ГоловнаКультура

"Інфоголік": Погані новини

В украинском прокате - первый фильм 2017-го, который может претендовать на звание “народного хита”, или хотя бы к нему приблизиться. Украинские кинематографисты осваивают кассовые жанры, и “Инфоголик” Валентина Шпакова и Владислава Климчука - это комедия.

LB.ua, впрочем, не увидел в фильме ничего смешного.

Фото: kino-teatr.ua

Формально, “Инфоголик” вполне тянет на сенсацию в украинском кино начала 2017-го: он снят без государственной поддержки, в его основе лежит весьма приличная идея и он получил приличные кассовые сборы за первый уик-энд. По сообщению продюсера фильма Ивана Букреева, за первые выходные проката он собрал 1,83 млн грн (а к концу второго уик-энда - 4,37 млн грн.). Социальные сети пестрят положительными отзывами, да и на самих показах заметно, что создатели “Инфоголика” умело дергают за струны зрительской души - зал, в котором фильм смотрел автор этого текста, хохотал все полтора часа.

В фильме, по сути, две сюжетные линии, которые переплетаются лишь за счет общего главного героя и сцены, с которой запускается одна из них.

Главный герой Максим (Евгений Янович) - молодой и перспективный менеджер в инвест-агентстве, занимающемся поиском стартапов, куда можно выгодно вложить деньги. Максим постоянно сидит в соцсетях и потребляет новости, откуда только можно - из телевидения, печатных бесплатных газет, онлайн-СМИ и прочего. Это помогает ему в работе - ведь так он остается в курсе всех событий и может быстро принять правильное решение, но пускает под откос его личную жизнь: поглощенный информационными потоками, Максим напрочь игнорирует свою жену Машу (Елена Борозенец), которая пытается сообщить ему, что ждет ребенка.

Несмотря на романтическую составляющую, более важными в фильме становятся приключения Максима на работе, когда в один прекрасный день все новости “сбываются” в момент их прочтения. В фильме даже вспоминают “Шоу Трумана”, что свидетельствует о том, что создатели “Инфоголика” обладают определенной долей самоиронии и понимают, что не первыми вскочили в поезд критики информационного общества.

Впрочем, и критики-то никакой нет: хороший замысел комедии о человеке, который внезапно сталкивается с реальностью опубликованных кем-то где-то пикселей, распадается на набор сценок с шутками разной степени оскорбительности.

В “Инфоголике” три женских персонажа, но даже так фильм не пройдет известный тест Бехдель. Жена главного героя исполняет роль мебели (не только в жизни Максима, но и в реальности сценаристов), и вся ее жизнедеятельность сконцентрирована на том, чтобы рассказать мужу о беременности. Соответственно, и диалоги с подругой (которую играет Анастасия Касилова) вертятся только вокруг главного героя. Третий персонаж - секретарь в офисе, чья главная цель - выйти замуж за богатого мужика. В связи с этим в фильме произносится много тематических шуток, за авторов которых порой становится по-настоящему стыдно. В уста этой же героини сценаристы вкладывают расистскую шутку, которая якобы должна стать еще одним кирпичиком в стену самоиронии. Но не становится: зрители воспринимают эту шутку не как надстройку над сюжетом и ироничную критику украинского общества, которое не отличается толерантностью, а как естественную часть реальности фильма.

Что с мужчинами? Есть ключевой тандем: главный герой и его смешной друг Сеня, который мечтает заработать миллионы на своих запоздавших изобретениях. Чтобы сделать друга смешнее, на него цепляют идиотский парик и пишут все реплики на суржике. Сеня пытается помочь Максиму решить его проблему - ведет его к “экстрасенсу”, например, которого играет Павло Зибров (камео Зиброва, к слову, - единственное, что в “Инфоголике” смотрится прилично, если это слово вообще тут применимо).

Есть два карикатурных сотрудника компании, где работает Макс, - совершенно не нужные для сюжета герои, задача которых - комментировать происходящее. Есть начальник Максима, с которым связана гомофобная сюжетная линия - опять-таки, сценаристы, кажется, пытались высмеять носителя гомофобии, но сделали это так, что объектом насмешек стал сын-гей начальника, но не он сам.

Но главное - что протагонист, Максим, никак не меняется на протяжении фильма. То есть, да, в конце он обязательно исправит свою ключевую ошибку, но это никак не будет отражено в его характере. Мы должны просто принять на веру, что Максим пережил определенную трансформацию, потому что уже посмотрели сто подобных комедий и знаем, что, по канонам жанра, это должно случиться. Но Максим как был картонным хипстером в начале фильма, так им и остался.

И, наконец, финальное - тот факт, что в Максиме невозможно хоть немного узнать реального человека, стоит бок о бок с фактом, что и реальность в “Инфоголике” неузнаваемая. Проблема та же, что и в “Правиле боя” - есть антураж Киева, есть троллейбусы, верстка газеты “Вести” (которую пытались замаскировать, но плохо), реклама газеты “Сегодня” (НЛО TV, на котором выходят выпуски юмористической студии "Мамахохотала", создателя этого фильма,, входит в медиа-холдинг “Украина”), какие-то отдаленно напоминающие об Украине новости, но в целом - ни одной зацепки за реальность. Конечно, никто не просит вставлять в фильмы кадры с Майдана или врезки из настоящих новостей, но напрочь выхолащивать жизнь из фильма тоже кажется не самым удачным решением.

Впрочем, самым грустным остается то, что если с деталями быта и характерами персонажей создатели “Инфоголика” промахнулись, то с сексистскими, гомофобными и расистскими шутками они попали в цель: судя по реакции зрителей, по-настоящему убедительной оказалась реальность, где геи - маргиналы, чье присутствие нужно высмеять; чернокожие французы - оксюморон, а женщины - бестолковые охотницы за кошельками или зацикленные на своих мужьях существа.

В прокате с 2 марта.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram