ГоловнаБлогиБлог Павла Жебривского

Баррель воды за 102 доллара

Похоже на то, что на днях украинские вооруженные силы в Крыму перестанут существовать. Их просто не станет: почти все военные части захвачены, украинские военные обезврежены и деморализованы, в руках у оккупантов оказалась почти вся техника и военные корабли украинских ВМС. Стоит ли говорить о том, что последние 3 недели, а после псевдореферендума 16 марта с десятикратной периодичностью - военные эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, политики буквально «кричали» о молчаливом бездействии новой власти в отношении военнослужащих и их семей в Крыму?

Фото: EPA/UPG

Все тактические действия нынешней власти отстают минимум на 2 шага. Кто-то видит в этом злой умысел, кто-то – недостаток компетенции, другие оценивают сложившуюся ситуацию с точки зрения несовершенной военной тактики и стратегии. Необходимо признать – четкого плана действий ни у Минобороны Украины, ни в целом у правительства и исполняющего обязанности президента до сих пор не нет. Вчерашнее решение господина Турчинова подписать указ о передислокации военных сил из Крыма – выглядят не просто запоздалым, а по меньшей мере, издевательскими. А в российских СМИ появилось сообщение о возможной отставке и. о. министра обороны Игоря Тенюха со ссылкой на источники в Верховной Раде.

Украинская власть действует удивительно медленно. Она никак не отреагировала на первые шаги сепаратистов по захвату крымского парламента и дестабилизации ситуации в АР Крым. Не реагирует на угрозы и сейчас. Потеряв контроль над ситуацией, возникает логичный вопрос: чиновники знают, что делают, или сознательно отдают приказы своим подчиненным, в результате чего впоследствии нужно будет отвечать перед военным трибуналом? Если правительство столько дней без результата не смогло взять под контроль ситуацию на сравнительно небольшой территории Крыма, то что оно намерено делать дальше, когда на границах с другими областями Украины сосредоточены колоссальные силы противника?

Ни один из политиков-тяжеловесов сейчас не рискует своим рейтингом ради разрешения сложившейся ситуации в Крыму. Ведь всем понятно - битва за полуостров проиграна. Однако игнорировать этот факт - означает проиграть войну за всю Украину. Несколько дней назад мы вместе с моими соратниками следили за ситуацией за заблокированными под Мариуполем пограничниками. Ситуация была напряженной: группа сил так называемой «самообороны», люди в штатском, действуют в интересах другого государства, по дороге к месту дислокации не стали пропускать наших ребят, после чего те были вынуждены окопаться и несколько дней держать оборону прямо на территории одного из песчаных карьеров.

Как видим, ситуация становится неконтролируемой не только в Крыму. Вчера глава СНБО Андрей Парубий не стал отрицать, что на границе с Украиной сконцентрировано достаточно войск Российской Федерации, способных перейти в наступление по всему периметру границы. Чтобы выиграть навязанную нам войну, необходимо перенять инициативу противника, действовать его же методами. Возможно, вооруженные силы врага будут опять действовать по старой схеме – без опознавательных знаков, применяя тактику террористов. Поэтому действовать необходимо так же – применяя весь спектр антитеррористических средств. Параллельно не стоит забывать усиливать собственные вооруженные силы и ответственно отнестись к созданию Национальной гвардии. Делать это необходимо быстро – один месяц за один потерянный год независимости.

Исходя из сложившейся ситуации, предлагаю 3 реальных направления работы по стратегии дальнейших действий украинской власти по защите национальных интересов:

1. В политической плоскости - не признавать Крым как самостоятельную территорию и субъекта на международной арене. В этом направлении Украина получила стопроцентную поддержку стран всего мира. Действия России по аннексии части украинской территории осудили почти все члены мирового сообщества - как национальных государств, так и наднациональных структур и организаций. Одновременно необходимо учесть весь спектр средств по предотвращению гуманитарной катастрофы. Для этого украинским гражданам в Крыму стоит предложить финансовую и юридическую помощь, обеспечить жильем. В случае необходимости - предоставить статус беженцев на прилегающих территориях соседних с Крымом областей.

2. Внедрение стратегии отстаивания собственного экономического интереса. Самопровозглашенная власть Крыма не признает своей принадлежности к территориальному устройству Украины, и пытается проводить собственную экономическую политику - в этом вопросе она прежде надеется на финансовую помощь России. И в данном случае Украина имеет все рычаги для отстаивания своих экономических интересов. По данным экспертов, 85 % электроэнергии, которые использует Крым на свои нужды - поступает с материковой Украины. Кроме того, водоснабжение полуострова на 75% зависит от Северо-Крымского канала.

Правительство имеет все возможности установить отдельные тарифы за электро- и водоснабжения на привлекательном для себя рыночном уровне. Еще одним существенным шагом является необходимость решения вопроса по поводу государственной и частной собственности в АР Крым. Не секрет, что самопровозглашенные властные структуры Крыма под патронатом России устроят массовую национализацию всех объектов собственности на территории полуострова. Международное рейдерство необходимо если не остановить, то хотя бы зафиксировать в юридической плоскости. Предлагаю совместно проконтролировать сопровождение правительством Украины всех необходимых международных судебных исков в отношении фактически украденного имущества. Для этого общественности необходимо требовать предоставления публичного перечня собственности всех объектов в АР Крым.

3. Безотлагательного решения требует блок вопросов в оборонно-военной сфере. Прежде всего, нужно немедленно эвакуировать оставшихся верными присяге военных и их семьи с территории АР Крым, и не допустить дальнейших потерь личного состава ВСУ. Мы должны признать, что сейчас нет военной возможности установить контроль над территорией, она захвачена военными формированиями террористического типа, которые полностью обеспечиваются, подготавливаются и экипируются при поддержке правительства Российской Федерации. Следующая фаза - подготовка антитеррористической стратегии по защите юго-восточных границ Украины. Для организации такой деятельности не нужно изобретать велосипед. Необходимо исследовать опыт других стран, а в случае необходимости - официально обратиться за консультациями зарубежных экспертов в этой области. Как пример Минобороны может проанализировать ситуацию с постоянно продолжающимся конфликтом между Израилем и Палестиной, после чего разработать собственную стратегию действий по захваченным территориям.

В данном аспекте как-то не очень убедительно выглядят действия новых губернаторов восточных и южных областей. Пока СБУ работает с диверсантами, местные власти сумели лишь вырыть рвы на границе с АР Крым. Этих усилий явно недостаточно.

Павел Жебривский Павел Жебривский , Лидер партии «Украинская платформа «Собор», народный депутат IV, V, VI созывов
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram