АМКУ: итоги года

Ровно год назад полностью сменился состав Антимонопольного комитета Украины. Глава ведомства Юрий Терентьев, назначенный на эту должность парламентом, приступил к выполнению обязанностей с 25 мая 2015 года. Но государственных уполномоченных президент назначил указами как раз 29 июня 2015 года.

Фото: www.rbc.ua

Новые защитники конкуренции, прежде всего, хорошие юристы. Большинство из них близки к администрации главы государства и ранее не работали в комитете. Дорога в АМКУ у всех была разная. Одни вышли на авансцену на фоне борьбы с «режимом». Другие, наоборот, трудились при «старой системе», но прошли проверку по закону об очищении власти. Третьи остались, как хранители исторического знания о ведомстве, и поднялись по карьерной лестнице.

Основное отличие новой команды - демократичность. Ранее АМКУ воспринимался в основном через первое лицо. Руководители старой школы не любили делиться популярностью, поддерживая культ личности в отдельно взятом госучреждении. Теперь ситуация кардинально изменилась. Юрий Терентьев позиционирует себя как "первый среди равных" - primus inter pares. Каждый государственный уполномоченный отвечает за отдельное направление и зачастую активно комментирует свою деятельность.

Важным фактором повышения присутствия антимонопольщиков в СМИ стало развитие социальных сетей. Практически вся команда имеет страницы в Facebook и своими постами значительно облегчают работу журналистам. Даже чиновники, которые раньше категорически отказывались общаться с прессой, чтобы не перебегать дорогу руководству, начали давать интервью.

Вторым кардинальным отличием можно назвать активную работу комитета по анализу влияния государства на конкурентную политику. Чрезмерная зарегулированность остается одним из тормозов развития экономики. Ранее АМКУ чаще искал препятствия конкуренции в бизнес-среде. Теперь баланс между предпринимателями и государством выровняли.

За год можно вспомнить несколько выданных рекомендаций госорганам, которые уже выполнены. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг внедрила публичный механизм установления оптовых цен на электроэнергию. Минздрав отменил искусственные барьеры для участия в госзакупках производителей лекарств для онкобольных.

Комитет занялся тарифами торгово-промышленных палат на выдачу сертификатов происхождения товаров; правилами пожарной безопасности, предусматривающими закупку систем пожаротушения одной компании; ситуацией с отбором экспертных организаций Гоструда по работам повышенной опасности. Исследуется рынок ритуальных услуг, передел которого в столице соседней страны вылился в кровопролитные столкновения.

Введена методика расчета штрафов. При поддержке парламента упростили процедуру слияний. В работе проекты других нормативно-правовых актов, в том числе по обеспечению прав участников антимонопольных расследований. Меняются подходы к оценке работы территориальных отделений, чтобы от погони за количественными показателями перейти к качеству.

Активно развивается международное партнерство. Стартовали интересные программы по сотрудничеству с США и ЕС. Представители Украины напомнили о себе на ведущих профильных международных форумах.

Ложкой дегтя можно назвать применение старых подходов по некоторым делам. Иногда компании обвиняют в нарушениях, не сильно заботясь о доказательной базе. На это жаловались участники рынка нефтепродуктов, предприятия связи и телекоммуникаций, ритейлеры. Кстати, в таких ситуациях суды часто встают на сторону бизнеса. Впрочем в АМКУ признают этот недостаток, поэтому-то сейчас и делают акцент на усилении функции экономического анализа.

Тяжело перестраиваться регионам. Территориальные отделения иногда участвуют в делах, которые трудно связать с защитой конкуренции или прав потребителей. Например, кто-то помогает бороться с монополистом-энергетиком предпринимателю, воровавшему электроэнергию. Другой то и дело содействует знакомому перевозчику усмирять конкурентов. Хотя при нынешнем финансировании защитников конкуренции заработок на стороне — хорошее подспорье.

Целые исследования проведены, чтобы доказать, например, что в пачке «Сухарики холодец с хреном» обманутый покупатель не найдет холодец, а арахис нельзя класть в конфеты «Финик с орехом в шоколаде», так как это бобовое растение, хотя и называется «земляным орехом». Уровень образованности граждан эта работа безусловно повышает, но делу не помогает.

С другой стороны, отношения к теме защиты конкуренции украинцев также нужно менять. Не многие готовы к честному соревнованию, требующему дополнительных усилий. Легче договориться. Купить товар или услугу у родственной компании. Пусть хуже качеством и дороже - зато деньги останутся «в семье». Недавно одна фирма отозвала жалобу в АМКУ на тендер, честно признавшись в обосновании, что договорилась о субподряде с победителем.

Что ждут от АМКУ? Дел, от которых выиграет каждый украинец. Вспомним 2004-2005 года, когда комитет заставил компанию Western Union снизить тариф на денежные переводы в Украину. Нынешний состав АМКУ запомнился пока крупнейшим в Европе штрафом для компании «Газпром». Наказание ложится в логику противостояния с российским монополистом, но вряд ли отразится на ценах на газ для граждан. Надеемся, что результаты исследований рынков, начатые комитетом, в конечном итоге почувствуют соотечественники на своем кошельке.

Виталий Матарыкин Виталий Матарыкин , Информационно-аналитический центр «Простые решения»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter