено в определенном месте и времени, чтобы дополнить высказывание. Например, на сцене стоит дерево, потому что на сцене Красная Шапочка. В городе дом и столб стоит постоянно, вне зависимости от того, о чем мы рассказываем. Я бы не сравнивал эти понятия, но в метафорическом термине весь город можно назвать декоративной средой.

Мне кажется, если ты поучаствуешь в одной и той же аудиопрогулке второй раз, восприятие истории будет совершенно другое, потому что ты начнешь искать детали.

Это интересно в том случае, если у тебя есть опыт места. Например, Майдан. У многих людей, которые живут в Киеве или Украине, есть стойкое эмоциональное отношение к месту. Когда ты там гуляешь, ты воспринимаешь место через фильтры эмоционального коридора. А если ты гуляешь по улице Полтавской и никогда там не был, то, по всей видимости, слово “декорации” может быть применимо. Ведь твое воображение создает декорации. Ты сам воссоздаешь эту картину - баррикад на Майдане - и начинаешь гулять по этому месту, исходя из визуального воображения. Так это и работает со слушателями, с помощью аудио у тебя меняется восприятие. Аудио - это дополненная реальность.

Какие аудиотуры ты еще хотел бы сделать?

Мне было интересно сделать какой-то детективный сериал в подкасте, основанный на реальных событиях. О следующих аудио-прогулках еще не думал.

Оксана СеменікОксана Семенік, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram