ГоловнаБлоги

Как стабилизировать гривну

От редакции: текст How to Stabilize Hryvnia впервые был опубликован на английском языке на сайте VoxUkraine во вторник 24 февраля до решения НБУ закрыть межбанк, тем не менее его содержание остается актуальным. Приводим русский перевод текста.

Фото: EPA/UPG

В последние дни гривна поставила новые рекорды падения, угрожая экономической и финансовой стабильности в Украине.

Основные движущие причины наблюдаемого обвала: (1) сильный кризис доверия, усиленный продолжающимся российско-украинским конфликтом на востоке Украины, отсутствием внешнего финансирования и слабым финансовым сектором; (2) критически низкий уровень международных резервов, что исключает сколько-нибудь значимое и ощутимое вмешательство НБУ для стабилизации рынка. (НБУ хранил $6,4 млрд в резервах на конец января 2015 года, что эквивалентно 1,3 месяца импорта или 15% краткосрочного долга по сроку погашения).

Объявление о соглашении с МВФ о новой программе расширенного кредитования (EFF) на $17,5 млрд в сочетании с заявлением директора-распорядителя Фонда о том, что общий пакет внешней поддержки Украины составит $40 млрд в течение следующих четырех лет, не вернули доверие к рынку. Потенциально успокаивающий эффект программы был подавлен паникой, связанной с переговорами о прекращении огня и военной эскалацией в Дебальцево.

Что можно сделать, чтобы облегчить давление на гривну?

Официальный курс определяется как средневзвешенный на межбанковском валютном рынке, где спрос встречает предложение. Очевидно, что любое решение проблемы должно быть направлено на сдерживание спроса и увеличение предложения иностранной валюты. Для стороны предложения мало что можно сделать в краткосрочной перспективе. Ключевая дата здесь 5 марта, когда исполнительный совет МВФ, скорее всего, решит судьбу новой программы (министр финансов Наталья Яресько сегодня назвала другую дату - 11 марта, - LB.ua). Поскольку программа предусматривает неравномерную поддержку - с наибольшей силой в начале процесса, первый транш будет доступен сразу и составит $5 млрд, что поможет укрепить резервы и позволит НБУ ощутимо влиять на рынок во время стресса.

Со стороны спроса, с учетом того, что сдерживание гривневой ликвидности в течение нескольких недель может оказаться слишком дорогостоящим, НБУ может: (1) повторно ввести ряд временных административных мер и (2) значительно расширить свое общение по всем аспектам программы EFF, как только она будет доступна общественности.

Временные административные меры могли бы включать в себя запрет авансовых платежей на импорт; равномерную проверку и одобрение всех импортных контрактов, превышающих некоторую нижнюю сумму, налоговыми органами и персоналом НБУ, например, с задержкой на неделю; введение перечня "критического импорта" и права отклонять претензии на заявки на валюту на покупку товаров не из этого списка.

Со стороны счета операций с капиталом платежного баланса меры могут включать: замораживание любого нового кредитования в иностранной валюте резидентов и нерезидентов; временный мораторий на ряд выплат в пользу нерезидентов, связанных с переводами основной суммы и процентов, выплаты вознаграждений и

комиссии, передачу дивидендов иностранными партнерами в отечественных совместных предприятий; временные ограничения на прямые инвестиции за рубеж для уже утвержденных индивидуальных лицензий и т.д.

НБУ также может внедрить элементы спецрежима управления валютными операциями, предусмотренного постановлением правления НБУ

№ 60 от 18 февраля 2004. После получения транша $5 млрд рынок стабилизируется, и НБУ сможет начать постепенно поэтапно отказываться от этих мер.

В то же время, правительство Украины должно сконцентрироваться на создании предварительных мер для реализации программы EFF, которые включают в себя прохождение через парламент изменений в закон о бюджете-2015 и связанного с ними пакета законопроектов о налогах и расходах.

Некоторые из этих шагов уже происходят. Рада должна проголосовать изменения в закон о бюджете 3 марта. НБУ ввел некоторые меры контроля над капиталом. Несмотря на возможные лазейки в валютном контроле, спекулятивный спрос на валюту, скорее всего, уменьшится в краткосрочной перспективе. Один из аспектов политики НБУ, который проявляется сегодня, это проблемы с коммуникациями. Многие экономические агенты смущены резкими движениями гривны. Общественность должна получать больше информации. Пояснения, чего ожидать дальше, могут оказаться решающими в восстановлении доверия.

Читайте новости LB.ua в социальной сети Facebook