ГоловнаКультура

Фортепіанний арсенал

С 8 по 13 апреля на втором этаже Мыстецького арсенала пройдет фестиваль Новой музыки в рамках программы ежегодного «Книжного Арсенала». Организаторы проекта – музыкальное агентство «Ухо» за 2,5 года своего существования сумели вывести из маргинеса целый слой музыкальной культуры второй половины XX – начала XXI века и продемонстрировать, что у авангарда может быть человеческое, и притом весьма симпатичное, лицо.

На фоне отмены и переносов большинства фестивалей в этом году подвижническая деятельность «Уха» приравнивается к настоящему подвигу. Фактически, организаторы в этот раз предлагают «light-версию» программы – вместо привычного буйства инструментальных красок и знакомства с экзотическими инструментами публику ждет программа с монохромным фортепианным ядром, разбавленная тремя концертами симфонической, хоровой и электроакустической музыки в исполнении отечественных музыкантов.

Дуэт пианистов <<Блук>>
Дуэт пианистов <<Блук>>

В день открытия фестиваля, 8 апреля дуэт пианистов Алексея Шмурака и Олега Шпудейко «Блук» совместно с художницей Дарьей Кузьмич затеют аудиовизуальный проект «Игра в бисер». Парадоксальное сочетание заголовков обещает не менее парадоксальный концерт – действие библии интеллектуалов, главного романа Германа Гессе, как бы перенесено на планету Блук, выдуманную классиком советской фантастики Киром Булычевым. Это та самая планета из повести «Путешествие Алисы» и мультфильма «Тайна Третьей планеты», где живет умная и сообразительная птица говорун и грустные ушаны, общающиеся друг с другом посредством хитроумного шевеления своими гигантскими ушами. Сказочные жители фантастической планеты выступают за идеи синестезии и универсального языка, заложенные в романе Гессе, противопоставляя их массовому безумию современного общества.

В среду, 9 апреля фестиваль отметит юбилей Кобзаря совместным с издательством «Дух і Літера» проектом «Музыка поэзии». Монографический концерт самого известного на Западе украинского композитора из ныне живущих Валентина Сильвестрова разбит на две части. В одной – сопрано Инна Галатенко в сопровождении пианиста Олега Безбородько споет камерные опусы на слова украинских и российских поэтов. Большинство поэтических текстов, использованных Сильвестровым, – это литературная классика, к которой композитор относится как демиург-энтомолог. По его мнению, такого рода поэзия подобна засушенной бабочке, которую нужно регулярно окроплять фортепианными звуками, тем самым заставляя немного полетать. Другая часть программы полностью посвящена премьере нового цикла на слова Тараса Шевченко «Песнопения». Шевченковский «Кобзарь» Сильвестров приравнивает к Псалтырю, называя его сакральным произведением, так что новый цикл – это, по сути, маленькая литургия.

<<Сон>> Тараса Шевченко, музыка Валентина Сильвестрова

На следующий день российский пианист Вячеслав Попругин, тесно сотрудничавший с Эдисоном Денисовым, Александром Раскатовым, Борисом Филановским и другими известными российскими композиторами, представит программу фортепианной музыки XX века. В ней объединены пьесы, сочетающие прозрачность фактуры с неподдельным драматизмом. А еще она невероятно созвучна современности и переживаемым нашим обществом событиям. Открывает концерт фортепианная соната чешского композитора Леоша Яначека, в заголовок которой вынесена дата 1.X.1905 и подпись «С улицы». С этой датой связаны трагические события – во время демонстрации в поддержку Чешского университета в Брно плотник Франтишек Павлик был заколот штыком. Яначека настолько потрясла эта смерть, что пьесу памяти погибшего он начал в тот же день, а завершил в январе следующего года. Сначала соната имела трехчастную форму, но последнюю часть – траурный марш – автор сжег. После премьеры он отправил в плаванье водами Влтавы и первые две части – «Предчувствие» и «Смерть», однако позже сохранившуюся копию отыскала у себя исполнявшая сонату пианистка.

Соната Леоша Яначека в исполнении Якоба Канцельсона

Подобно серии ружейных залпов в программе 10 апреля также прозвучат пьесы самых таинственных композиторов-отшельников XX века – итальянского графа Джачинто Шелси и любимой ученицы Дмитрия Шостаковича, петербурженки Галины Уствольской. В них фортепьяно фактически превращено в ударный инструмент, и сделано это настолько впечатляюще, что невозможно прослушать концерт, не уйдя с него совершенно потрясенным.

В пятницу, 11 апреля состоится концерт украинского пианиста Евгения Громова из серии «Meditatio». В этот раз в качестве музыки для медитации музыкант предлагает творчество знаменитого российского «шестидесятника» Александра Кнайфеля. В программу вошли его пьесы разных лет – например, «Признание», в котором пианист читает про себя стихотворение Александра Пушкина, пытаясь пересказать его слушателю при помощи фортепианных звуков. 

Евгений Громов
Фото: evgenygromov.com
Евгений Громов

Другая, казалось бы, анекдотическая пьеса с названием «Чаепитие со сдвигом», является великолепным концентратом мировоззрения автора. Это, фактически, мини-конспект оперы «Алиса в стране чудес», где, подобно «Хроникам Нарнии», объединены сказочный мир, придуманный Льюисом Кэрроллом, и евангельские сюжеты. По замыслу Кнайфеля, Красная и Белая королева – это две ипостаси Архангела Гавриила, а сама сказка об Алисе – евангельская притча.

12 апреля, в субботу, уже знакомый по предыдущим фестивалям «Уха» итальянский пианист Лоренцо Мео исполнит ряд пьес, среди которых особого внимания заслуживает классика американской музыки – пьеса Джона Кейджа 1948 года «Dream», а также два фортепианных опуса современного финского композитора Кайи Саариахо. Саариахо известна не только своими феминистическими взглядами и монодрамой о первой женщине, прославившейся в научной области – Эмилии дю Шатле, но и своим творческим методом, который принято относить к так называемому «пост-спектрализму». Чтобы понять суть этого метода, достаточно выйти из «Арсенала» и послушать лаврские колокола: звучание каждого оставляет после себя протяженное эхо, в котором слышно много разных тонов. Кайя собирает эти рассыпавшиеся частички одного звука и на них строит целые пьесы.

В заключительный день фестиваля, воскресенье 13-го, состоится сразу два концерта. Британский пианист Марк Нуп сыграет целый ряд пьес самого известного музыкального импрессиониста (между тем, всячески отрицавшего свое отношение к любым течениям) Клода Дебюсси, а также фортепианную сонату итальянца Сальваторе Шьяррино. Поскольку последнего знают, в первую очередь, благодаря его флейтовым произведениям, где он выступил самым настоящим реформатором, фортепианная Соната №5 удивит даже знатоков творчества этого автора.

Завершит фестиваль выступление оркестра Татьяны Калиниченко New Era Orchestra в Fairmont Grand Hotel Kyiv. Там прозвучат минималистические опусы Петериса Васкса, Джованни Соллимы и Вадмантаса Бартулиса.

Фото: Агентство Ухо

Любовь Морозова Любовь Морозова , Музыкальный критик, журналист