Уроки истории, или что общего между ТРСК и Донецкой Республикой

Лозунги о создании Донецкой республики означают только одно: российское руководство использует уже готовые исторические штампы. В мире есть определённое количество так называемых спорных территорий, среди которых и Турецкая республика северного Кипра – ТРСК. Создано это образование 15 ноября 1983 года и признано всего двумя странами: Турцией и частично Абхазией. Вот уже 30 лет, как славный город Никосия делит на две части территорию острова. С одной стороны находится развитое европейское государство - Кипр, с другой – бедное, непризнанное государство-изгой - ТРСК. Когда задаётся вопрос о том, что делать для успокоения граждан на востоке Украины, ответ простой: нужно правильно вести информационную войну. Жителям восточных областей Украины нужно детально показывать историю конфликтов: Абхазия и Осетия, Косово, Приднестровской Молдавской республики – ПМР, в том числе и ТРСК.

Фото: Макс Левин

История конфликта

В 1950-х годах, когда на территории Ближнего Востока были обнаружены нефтяные месторождения, Кипр благодаря своему расположению стал важным регионом геополитического значения. После подписания Цюрихско-лондонского договора в 1959 году Великобритания, Турция и Греция стали странами-гарантами территориальной целостности и суверенитета Кипра. Как обычно случается в международной практике, после первого социально-военного конфликта гаранты исчезли: Турция ввела войска и до сегодняшнего дня контролирует 37% острова - это и есть ТРСК, Греция влияет на другую часть, что сейчас называется Республикой Кипр, Великобритания предпочла бездействие. Ничего не напоминает?

Кстати, стоит напомнить, что изначально на территории острова планировался федеративный строй. В 1975 году, через год после вторжения турецких войск на территорию острова, было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра. Формально оно входило в состав кипрского государства, но турецкая сторона в течение последующих восьми лет лоббировала изменения конституции федерации, что означало бы признание легитимности оккупации. Ни одна страна мира с этими условиями не согласилась, после чего в 1983 году была провозглашена обманным путём ТРСК. Опять совпадение?

Какова же была первопричина вспышки конфликта, приведшего к разделению территории Кипра? Турки хотели пропорционального распределения министерских портфелей - 50 на 50, греки же, руками президента Кипра Макариуса, пытались изменить конституцию республики и лишить прав турок-киприотов. Это официальная история. На самом же деле Кипр для обеих этих стран играет другую роль. Если Греция хочет полного контроля над нефтяными месторождениями кипрского шельфа, то Турции, кроме этого, требуется значительно больше: сохранить зону влияния на мусульманском пространстве, где Турция выступает монополистом, координировать любые поставки оружия или военного снаряжения, поступающие для неё из западных стран через Кипр, контролировать подходы к своим средиземноморским портам - Искендерун, Мерсина, Джейхан, к первому из которых перекачивается иракская нефть, к другим - каспийская из Баку.

Можно ли провести параллели между участием Турции в кипрском конфликте и действиями России в украинском противостоянии? Ведь уже на этом этапе абсолютно ясно, что российское руководство ставит перед собой такие же задачи, что и Турция в 1970-е – 1980-е года. Во-первых, после санкций западных держав ясно, что российская экономика находится в состоянии рецессии и единственный путь сберечь экономику – получение дополнительных территорий в своё распоряжение. Это означает использование в дальнейшем ресурсной базы, что и покроет, хоть и частично, колоссальные убытки России от санкций Запада. Во-вторых, официальная Москва решила продемонстрировать развитому прозападному сообществу, что в её силах участвовать в переделе мира, а страны бывшего СССР – прерогатива России. Да и не стоит забывать о ностальгии российского руководства: оно никак не может забыть о советском прошлом, мечтая о воссоздании той системы.

Уроки истории

Вернёмся к вопросу о Кипре. Как развивались события дальше? После нескольких попыток ООН, в том числе почти удавшейся попытке генсека ООН Кофи Аннана, переговоры по урегулированию ситуации между Кипром и Турцией зашли в тупик. Продолжается эта история до сегодняшнего дня. Турция до сих пор не признаёт республики Кипр, отказывается от участия ЕС в переговорном процессе об объединении двух частей острова, а также пытается взять под свой контроль недавно найденные газовые месторождения, применяя при этом свой флот. В свою очередь, Кипр стал полноправным членом ЕС, активным международным игроком, и до сегодняшнего дня блокирует вступление Турции в Европейское сообщество.

Что же сегодня переживает после 30 лет лишений та часть населения острова, которая отделилась от Республики Кипр, думая при этом, что она останется независимой? Жители ТРСК до сих пор являются изгоями в мире. Годовой доход турка-киприота втрое ниже, чем у жителя Южного Кипра. Безработица в пять раз больше на территории Северного Кипра.

На ТРСК наложено эмбарго, что в свою очередь превращает эту территорию в «забытую провинцию Турции», как называют её сами жители северной части острова. Блокировано авиасообщение. Единственный способ попасть в столицу ТРСК – Лефкоша (авт. Никосия) – сделать пересадку в турецком аэропорту. Морские порты ТРСК закрыты для всех, кроме турецких кораблей. Всё это привело к утрате туристической привлекательности региона. Стоит хотя бы вспомнить город Фамагуста – один из лучших кипрских курортов до вхождения турецких войск на территорию острова, что превратился в заброшенное место только потому, что находится на прифронтовой полосе. Помимо этого стоит вспомнить и о том, что большая часть жилых домов не принадлежит туркам-киприотам – это собственность южан, которая до сегодняшнего дня к ним так и не вернулась. В свою очередь жители ТРСК от нищеты вынуждены проводить нелегальные сделки по купле продаже чужого имущества. Единственная сфера, которой может похвастаться ТРСК – образование, но и в этом случае Турция тратит ежегодно на поддержание системы просвещения огромные деньги.

Всё это результат одного неверного желания. Желания уйти от сложностей, от борьбы, сдаться. Жители ТРСК вот уже 30 лет считаются изгоями и не могут найти правды ни у себя, ни у своего покровителя. Все эти вопросы сейчас нужно ставить каждому жителю восточных регионов Украины. Стоит ли кратковременное желание обрести «лучшую жизнь» последующих десятилетий лишений, изгнаний, нищеты, бедствий? Хотите ли Вы, чтобы место, где Вы живёте, называлось «забытой провинцией России»?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram