ГоловнаКультура

Міністерство фрустрації

Министерство культуры Украины продолжает доказывать, что культура ему не нужна. Недавние заявление министра и вице-премьера по гуманитарным вопросам Вячеслава Кириленко лишний раз подтверждают этот тезис. В частности, он заявил, что в этом году Минкульт будет поддерживать только события, связанные с АТО и непосредственной помощью украинским военным, а также, что он попытается увеличить бюджет украинского кино с тем, чтобы в Украине снимали больше фильмов на военную тематику.

Несомненно, поддержка армии и боевого духа наших солдат, о которой говорит Кириленко, – это благородное и необходимое дело, и мы снимаем шляпу и расписываемся в бесконечном уважении перед теми, кто этим занимается. Министр может лично заняться поддержкой АТО при желании. В свободное от работы время. Но стоит ли ему заниматься единоличным регулированием в сфере культуры?

Фото: Макс Требухов

Штука в том, что настоящая поддержка наших бойцов в АТО и нашей страны в целом заключается не только в организации концертов на фронте и госпиталях. Она заключается еще и в том, чтобы дать культурной сфере как можно больше шансов на выживание и развитие с тем, чтобы в результате своей работы она формировала сознание и критическое мышление украинцев, без которых не состоится Украина. О механизмах такой работы Минкульта Кириленко не проронил ни слова за то время, что находится на посту министра культуры.

Вместо того, чтобы в манере школьного учителя диктовать художникам темы для домашних сочинений, Кириленко следовало бы перестать регулировать и ограничивать и без того до смерти зарегулированную сферу, а дать ей свободно вздохнуть. Вряд ли среди многочисленной армии украинских художников, кинорежиссеров, исполнителей и других артистов не найдется тех, кто захочет поддержать свою страну и бойцов АТО в частности. И – можете себе представить – для этого им даже не нужно благословение главы Минкульта. Это подтверждают фильмы “Вавилона’13”, фильмы “Добровольцы Божьей Четы” и “Война за свой счет”, многочисленные выступления музыкантов в зоне АТО и так далее.

Нынешние заявления Кириленко – это признак того, что он руководствуется устаревшими принципами в сфере управления культурой. В этом плане знаковой является его реплика в одном из интервью – Вячеслав Анатольевич сказал, что тоже относится к “менеджерам культуры”, ведь был вице-премьером по гуманитарным вопросам и состоял в комитете Верховной рады по вопросам культуры и духовности. Из этого можно сделать вывод, что наш министр культуры считает, будто менеджер культуры занимается государственным регулированием в подведомственной сфере. Тогда как настоящие менеджеры занимаются выживанием этой самой культуры в условиях государственного регулирования.

Итак, в этом году Минкульт будет финансировать только те события, которые связаны с поддержкой АТО – при этом неясно, что такое “поддержка” в данном случае. “Пока в стране российская агрессия, мы не можем работать, как в мирное время, и культуры это тоже касается”, - заявил министр. Означает ли это, что, к примеру, государство не поддержит в этом году, например, кинофестиваль “Молодость”, который дает возможность для развития украинского кинематографа?

Кроме того, министр заявил, что будет просить об увеличении финансирования украинского кино в этом году – до 130 млн грн. Но при этом добавил, что призывает “возобновить съемки украинского кино – в основном телекино и телесериалов, которые по нашим телеканалам будут прославлять борьбу наших военных”. И снова напомнил, что культура не может оставаться в стороне от происходящего и должна высказывать свою позицию.

Кажется, очевидным, что культура никому ничего не должна и, прежде всего, не должна она министру культуры, решившему, что в нынешнее неспокойное время лучше всего будет не проводить политику, направленную на развитие государства, а законсервироваться в кажущейся ему актуальной риторике. Спору нет: это популярная позиция, которая найдет своих сторонников.

Непопулярная позиция – направить все оставшиеся в Минкульте силы (и не обязательно финансовые) на развитие украинской культуры во всех ее проявлениях. Дать художникам (в самом широком смысле слова – и режиссерам, и композиторам, и исполнителям) максимальную свободу, чтобы они не из-под палки прославляли кого-то, а создавали действительно яркие произведения, которыми будут гордиться в том числе и участники АТО, которым нужно куда-то возвращаться. Постараться разрегулировать сферу, дать возможность культурным учреждениям и бизнесу, связанному с культурой, работать не вопреки, а благодаря государственной политике. Наладить диалог с профессиональной общественностью, которая не будет зависеть от вкусов министра, а сможет выработать прозрачные критерии для отбора проектов и кадров в современной украинской культуре. Все это - законодательная и управленческая работа, для запуска которой нужна политическая воля министра культуры. Результаты этой работы будут заметны очень быстро - кроме символического капитала, развитая культура будет приносить стране капитал финансовый. Это ли не патриотическая культурная политика?

Тем временем министр, кажется, забыл, что не люди ему должны что-то, а он должен людям. Которые наняли его на работу в правительство. Министр забыл, что подобный подход практиковался в Украине на протяжении многих лет и привел нашу страну в то состояние, в котором она находится сейчас. В состояние войны и фрустрации с одной стороны и равнодушия с другой.

Очевидно, что консервативные инициативы, которые озвучивает министр культуры Кириленко, устраивают нынешнее правительство. Правительство, которое декларирует намерение вывести Украину из кризиса. Это сигнализирует о том, что в Кабмине Арсения Яценюка нет пока понимания того, что без культурной реформы в Украине все остальные реформы будут неполноценными.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор отдела "Культура"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter