ГоловнаБлогиБлог Василия Голяна

Уроки польского успеха: Украине необходимо правительство, сформированное левыми партиями

Сторонники кучмовских реформ, как бы оправдывая экономическую политику Президента и Правительств Украины в 1994-2004 годах, говорили и говорят о недопустимости копирования польского опыта рыночных преобразований и структурных сдвигов.

Условия, последствия и результаты экономических реформ в Украине и Польше, по их версии, некорректно даже сравнивать. Поскольку поляки получили гораздо больше финансовой помощи от международных финансово-кредитных организаций и правительств иностранных государств и польская экономика, в отличие от украинской, не была составной частью экономической системы высшего уровня. В Польше не было вытравлено частнособственнического мировоззрения подавляющего большинства населения.

Умалчивается, что польские реформы с самого начала проходили по хрестоматийным правилам трансформации экономических систем и не осуществлялись в интересах представителей крупного капитала. В Польше сформировалась уникальная модель институционального обустройства экономических реформ. Весомой, а возможно основной составляющей такого обустройства была деятельность первого всенародно избранного Президента Польши Леха Валенсы, за одну президентскую каденцию которого (1990-1995 годы) дважды распускали парламент.

Фото: twitter.com/ADeshchytsia

Первый раз парламент распустили в 1991 году, чтобы завершить декоммунизацию страны, поскольку действующий в то время законодательный орган был избран в 1989 году на полудемократических выборах. Эти выборы считались полудемократическими, поскольку выборным было всего 161 место в Сейме. Остальные места распределялись между ПОРП (Польской объединенной рабочей партией) и ее союзниками. Также в 1989 году был восстановлен Сенат, ликвидированный в 1946 году. Оппозиция получила все выборные места, за исключением одного места в Сенате.

Несмотря на то, что ПОРП и ее союзники имели большинство в Сейме, Войцех Ярузельский назначил Председателем Совета Министров Польской Народной Республики представителя «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. Сейм одобрил эту кандидатуру и именно Мазовецкий сформировал правительство – первое некоммунистическое правительство Польши.

В этом правительстве министерские портфели, кроме «Солидарности», получили представители ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и Солидарности крестьян-единоличников. Кстати, министром финансов в этом правительстве стал Бальцерович. Несмотря на то, что польский парламент избранный в 1989 году, демонтировал ключевые элементы социалистической системы, изменил Конституцию и ПНР снова стала Республикой Польша, в 1991 году парламент самораспустился, чтобы раз и навсегда распрощаться с рецидивами коммунистического прошлого.

Именно правительство Тадеуша Мазовецкого начало реформы в экономике. Экономическая реформа получила название «шоковой терапии. К сожалению, экономические реформы, которые сопровождались ухудшением материального положения поляков, снизили рейтинг Мазовецкого, и на президентских выборах 1990 года он занял только 3 место. Сменивший Мазовецкого в должности Председателя Совета Министров Польши Ян Кшиштоф Белецкий продолжил курс на углубление либеральных реформ.

На парламентских выборах в 1991 году Демократическая уния Тадеуша Мазовецкого заняла первое место, но политический пасьянс был так разложен, что победитель выборов не вошел в правящую коалицию и новое правительство возглавил Ян Ольшевский. Именно этот фактор, когда победитель выборов не вошел в правящую коалицию, и заложил бомбу замедленного действия под правительственный кризис 1993 года.

Таким образом, Правительство Яна Ольшевского просуществовало всего полгода, Правительство Вальдемара Павляка немного больше месяца, Правительство Ханны Сухоцкой – более года. Именно вотум недоверия правительству Ханны Сухоцкой, которого не принял Лех Валенса, и стал причиной роспуска Сейма и Сената. Лех Валенса не побоялся того, что, скорее всего, выборы в новый парламент выигрывают его оппоненты – представители левых сил. Так и произошло. Больше всего голосов получили Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия, сформировавшие левоцентристскую коалицию и правительства, которые возглавляли Вальдемар Павляк, Юзеф Олексы, Владзимеж Цимошевич.

Правые смогли сформировать правительство только в 1997 году, которое возглавил Ежи Бузек. Он находился на посту Председателя Совета Министров Польши почти 4 года. В 2001 году польские левые одержали уверенную победу на парламентских выборах, и во главе правительства стал Лидер союза демократических левых сил Лешек Миллер. Именно во время руководства правительством Лешека Миллера Польша вступила в Евросоюз.

За период с 1989 по 2004 год Польша продемонстрировала всему миру как можно за короткий период трансформировать социалистическую систему, провести глубокие либеральные реформы и стать центром тяжести в экономике Центральной Европы. Не в последнюю очередь такой результат был получен благодаря политической воле Леха Валенсы, особенно тогда, когда он распускал парламент и не боялся, что в новый созыв придут его политические оппоненты – представители лагеря левых сил. Именно во времена правления левых (президентство Александра Квасьневского и премьерство Лешека Миллера) Польша стала членом Евросоюза.

Постоянная идеологическая ротация польского правительства, когда провалы в экономической политике либеральных и консервативных сил приводили к формированию правительства левых, обеспечили необходимую для углубления реформ и экономического роста систему противовесов. Она парализовала центробежные процессы в польском обществе и устранила конфликт интересов между представителями разных политических лагерей в части укрепления независимости и хозяйственной самодостаточности Польши.

Национальные приоритеты стали превалировать над корпоративными интересами, что и сформировало польский феномен политической структуризации общества и развития социально-ориентированной рыночной экономики. Более того, польские политические движения продемонстрировали высокий уровень политической культуры, адаптировав всемирно известные политические бренды к национальным реалиям (это касается движений социал-демократического, консервативного и либерального толка).

Сегодня трудно представить, чтобы за победу на парламентских выборах в Польше соревновались Блок Ярослава Качиньского или Блок Александра Квасьневского наподобие украинских политических проектов, а не политические партии с соответствующей идеологией.

Зато Украина с 2000 года пожинает плоды доминирования в парламенте политических сил, которые не имели и не имеют сформированной идеологии классических политических партий. Украинские политические проекты и партии, за исключением Всеукраинского объединения «Батькивщина», которое имеет разветвленную сеть длительное время функционирующих партийных организаций, выбирают те приоритеты деятельности, которые продиктованы соответствующими интересами их финансовых доноров.

Нынешнее парламентское большинство – это, говоря словами руководителя одной из бывших империй, «концентрированный итог» многолетней мимикрии по формированию политических партий, которые де-факто обслуживали интересы крупнейших бизнес-групп. Поэтому Украина и находится 25 лет в фазе перманентного хаоса и хронической экономической нестабильности.

Василий Голян Василий Голян , Доктор экономических наук, профессор, академик Инженерной академии Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram