ГоловнаКультура

Фестиваль "Конструкція": розгойдати Дніпро

За пять лет существования мультидисциплинарный фестиваль «Конструкция» закрепил за собой образ экспериментальной культурной площадки в Днепре. Команда проекта экспериментирует как с локациями (проводя события как в музеях, так и в промзоне или научной библиотеке), так и с форматами (привозя в Днепр художников и музыкантов из разных стран и контекстов).

LB.ua съездил в Днепр и делится впечатлениями от фестиваля.

Дворец Ильича в Днепре
Фото: Facebook / Construction Festival
Дворец Ильича в Днепре

Несмотря на то, что Днепр – один из самых больших украинских городов с развитой инфраструктурой, его повседневная жизнь отнюдь не изобилует культурными активностями. Современную культурную сцену в Днепре представляют буквально пара галерей, один арт-центр, один андеграундный клуб, и один фестиваль – «Конструкция».

Программа «Конструкции» объединяет в себе визуальное искусство, музыку, перформативные практики и урбанистику. Именно урбанистика и работа с городской средой – важная особенность проекта, поскольку большая часть местной творческой молодежи учится в архитектурной академии (других культурных вузов в городе нет).

Своей локации у «Конструкции» нет, фестиваль каждый год работает с разными площадками: среди них – как музеи и галереи, так и локации с интересной архитектурой и историей вроде городского аквариума или научной библиотеки. По словам организаторов, такой подход помогает им вовлекать новую аудиторию. «Локации, которые мы выбираем – одновременно и элемент нашего общения со зрителем, – говорит соосновательница фестиваля «Конструкция», культурный менеджер Катерина Русецкая. – Мы стараемся, чтобы люди, приходя на наши события, открывали для себя новые места и форматы. Работа с местным контекстом и людьми кажется мне одной из главных задач любого культурного фестиваля, расположенного не в столице».

Открытие пространства "Сцена", выступление группы Зелені сестри
Фото: Facebook / Construction Festival
Открытие пространства "Сцена", выступление группы Зелені сестри

В этом году среди локаций проекта были галерея «Артсвит», местный художественный музей, арт-центр «Квартира», андеграунд-клуб «Модуль», пространство «Сцена» в парке им. Шевченко и т.д. Но пожалуй, главная удача фестиваля в этом смысле – работа с ДК им. Ильича, уникальным монументальным конструктивистским зданием в промзоне Днепра, где в рамках «Конструкции» состоялась масштабная рейв-вечеринка и дискуссия «Ревитализация публичных пространств» от киевской культурной инициативы «Де Не Де».

У ДК им. Ильича богатая история: в советское время это было знаковое для города место с самой большой сценой в Днепре, где проводили многочисленные концерты и партийные съезды. После распада СССР дворец культуры начал приходить в упадок, денег на его реставрацию не было. Более 10 лет здание простояло фактически заброшенным. В прошлом году его продали в частные руки. Пока ДК им. Ильича остается закрытым для публики – часть его огромного помещения открыли всего на два дня, специально для событий «Конструкции».

Реальность vs. Иллюзия

Тема фестиваля в этом году – «Реальность». По словам организаторов, изначально планировали поработать с темой «Иллюзия» (настолько иллюзорной иногда кажется и культурная жизнь Днепра, и вклад в нее культурных фестивалей). Но в итоге остановились на теме реальности. «Мы периодически спрашиваем себя, насколько вообще реально все, что мы делаем, меняет ли это что-то в культурной среде Днепра, – говорит Катерина Русецкая. – Эти рефлексии, конечно, отражаются и на программе фестиваля».

Выставка Даниила Галкина
Фото: Facebook / Construction Festival
Выставка Даниила Галкина

Ключевыми событиями визуальной программы «Конструкции» стала групповая выставка «Реальность», часть которой прошла в галерее «Артсвит», а другая – в местном художественном музее, а также персональная выставка одного из самых известных молодых художников из Днепра Даниила Галкина «Аудитория самообразования». «Реальность» стала результатом короткой 10-дневной резиденции в рамках фестиваля. Согласно замыслу кураторки Катерины Русецкой, художники (Алина Якубенко, Даниил Галкин, Добрыня Иванов, Митя Чуриков, Катерина Берлова и Олеся Оникиенко, Korinsky и группа Fantastic Little Splash) исследуют границы реальности в мире «альтернативной правды» и fake news. «Это наш третий опыт арт-резиденции, – говорит Русецкая. – Формат работы, когда художники приезжают и работают с локальны контекстом, показал себя очень продуктивным».

Дополнял выставку «Реальность» в музее небольшой персональный проект Даниила Галкина. Художник построил «Аудиторию самообразования», напоминающую классную комнату, где разместил ряд предметов, отсылающих зрителя к сводам правил и норм. Среди них – школьные парты, доска, и ряд различных измерительных приборов. «Каждый, кто хоть раз сталкивался с госучреждениями, понимает ее бюрократическую логику, – говорит Галкин. – Она позволяет принимать решения, но лишь до тех пор, пока они кем-то оттуда утверждаются. Эта фиктивная демократия в любой момент может быть отменена по указке сверху».

Выставка Даниила Галкина
Фото: Facebook / Construction Festival
Выставка Даниила Галкина

Музыкальная программа «Конструкции», помимо рейва в ДК им. Ильича, отметилась очень смелым для Днепра концертом фрик-персонажа, андеграундного исполнителя в стиле «гей-шансон» Александра Залупина в клубе «Модуль», а также несколькими концертами экспериментальной музыки.

Кино в программе «Конструкции» в этом году почти не представлено, разве что на территории открытого пространства «Сцена» в местном парке Шевченко прошел кинопоказ фильмов от фестиваля «86». Судя по количеству пришедших на него, определенный голод по хорошему кино в Днепре тоже есть.

Кстати, пространство «Сцена» Kultura Medialna (организатор «Конструкции») построила прошлым летом, запустив ради этого краудфандинг. А в этом году локация попала в шорт-лист премии European Prize for Urban Public Scene, которую присуждают за лучший в Европе проект публичного пространства. 20 июня в Барселоне команда Kultura Medialna получила специальный приз за проект «Сцены».

В целом программа «Конструкции»-2018 меньше, чем в предыдущие годы. Но наличие в ней разных по формату и направленности событий, при этом связанных заглавной темой, подтверждает роль фестиваля как площадки для эксперимента.

Маленький фестиваль в большом городе

Несмотря на свое место на культурной карте Днепра, фестиваль продолжает оставаться достаточно камерным. У него есть своя лояльная аудитория, состоящая в основном из сообщества художников, архитекторов, урбанистов и т.д. Но большую часть более широкой аудитории фестиваль по-прежнему как бы обходит стороной.

Рейв во время фестиваля "Конструкция"
Фото: Facebook / Construction Festival
Рейв во время фестиваля "Конструкция"

По словам Катерины Русецкой, команда проекта все же старается привлекать нового зрителя, вводя в программу события разных форматов. «Мы пытаемся взаимодействовать с публичной средой, иногда вплоть до того, что физически «сталкиваем» аудиторию с искусством, – говорит сооснователь «Конструкции Андрей Палаш. – Однажды мы сделали выставку на Южном вокзале, и люди сталкивались с медиаартом, как только выходили из электрички».

Вместе с тем Палаш и Русецкая говорят, что никогда не ставили перед собой цели стать громким масштабным фестивалем. «Мы часто шутим, что «Конструкция» так органично вписана в городской контекст Днепра, что город почти не ощущает, когда проходит фестиваль», – смеется Палаш.

Современная культурная сцена Днепра – небольшая и очень герметичная. Лишь в последние годы начали появляться новые культурные инициативы (среди них и Kultura Medialna, и галерея «Артсвит», и клуб «Модуль», и независимые кураторы, например, Екатерина Семенюк, ранее работавшая в днепровской «Я галерее»).

Андрей Палаш
Фото: misto.news
Андрей Палаш

Одним из главных процессов последних лет в культурной среде Днепра Катерина Русецкая называет переосмысление отношений между культурными операторами. «Долгое время мы все не могли понять, друзья мы или конкуренты, – вспоминает Русецкая. – Сейчас же все становятся открытее, мы дружны и помогаем друг другу. Нас так мало, что ни о какой конкуренции речи быть не может».

Катерина Русецкая
Фото: misto.news
Катерина Русецкая

Пока о культурном ренессансе Днепра говорить рано, но местные арт-институции учатся действовать сообща: например, галереи и музеи становятся принимающими локациями в рамках «Конструкции». На фестивале также дебютируют молодые коллективы из Днепра, например, Fantastic Little Splash или арт-группа 012345678910.

Краеугольный камень для независимых культурных инициатив – бюджет. Учитывая, что большинство мероприятий в рамках «Конструкции» бесплатные, этот вопрос для фестиваля актуален вдвойне. «Основную часть бюджета составляют гранты, - говорит Андрей Палаш. – Из-за этого иногда приходится менять или урезать программу». Так, за 5 лет работы команде Kultura Medialna приходилось делать фестиваль и на 200 тыс. грн, и на 1 млн грн. Бюджет фестиваля в 2018 году – до 500 тыс. грн (частично фестиваль профинансировала горадминистрация Днепра, остальное – грантовые деньги).

Невзирая на финансовые сложности, менеджеры организаторы говорят о планах по развитию фестиваля. «Сейчас появляются новые возможности для культурных операторов, мы надеемся, что их станет больше, тогда и мы сможем сделать больше», – резюмирует Андрей Палаш. Kultura Medialna также планирует развивать пространство «Сцена», готовит там отдельную программу событий на лето. А также думает над идеей создания современного культурного центра в Днепре.

«Конструкция» - однозначно интересное явление на украинской культурной карте. Как с точки зрения того, что и в герметичной среде (в подчас и благодаря ей) иногда появляются новые имена и явления, так и в контексте формата «маленького фестиваля в большом городе». Камерность и гибкость позволяет фестивалю, не теряя своей лояльной аудитории, одновременно захватывать и новую, постепенно меняя таким образом культурную сцену Днепра from the bottom up. Появление в последние годы в Украине все новых и новых локальных культурных фестивалей говорит о том, что такая стратегия развития местной культурной сцены дает свои результаты. Во всяком случае, многолетняя риторика о «культурном вакууме в регионах», наконец, перестает быть актуальной.

Анастасія ПлатоноваАнастасія Платонова, Журналістка, незалежна культурна критикиня, редакторка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram