ГоловнаБлогиБлог Игоря Степанова

Обоснование необходимости создания Государственной Целевой Программы «Внутренняя миграция»

Анализ развития ситуации на Донбассе и в сопредельных странах демонстрирует картину стремительного нарастания букета тревожных тенденций. Одна из самых тревожных - массовый исход жителей Донбасса и Крыма из своих мест и миграция в центр и на запад Украины. Элементарная прикидка перспектив роста такой волны внутренних мигрантов показывает высокую вероятность того, что до 400 тыс. человек к октябрю-ноябрю могут активно искать спасения от войны. Большинство из них это семьи с детьми, пожилые люди и все почти - с минимальным набором навыков выживания, многие без средств к существованию, без связей и понимания своих перспектив.

Фото: EPA/UPG

Государственная машина неповоротлива и полуразрушена. Общение с представителями власти не оставляет иллюзий - они не готовы к такому повороту событий и не очень внятно представляют динамику, масштаб и пути ликвидации этой опасности. Рабочие встречи с волонтерами, занимающимися данной проблемой, подтверждают опасения: возможности рекреационного фонда в Киевской обл. практически исчерпаны, маневренный фонд жилья отсутствует в надлежащем объеме, частное арендное жилье не может быть задействовано по многим причинам.

Профессиональное сообщество готово включиться в решение проблем внутренних вынужденных переселенцев. В связи с тем, что проблема многослойна и требует решения целого спектра задач, включая социализацию на новых местах ( медицину, социальные услуги, образование, вовлечение трудовых ресурсов и многое прочее), она не может быть решена задействованием вышеперечисленных жилых фондов, ведомственных и рекреационных ресурсов.

Решение

Радикальным методом решить проблему позволяет наше предложение: создание сети городков для вынужденных переселенцев при помощи современных технологий быстромонтируемых зданий.

Проектных решение данной задачи существует достаточно. Применительно к сегодняшним необходимостям мы видим ТЗ условного проекта в кратко обозначенных параметрах.:

1. Жилой поселок с малоэтажной (1-4 эт) застройкой.

2. Технология БМЗ (каркасно-панельных, модульных и бескаркасных зданий) или сходные с ней.

3. Привязка к коммуникациям централизованного типа (подключение к сетям прилегающего города, рай-облцентра)

4. Как альтернатива централизованной - создание инфраструктуры жизнеобеспечения на месте, включая решения по альтернативным источникам энергии, биогазу, переработке сточных вод и пр.

5. Общая площадь возводимых ЗиС на отдельной площадке от 50 до 200 тыс кв м.

6. Возможность организовать сервисную инфраструктуру, социальные объекты и прочие ресурсы для частичного трудоустройства жителей.

Обобщая написанное, мы можем предложить решение, в котором будут представлены два типа поселков.

Первый тип описан выше - стационарное, быстровозводимое, каркасно-панельное строительство с возможностью превращения временного поселения в постоянное;

Второй тип – сборно-модульное (возм. контейнерного типа) временное поселение, пригодное к быстрому свертыванию и перемещению в другое место.

В том и в другом случае приоритетным будет такое размещение поселка, при котором есть возможность транспортного сообщения и подключения к инженерным сетям централизованного типа.

Преимуществом такого решения являются следующие факторы:

Возможность компактного размещения достаточно большого кол-ва жителей, что исключено при дискретном расселении;

Относительная простота организации социальной сферы – дошкольного и школьного процессов, медобслуживания, пенсионной системы и пр;

Возможность частично решить проблему трудоустройства за счет внутренних коммунальных и сервисных служб, включая медицину и образование;

Простота организации реестра граждан, учета и решения текущих необходимостей административного и юридического характера, а также вопросов безопасности.

Продвижение программы

Группа инициаторов (архитекторы, строители, эксперты и бизнесмены), объединенная общественным движением «Взаимопомощь», со своей стороны задействует ресурсы соответствующие целям и масштабу задачи – административные и исполнительные, проектные и медийные. НСАУ и Конфедерация Строителей Украины уже подтвердили свое участие в программе. Нами прорабатывается активная пропагандистская кампания для продвижения на высоких властных уровнях и в международных инстанциях, в т. ч. благотворительных и донорских организациях.

Участие АСГУ и Минстроя мы видим в рассмотрении возможности выделения временных и постоянных площадок для строймонтажа, организации работы по учету и созданию сводного реестра перемещенных граждан, вовлечению поселенцев в социально-экономическую жизнь города, региона. Это потребует принятия соответствующих решений на уровне местной власти, а также выработки предложений и инициатив по изменению нормативных актов центральной власти, соответствующих министерств и ведомств. Инициация Государственной целевой программы даст возможность сконцентрировать ресурсы и силы в достаточно узком секторе деятельности, что неизмеримо эффективнее распыления и дублирования несогласованных действий (что мы наблюдаем сегодня).

Предварительные переговоры с местными властями и землепользователями в Черкасской, Винницкой, Киевской, Херсонской и Донецкой обл. очень успешны и будучи продолжены в ближайшие дни, могут завершиться договоренностями о целом списке перспективных площадок, от 1 до 60 Га.

Кроме того, нам удалось заинтересовать европейский бизнес: Представители Восточного Комитета германских бизнесменов (рабочая группа по Украине) уже изъявили готовность участвовать в этой, а также ряде других, прорабатываемых совместно программ. От нас ждут проектные предложения, под которые будут изыскиваться ресурсы - как в стране, так и за рубежом (тем более, что структуры ОБСЕ и ООН уже готовы помогать в решении проблемы).

В дальнейшем стационарные поселения могут преобразовываться в постоянные населенные пункты, военные городки, а сборно-разборные модули в разобранном виде складируются и в перспективе могут использоваться Украиной для решения сходных задач по всему миру, в рамках программ ООН.

Игорь Степанов Игорь Степанов , Советник-консультант главного архитектора Киева, создатель Фестиваля каллиграфии, шрифта и искусства книги "Манускриптум"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter