Итоги для адвокатуры: в Новый год - со старым законом

Реформа адвокатуры, предусмотренная законопроектом 9055, в текущем году не состоялась.

Это самый пробуксовывающий компонент судебной реформы. Работа над новыми правилами для адвокатуры в рамках Совета по вопросам судебной реформы началась в 2015 году, но только в сентябре 2018 года финализированный законопроект был передан в парламент. Статус неотложной законодательной инициативы не помог ускоренному принятию закона. Блицкриг не удался и из-за сопротивления адвокатского сообщества, а оно достаточно заметно, как бы не старались подменить или противопоставить всей адвокатуре отдельные тандемы участников юридического рынка с общественными организациями и властью. Обойти действующий закон невозможно, а он дает право голоса адвокатской профессии Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) и обеспечивает репрезентативность регионов через публичные резолюции советов адвокатов областей. И этот голос нужно засчитывать как «против».

Фото: GoGetNews

В последние пленарные дни уходящего года парламент так и не добрался до рассмотрения новой редакции закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Проголосовать этот законопроект готовились с конца ноября, но этому помешало то рассмотрение его в Национальном агентстве по предотвращению коррупции, то реально отсутствие необходимых 226 голосов и вообще дисциплины в зале в последние рабочие дни декабря. Это хорошо не только для противников законопроекта, но и для его сторонников, ведь ситуация позволяет им уйти от опасного ярлыка лоббистов коррупционного законопроекта.

Думаю, даже «кнопкодавство» не обеспечило бы принятия законопроекта в первом чтении. Почему? Большая часть фракций коалиции и оппозиции публично высказались против реформы адвокатуры в версии Совета по судебной реформе. Многие спикеры фракций и комитетов говорили о недопустимости сокращения инструментов защиты прав граждан и произвола правоохранительных органов, об опасности планов отдельных высоких чиновников установить полный контроль над системой правосудия, где реально независимым институтом остается только адвокатура. Комитет по борьбе с коррупцией указал на коррупциогенные риски законопроекта, а вице-спикер Оксана Сыроид назвала федерализацией, феодализацией и коррупцией все новеллы по адвокатскому самоуправлению.

За почти 4 месяца от регистрации в парламенте, после неудачных кулуарных договоренностей и разгромных депутатских выступлений (как например, у Татьяны Черновол) законопроект утратил свою реформаторскую европейскую элегантность. Эта законодательная инициатива — не об адаптации европейских стандартов и практик, хотя в историю ее создания и вписаны имена двух экспертов Совета Европы.

Новая редакция закона об адвокатуре — грубый инструмент примитивной политической или карьерной борьбы за руководящие должности в адвокатском самоуправлении, за право принимать тысячи юристов в адвокатуру и право определять без съезда адвокатов, кому отдать квоты в ВККС и Высшем совете правосудия. Самые активные сторонники законопроекта — это шорт лист новых начальников региональных палат адвокатуры, советов адвокатов Украины и регионов, Высшей квалификационной и Высшей дисциплинарной комиссий адвокатуры и других органов. Чем ближе съезд адвокатуры по избранию представителей в высшие органы судебной власти, тем очевиднее становится настоящий сценарий будущих изменений, предусмотренный законопроектом 9055. Некоторые чиновники, чтобы удачно «уйти», решили поставить под контроль адвокатуру, избраться в ВРП и даже возглавить этот орган. Ведь адвокатская квота – это константа, она не зависит от результатов выборов, чего не скажешь о переменчивой судьбе представителей в ВРП от парламента и назначенных президентом. Продавливают этот «реформаторский» сценарий не всегда честными методами. Обыски в совете адвокатов одной западной области, вручение подозрений нескольким адвокатам, работающим в самоуправлении, - это не случайности и не заслуга правоохранителей, а организованные заказные провокации для очернения действующей системы адвокатуры.

Маленькие парламентские каникулы и новогодние праздники создают удобную паузу, и я еще раз призываю сторонников законопроекта обдумать все риски и как минимум отложить его продвижение. С адвокатурой ничего страшного не случится, если она проживет без реформы еще полтора месяца. Почему такой подход конструктивный?

Во-первых, организация съезда, избрание делегатов, проведение конференций покажет, хорош или плох действующий закон в части самоуправления. Объективно, система выстроена демократически и обеспечивает адекватное представительство профессии. Адвокатов я призываю активно принять участие в собраниях и конференциях, которые уже стартовали. Сомневающиеся могут понаблюдать за процессом, он полностью публичный.

Во-вторых, съезд как высший орган адвокатского самоуправления, от имени всех регионов Украины сможет дать оценку законопроекту 9055 и определить видение реформы адвокатуры, автором которого является вся адвокатура, а не несколько киевских тепличных офисов. Если мнения советов адвокатов регионов и Совета адвокатов Украины для кого-то не достаточно авторитетно или репрезентативно, то давайте посмотрим на настроения съезда.

По действующему закону его возможно организовать на принципах адекватного представительства регионов. Новый закон лишит адвокатов возможности самоорганизоваться, чтобы отстоять себя. Этот пессимистический сценарий хорош только тем, что чем ближе к старту предвыборной кампании в парламент, тем менее он маловероятен.

Павел Гречковский Павел Гречковский , Адвокат, член Высшего совета правосудия
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram