ГоловнаКультура

"Золота Дзиґа": з чого складається український "Оскар"

Украинские кинематографисты тщательно полируют каминные полки. Новоиспечённая Украинская Киноакадемия румяным колобком уверенно катится к первому вручению "Золотых Дзиг", - нашему новому, первому и, надеемся, не последнему аналогу "Оскара" и множества других национальных кинонаград.

Сергей Ксаверов , Кинокритик

Фото: mediananny.com

Первые "Золотые Дзиги" будут вручаться 20 апреля. Это поздно. Мировая кинообщественность раздаёт призы близко к смене календарных годов и обычно управляется с этой задачей к концу февраля. Украинской киноакадемии в начале года официально ещё не существовало. Но возникнув два месяца назад, она героическими усилиями успела всё: набрать состав, учредить номинации, определиться с фильмами-претендентами и даже представить внешний вид награды. Создаётся впечатление, что 2016 год был таким исключительным в украинском кино, таким прорывом, что успеть наградить самых достойных творцов кинореволюции было просто необходимо.

При всём кажущемся обилии национальных кинонаград, они достаточно чётко разделены на некоторые группы, которые почти не смешиваются. У них собственные правила и признаки, позволяющие, даже не вникая в детали, сказать какая именно награда перед нами. С "Золотой Дзигой" это сделать совсем непросто.

Академики

Национальные кинопремии обычно делятся на два вида. Одни вручаются ассоциациями критиков, другие даёт сама индустрия. Во многих странах существуют и те, и те. Например, в Дании "Бодиль" вручается от критиков, а "Роберт" — награда от тех, кто производит кино в этой стране. Первая — намного известнее и считается престижней. Но в странах, где традиционно сильная киноиндустрия, премия от "своих" — важнее и почётнее. Таковы "Оскар", французский "Сезар", испанская премия "Гойя", мексиканский "Ариэль" и многие другие. Все они вручаются национальными киноакадемиями по результатам голосований своих членов. Иногда критики пытаются нанести ответный удар, но успешно делают это чаще даже не наградами, а списками. Например, финальной десяткой года от французского Cahiers du Cinema или итоговым списком года от японского Kinema Junpo, одного из старейших киноизданий в мире, существующего с 1919, а отмечающего лучших с 1927 года. Единственная всемирно известная премия от прессы — американская. Это "Золотой Глобус".

Фото: bgr.com

"Золотая Дзига" — профессиональная кинопремия, но трактовка понятия профессионалов от кино в регламенте Украинской Киноакадемии очень широкая. В состав киноакадемии могут войти и профессионалы, и критики, и даже меценаты и спонсоры. Все академики, которых пока что 241 человек, делятся на четыре категории. Те, кто непосредственно участвует в создании фильмов, входят в первую категорию, кинокритики и дистрибьюторы — во вторую, а меценаты — в третью. инокритики и дистрибьюторы — во вторую, а меценаты — в третью. Право голоса при этом имеют только первые две категории. При этом в регламенте премии не говорится о том, что третья и четвертая категории права голоса лишены - эту информацию нам подтвердили представители киноакадемии.

То, что Украинская Киноакадемия объединила под своей крышей всех, кажется по-своему логичным. Профессиональная премия убыточной, судя по всему, индустрии, с продукцией которой массовый зритель мало знаком, выглядит издевательством над украинским кино. С поддержкой критиков, кинодистрибьюторов и правления кинофестивалей такая премия выглядит весомее. Появление "меценатов и спонсоров" украинского кино в Киноакадемии — вообще нонсенс. Но, видимо, академики решили, что эти святые люди должны получить хотя бы моральное удовлетворение от своей деятельности.

Всё это говорит о том, что у нас не видят различий между видами кинопремий. Те, кто делает кино, и те, кто его смотрит, во всём мире раздают свои награды отдельно. Нынешний состав академии – это очень большое фестивальное жюри с некоторыми девиациями, но не киноакадемия, которая будет вручать профессиональную премию.

Номинации

20 апреля "Золотую Дзигу" выдадут в 13 номинациях, если не считать почётного приза за вклад в кино (его получит актриса Лариса Кадочникова). И если в количестве номинаций "Дзига" демонстрирует скромность, то в в качестве их – необъятную широту взглядов. Например, актёрские работы как в полнометражных, так и в короткометражных фильмах номинируются в одной категории. И в самом деле, не экранным же временем исчисляется качество актёрской работы. Награда за короткий метр вручается только игровым фильмам. На фоне бума документального кино в Украине это выглядит немного странно, но это решение, видимо, стоит отнести к проблемам роста.

Номинанты в категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссер"
Фото: Скриншот сайта Украинской киноакадемии
Номинанты в категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссер"

13 номинаций – это немного. При этом у "Дзиги" нет так называемых "технических" номинаций, которые, как правило, присутствуют в наградах, вручающихся киноиндустриями, — звук, монтаж, визуальные эффекты, грим, костюмы и т.д.

Их отсутствие снова приводит к тому, что в своем нынешнем виде украинская кинонаграда не выглядит как профессиональная кинопремия. Её номинации – стандартный набор категорий фестивальных или кинокритических наград, которые вручаются преимущественно за "артистические" достижения.

Однообразность номинаций вообще характерна для многих премий. Но не так уж и мало киноакадемий в мире имеют свои собственные, иногда уникальные номинации. Одна из норвежских "Аманд" выдаётся, например, по результатам голосования публики. Существуют награды за "лучший актёрский ансамбль", "за лучший дебют", "многообещающему актёру", детские награды и пр. Самые интересные номинации – те, которые учитывают особенности кино той или иной страны. Например, в Гонконге и Тайване выдают призы лучшему хореографу боёв.

Этот принцип Украинская Киноакадемия должна взять на вооружение. У нас можно было бы выдавать "Золотую Дзигу" за "Найкраще Пирогово" или за "Найбільш мальовничі Карпати". Борьба за эту награду обещает быть очень напряжённой.

Награда

Закономерный финал – вручение статуэток, визуального и материального воплощения если не успеха, то признания среди коллег. Награды киноакадемий бывают совершенно разные. От ироничного нидерландского "Золотого тельца" до умопомрачительного шведского "Золотого скарабея", групповые фотографии лауреатов которого напоминают симпозиум исследователей редких насекомых. От напоминающего автомобиль после встречи с прессом французского "Сезара" до очень лаконичного "Оскара". Последний, кстати, — одна из немногих наград, которую можно небрежно засунуть в задний карман брюк, произнося благодарственную речь, и при этом, пожалуй, единственная, к которой такого отношения дождаться почти невозможно.

Большинство киноакадемий как будто превентивно создали статуэтки, с которыми на публике только и можно что стоять, держа их в руках. Большинство наград профессиональных академий – золотые. Награда от индустрии должна быть притягательной на самом базовом уровне. Она должна блестеть и манить глаз. Мало кто отходит от этого правила. Награды от критиков, если вообще имеют материальное воплощение, обычно куда скромнее. Стеклянный диск Лондонского круга кинокритиков или фарфоровая статуэтка упоминавшейся датской награды "Бодиль" — это ещё богатые премии. Более типичны почётные грамоты или просто объявления победителей.

"Золотая Дзига" — действительно золотая. Во всяком случае, таковой выглядит. И да, насчёт заднего кармана тут тоже подумали. Ее внешний вид — одна из немногих черт нашей премии, которая действительно сближает ее с профессиональными кинонаградами.

Фото: Украинская киноакадемия

Статуэтка работы потомственного украинского скульптора Назара Билыка, издали напоминающая гуся, проглотившего и активно переваривающего кубик Рубика, отражает динамичное развитие современного украинского кинематографа.

***

Кинонаграды – это хорошо и правильно. И чем больше их будет, тем лучше. И в целом с "Золотой Дзигой", если не считать даты вручения, состава академии, списка номинаций, принципа номинирования и самой статуэтки, — всё в полном порядке. Примерно в таком, в каком находится и украинское кино. Естественно, "Золотая Дзига" ещё будет меняться, как это случается со многими кинопремиями в первые годы существования. И будем надеяться, что к лучшему.

Сергей Ксаверов , Кинокритик