Курс Президента страны на децентрализацию власти

В своей речи на инаугурации Президент Украины П.Порошенко говорил о том, что властям надо идти навстречу ожиданиям общества и бизнеса, решительно и быстро проводить децентрализацию власти. При этом нужен диалог с гражданским обществом и социальный компромисс. И должна быть разрушена коррупция, как система обогащения людей во власти, а в итоге - должна появиться в Киеве и регионах действительно элита служения народу, а не антинародная элита. Это должна быть болезненная реформа, и то, что Президент Украины будет ее проводить, говорит о главном – для него первоочередным является выполнение предвыборных обещаний, а не его политическое будущее.

Фото: Макс Левин

Но, взяв курс на децентрализацию власти, Президент Украины неизбежно упрется в проблему институциональных изменений. После того, как более двадцати лет выстраивалась в Украине вертикаль власти, вдруг мы хотим в одночасье развернуть этот процесс с таким громким объявлением: «А давайте мы теперь не вертикаль власти, которая уже давит регионы, будем продолжать строить, а лучше передадим на места больше полномочий, в том числе и финансовых». И вот тут еще большая проблема обнаружится. Ведь надо будет поменять психологию людей, психологию киевских и местных чиновников. Сколько на это потребуется времени? Думаю, не один год. Конечно, хотелось бы быстрее, но тогда срочно нужны новые управленцы, формирование новых ситуаций в регионах.

Что еще нужно? Безусловно, по мнению экспертов Института развития экономики Украины, потребуется еще перераспределение налогов, акцизов в пользу региональных бюджетов для того, чтобы местные чиновники и предприниматели могли выполнить повышенные обязательства, которые на них возлагает нынешнее украинское гражданское общество. И самое главное, Президенту и Уряду предстоит оценить риски того, что отдельные критические регионы Украины просто окажутся несостоятельными для таких резких перемен. Что уже сейчас мы и видим.

Так, что же в текущей ситуации с этим делать? Прежде всего, не допустить дефолтов этих проблемных областей, в том числе по муниципальным облигациям. Уверен, все понимают, что если начнется цепочка местных дефолтов, то всем остальным областям гораздо сложнее будет занимать деньги. За региональный малый и средний бизнес вообще не приходится говорить, им – хотя бы выжить. К сожалению, может сработать «эффект домино», который потянет за собой очень негативные последствия. Этого как раз допустить никак нельзя.

Эксперты также отмечают, что до сих пор региональные элиты не чувствуют какой-либо большой ответственности за развитие у себя малого и среднего бизнеса, за создание для инвесторов благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Почему? Да потому, что за все предыдущие годы они твердо уяснили – вот есть перераспределительный механизм в Киеве (в Минфине), с помощью которого главное получить хоть какие-то крохи из госбюджета. А всё остальное – это вторичное или даже десятичное.

Поэтому нашим властям уже сегодня надо иметь программу разрешения долгосрочных проблем. Например, сможет ли наш Минфин разместить достаточные объемы ценных бумаг, чтобы Украина не попала в полную зависимость от внешних факторов? В этой связи предложил бы изменения и дополнения, как минимум, в сфере государственных финансов из-за частичной неурегулированности отношений, связанных с эмиссией и обращением государственных ценных бумаг. Дальнейшее увеличение объемов внутреннего госдолга в Украине требует создания эффективного и целостного механизма управления им, в основе которого должна лежать среднесрочная (5 – 10 лет) Концепция.

Децентрализация власти в Украине определенно относится к категории явлений, не имеющих аналогов и кардинально меняющих существующий порядок, все политические и экономические устои. А потому к ее анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы. В этой связи непродуктивно искать крайних и виноватых. Сейчас важнее сосредоточиться на определении глубинных дефектов системы, породивших столь мощные катаклизмы, а главное - на поиске путей их полного устранения. При этом, понимая, что никакие ведомства, организации или конференции сегодня уже не могут считаться продуктивными и эффективными, если они не разрабатывают и не реализуют Планы радикального обновления экономики и рынков Украины. Свой вклад в эту работу специалисты Института развития экономики Украины уже вносят в ходе исследований причин нынешнего финансово-экономического кризиса в десяти областях страны и проводят диагностику текущего кризисного состояния нашего финансового рынка.

Вскоре Кабинет Министров предложит свой проект о децентрализации власти. Документ вынесен на широкое обсуждение. Пожар краткосрочных проблем мы потушим. А вот новый дом под названием «Украина» построить гораздо сложнее. Но иного нам не дано, кроме как радикально изменяться и строить новую современную Украину. И это будет очень большой, болезненный и драматический процесс внутренних социально-политических и финансово-экономических перемен, включая перемены внутри национальных элит. Этот процесс запущен объективно, остановить его уже нельзя.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram