ГоловнаБлогиБлог Сергія Капліна

ГАЗподин премьер

В одном из своих предыдущих блогов я писал о том, что нужно сделать для диверсификации импорта газа, чтобы слезть с "газовой иглы" России. Сегодня, в преддверии принятия бюджета и новой редакции налогового кодекса, актуально решить проблемы самой важной составляющей энергетической независимости Украины - собственной добычи, а точнее добычи украинского газа и нефти.

Фото: www.munaigaz.kz

Я, как "полтавский мажоритарщик", где более 20 000 семей занято в газодобывающей отрасли, пытаюсь найти не политические и шапкозакидательские, а объективные ответы на эти вопросы и вызовы. Полтавская область - это украинский Кувейт. Именно поэтому Премьер выпрашивает у Президента кресло только одного губернатора на всю страну - губернатора Полтавщины. Именно поэтому все дорогие гостиницы региона заняты эмиссарами украинских миллиардеров, они изучают тему и предмет. Очень скоро к еще действующим газовым магнатам Шуфричу и Рудьковскому может присоединиться не одна новая постреволюционная олигархическая семья близкая к новому премьеру и Ко. Что для этого нужно? Правильно, разогнать с рынка прозрачные публичные иностранные компании, которые не платят взяток и платят белую зарплату. Самое неприятное, что главным пособником раскурочивания рынка отечественной нефтегаздобычи стало именно украинское правительство. Украину стали покидать добросовестные индикативные инвесторы и участники газового рынка. Причина: форменный рекет со стороны правительства. Новая власть решила перенести все коррупционные практики возмещения/не возмещения НДС и на газовый рынок, задушить прозрачные системные компании фискальными перспективами будущего налогового кодекса.

Буквально через две недели после назначения нового Кабинета министров подопечные Арсения Яценюка получили своеобразную «черную метку» от иностранных инвесторов. Это стало первой реакцией на «реформаторские» инициативы правительства, которые оно анонсировало в черновом варианте Бюджета на 2015 год, появившегося в СМИ, и тем изменениям в Налоговый кодекс, которые закладывались при расчетах государственной сметы.

Примечательно, что вдруг в одночасье в пирата Джона Сильвера, раздающего «черные метки», превратилась одна из крупнейших американских нефтегазовых компаний «Chevron», которая в прошлом году подписала с Украиной соглашение о разделе продукции по разработке углеводородов на Олесской площади во Львовской и Ивано-Франковской областях. Причем компания намерена отказаться от проекта в одностороннем порядке. Интересно, что в своем письме «Chevron» изложила все проблемные вопросы, с которыми сталкивается иностранный инвестор в Украине. Первое, это бюрократизм Минфина, который не смог реализовать в установленный срок взятые обязательства по приведению своих нормативных актов в соответствие с действующим законодательством Украины. Во-вторых, текущая система налогообложения в отрасли, которую Арсений Яценюк намерен закрепить в Налоговом кодексе на постоянной основе.

«По инициативе Минфина в августе плата за пользование недрами при добыче газа была повышена в два раза и распространена на все проекты, в том числе и СРП, принцип которых заключается в перечислении государству части добытой продукции вместо денежных платежей. Очевидно, платить экстремально высокие налоги и одновременно отчислять часть добытого ресурса, ни один инвестор не захочет», – говорится в письме «Chevron» правительству. В результате, американцы отказались от контрактных обязательств по инвестированию в Украину как минимум $350 млн на разработку месторождения в первые два-три года и $10 млрд в добычу.

Для инвестбанкиров и специализированных операторов на рынке M&A – это лакмус инвестиционной среды в Украине. Ведь такие компании как «Chevron» являются индикативными инвесторами. Обычно за ними и их проектами приходят много мелких иностранных сервисных компаний, ведущих работы по сейсмике, разведке, бурению и т.д. Это достаточно большой приход иностранных инвестиций. Тогда как сейчас рынок M&A фактически мертвый (находится в замороженном состоянии). Лишь единицы иностранцев интересуются активами, но до конкретных ценовых предложений дело не доходит. Кто будет вкладывать деньги в преддефолтное государство с ужасной бизнес-средой? Не в этом ли причина массового исхода инвестбанкиров в правительство?

Новому правительству будет сложно объяснить инвесторам, в том числе своим некоторым соотечественникам из «Chevron», почему теперь уже ее ведомство настаивает на таких изменениях в Налоговый кодекс, которые сделают инвестиционный климат непривлекательным, и одновременно заниматься донорской конференцией, чтобы привлечь тех самых инвесторов в страну? Заявления о временном характере мер – малоприемлемы, так как вносятся изменения в Кодекс. Украине такие репутационные риски явно не в актив.

Тогда возникает встречный вопрос – будет ли Премьер нести ответственность за потерю $10 млрд инвестиций и какие выводы будут сделаны? Или как всегда мы просто проигнорируем и не заметим «потери нерядового инвестора»?

Если это просчеты предыдущей команды Минфина, в частности, замминистра финансов Дениса Фудашкина – инициатора налоговых изменений, то государство и чиновники должны научиться нести персональную ответственность за свои действия. Это собственно то, что и декларирует премьер Арсений Яценюк.

Инвесторы уходят и из других отраслей. Доля иностранного капитала в уставных фондах банков с января 2012 года на 1 ноября 2014-го сократилась с 41,9% до 32,1%. Практически каждый второй банк с иностранными инвестициями выставлен на продажу. Усиление регулятивного контроля, системный дефицит ликвидности и резкое ухудшение качества активов уже привело к оттоку депозитов физлиц за 10 месяцев на сумму более 155 млрд грн. А это порядка 24% средств клиентов. Чистый убыток украинских банков за 10 месяцев 2014 года составил 13,5 млрд грн. И ситуация будет ухудшаться, так как доверие к национальной валюте подорвано, а значит рассчитывать на экстенсивный рост не приходится. Поэтому в скором времени мы можем увидеть уход иностранных банков из Украины. Однако персонифицированную ответственность за состояние банковской системы у нас также некому нести.

Возвращаясь к теме, я остаюсь сторонником национализации отрасли, считаю, что это как раз тот случай, когда обосновано финансировать инфраструктурные проекты, общее развитие отрасли.

Но на сегодня это невозможно по множеству причин, включая и отсутствие политической воли.

Крайне необходимо искать рыночные механизмы увеличения объемов разведки и добычи собственных ресурсов нефти и газа, и не отталкивать свои отечественные компании.

То, что привело к побегу крупнейших компаний с украинского рынка - скорее попытка рейдерской атаки со стороны политиков в правительстве и их спонсоров. Это попытка замести рынок и получить его в менеджмент, а со временем и полный контроль. То, что не вышло у Януковича, может получиться у нынешних ГАЗпод. Что дальше? Земля, реки, воздух, железные и автомобильные дороги?..

ГАЗподин Премьер, мы не можем и не дадим провести очередной партизанский захват целой отрасли, отрасли стратегической для Украины и ее народа! Далее будет...

Сергій Каплін Сергій Каплін , Народний депутат, представник профспілок в Парламенті, лідер Партії простих людей
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram